Если вы играете и отдаете этому немного больше (значительно больше) времени, чем хотелось бы.
Если случалось, что вы деинсталлировали махом все игрушки и выбрасывали диски, а через несколько месяцев заводили новые.
Если вы неоднократно производили торжественное форматирование «винта» и давали зарок вечного игрового воздержания, а через несколько дней уходили в недельный игровой запой.
Или если вы читаете эту статью, пока ваш комп коннектится к серверу WoW, — оставайтесь, пожалуйста, с нами.
БЕГСТВО ОТ РЕАЛЬНОСТИ
Чаще всего говорят о том, как неокрепшие умы подпадают под влияние виртуальной реальности с ее чрезмерной жестокостью и вседозволенностью, а потом слетают с катушек. Или о том, как игры затягивают человека в свои сети, заставляя забыть о еде и отдыхе, высасывают из него все силы до тех пор, пока реальная жизнь не превратится в жалкое существование, необходимое лишь для обеспечения виртуальной… И после каждой очередной стрельбы в школе или умершего от истощения геймоголика появляется серия публикаций с призывом что-нибудь кому-нибудь запретить ради всеобщего блага, а потом постепенно сходит на нет до следующего подобного случая.
Кроме бессовестного передергивания и сомнительной эффективности у такого подхода есть еще несколько проблем.
Во-первых, он практически упускает из виду «окрепшие умы», хотя, по статистике, таких среди геймеров большинство.
Во-вторых, любая компьютерная зависимость (в том числе и геймоголизм) здесь понимается как некоторая патология, возникающая у человека под воздействием компьютера. А потому если убрать или нивелировать это воздействие, то ситуация снова придет в норму. Это не совсем так.
Зависимость как гидра — отруби ей одну голову, так появится другая.
А растут они все из желания убежать от дискомфортной реальности, вместо того чтобы изменить ее. Любая зависимость — это попытка создать некоторую альтернативную реальность, более комфортную, чем настоящая.
Это может быть реальность измененного алкоголем или наркотиками состояния сознания или же реальность социальных сетей типа «ВКонтакте», в которой вы можете собрать свой образ лишь из самых ярких моментов своей жизни и наиболее выдающихся достижений, оставив за кадром все неудачи, да и просто будни. Реальность анонимного блога, в которой дозволено говорить все, что вы не разрешаете себе сказать в обычной жизни, или реальность шопоголика, в которой приобретение приравнено к созиданию и достижению. Реальность азартного игрока, в которой можно не иметь собственных целей и не прикладывать сил для их реализации, ведь все в руках Фортуны, трудоголика, из которой исключено все, кроме работы или Интернет-серфинга, позволяющая переживать состояние потока сколь угодно долго. Или даже знакомая всем реальность фантазий о несовершившемся прошлом («эх, надо было мне…») или же маловероятном будущем («вот если бы со мной вдруг…»).
Так что зависимость формируется задолго до того, как человек находит свою игру, теперь она лишь приобретает видимую для окружающих форму.
Понятно, что не каждый человек, играющий в видеоигры, — геймоголик. Где же граница между хобби и одержимостью?
О зависимости можно говорить, когда игра сама становится целью, подчиняющей себе жизнь вне виртуальной реальности.
Если человек сел в свободный вечерок поиграть несколько часов, то обзывать его геймоголиком явно рановато. С другой стороны, если парень в полном расцвете сил, без особых интересов и заслуживающей упоминания личной жизни прозябает на скучной и бесперспективной работе и ничего по этому поводу не делает, но тем не менее каждый вечер упорно и ответственно прокачивает своего компьютерного героя, призвав весь свой ум и выдержку, пытается снабдить бедолагу лучшим оружием и очень тщательно взвешивает, выгоднее ли в долгосрочной перспективе осваивать лук или изучать заклинания (и совсем не видит тонкой иронии в этой ситуации), то пора уже бить тревогу.
А между этими крайностями лежит широкая пограничная зона, оказавшись на которой мы можем двинуться либо в одну сторону, либо в другую. А потому давайте в лучших традициях тезиса о том, что каждая проблема — это скрытая возможность, посмотрим, какие же ресурсы есть в компьютерных играх и как можно обратить их себе на пользу.
ВО СНЕ И НАЯВУ
Понятно, что раз мы тратим столько времени, сил и денег на игры, то что-то мы от них получаем взамен. Что-то, чего нам очень не хватает в реальной жизни. Что бы это могло быть?
Во-первых, кайф. Компьютерная игра, как и любая другая, содержит внутреннюю мотивацию. Зачастую в нашей перенасыщенной нужными и полезными делами жизни не так уж много остается действий, приносящих удовольствие в процессе, а не в результате.
Во-вторых, возможность отвлечься. Иногда возникает ситуация, когда есть какая-то проблема, думать о которой сейчас нет смысла (или сил), а не думать — нет возможности. Тут-то компьютер и придет к нам на помощь: 15 минут в виртуальном мире — и реальные проблемы испаряются из головы.
Возможно и обратное: играть, чтобы собраться с мыслями. Кому-то хорошо думается за рулем, кому-то — во время прогулки или вязания, а кто-то на автопилоте играет в маджонг или тетрис, пока мозг на полных оборотах решает какую-то проблему.
Если присмотреться к тому, какие игры вы предпочитаете, можно понять, чего вам не хватает. Каким способностям, невостребованным в жизни, вы даете возможность проявиться?
Острый и изворотливый ум, погрязший в рутинной работе, ищет отдушины в квестах, любителям стратегии, возможно, негде применить свои организационные таланты, а фанатам симуляторов, вероятно, не хватает в жизни драйва и адреналина. Допустим, накричал начальник — не орать же на него в ответ. А возьмешь дробовик под мышку да пойдешь очищать мир от всякой нечисти — через 15 минут и успокоишься.
Люди, подсевшие на ролевые игры, могут быть не слишком довольны собой в реальности. Тогда один из способов, позволяющих гордиться собой, — создать виртуального героя и хвастаться в Сети уже его способностями.
Конечно, можно, не уходя в виртуальную реальность, удовлетворить эти потребности, причем гораздо более полно. Но тут есть одна тонкость: хоть удовлетворение от виртуального суррогата так себе, затрат он тоже требует сравнительно небольших. Сложность, в том, что игры в некоторых ситуациях — наименее затратный способ получить то, что нам сейчас нужно. А более затратный мы себе пока позволить не можем.
Да, вместо квеста можно читать научные статьи или разбираться с какой-нибудь сложной философской концепцией, вместо симуляторов — заняться велосипедным спортом или дайвингом… Но все это, прежде чем начнет давать отдачу, потребует большого вложения времени и сил. Которых сейчас может просто не быть, потому как эти ресурсы уже вложены в достижение значимых целей. А игры удовлетворяют эти потребности прямо сразу, хоть и не в полной мере.
Игромания в зрелом возрасте — не такая вредная привычка вроде курения или ковыряния в носу, от которой можно избавиться, практически не меняя остальной жизни. Часто это следствие дисбаланса между различными сферами жизни. Например, если вы когда-то решили отложить на время жизнь, пока заняты карьерой, то нет ничего удивительного, что вне работы вы тоже толком не живете, — на это не остается ни времени, ни сил. И если здесь лечить не болезнь, а симптом (игроманию), то поддаваться он будет плохо.
ПРАВИЛА БОЯ
1. Победа в игре зависит только от тебя. А потому даже тот, кто в реальной жизни предпочитает жаловаться на судьбу, в игре сосредотачивается на своей зоне влияния.
2. Попутно можно подлечиться от перфекционизма: попробуйте просто поиграть, вместо того, чтобы стараться не потерять ни одного персонажа и собрав все возможные бонусы.
3. Для разнообразия попробуйте не мухлевать — очень полезный навык в жизни.
4. Бросайте игру, когда она перестает приносить вам удовольствие. Не каждое дело в жизни нужно доводить до конца. Компьютерная игра — одно из таких дел.
5. Но если вы, наоборот, склонны все бросать на полпути, то попробуйте хоть игру пройти до конца.
6. Если балкон и антресоли в вашей квартире завалены хламом, то ограниченный «сундук» персонажа доставит вам немало мучений. Но зато потом умение оставлять только необходимое и бросать без сожаления лишнее не раз пригодится вам в жизни.
7. Если у вас есть привычная стратегия, попробуйте ее поменять: предпочитаете ближний бой — попробуйте снайперку, просчитываете на шесть ходов вперед — доверьтесь интуиции.
8. Обращайте внимание на свои типичные ошибки: вы осторожничаете и пропускаете верный момент или рветесь в бой, не оценив толком ситуацию.
9. Вы много можете о себе узнать, наблюдая за тем, как вы играете. Как у вас с балансом целей и средств? Убиваете мирных жителей, чтобы помародерствовать? Испытываете вину, когда отказываете в помощи виртуальному персонажу? Что вы чувствуете, проявляя агрессию? Как часто вы сейвитесь и что это говорит о вашей жизни?
Признавайтесь себе, зачем вы играете: «Я крушу из дробовика монстров, потому что меня накрутил начальник, а его пришибить я не могу».
Олег Бузик,
доктор медицинских наук, заместитель директора Московского научно-практического центра наркологии
ПОДМЕНА ЖИЗНИ
Граница между хобби и зависимостью тонка и не всегда очевидна для не профессионала. Если я чего-то хочу, то я буду продолжать хотеть до тех пор, пока не наступят условия для удовлетворения моего желания. В случае зависимости — обстоятельства уже не играют какой бы то ни было роли. Есть мое «хочу» и бескомпромиссное стремление к «хочу-реализации», точнее, «не-могу-нереализации».
Невозможность получить желаемое влечет за собой тревогу, напряжение, бессонницу, раздражение и… любым, даже социально не приемлемым способом, удовлетворение «хочу». В этом есть вынужденность, насильственность и обреченность. В конечном итоге — болезнь, которая руководит и чувствами, и мыслями, и поведением. Жизнь заканчивается — навсегда или на время. Человек становится производным болезни, ее рабом.
Учиться вождению на автотренажерах и на самом автомобиле — разные вещи. Можно быть классным тренажерщиком и не справиться с машиной на дороге, и наоборот. Нельзя подменить реальную жизнь виртуальной. Это похоже на электронную сигарету, безалкогольное пиво и резиновую женщину. Это значит путешествовать по миру, сидя у телевизора.
Хороший «виртуальный» ход — лечиться в процессе игры. Однако в реальной жизни он не работает. Нельзя лечить алкоголизм пивом.
В случае зависимости попытки самолечения бессмысленны. Главное — признаться самому себе в наличии проблемы. Это уже первый шаг к выздоровлению.
Неуверенные в себе люди, инфантильные, внушаемые, нетерпеливые, эгоцентричные, максималисты, любопытные, с ярким воображением и низкой способностью предсказывать последствия своих действий.
Симптомы геймоголизма:
• Увеличение количества времени, проведенного за игрой. Неспособность остановиться — человек играет «до упора», вывести из игры могут только внешние обстоятельства.
• Настроение значительно улучшается во время игры и падает после ее окончания, появляется чувство вины или пустоты.
• Повышенная раздражительность, особенно при необходимости отвлечься от игры.
• Постоянное обдумывание игры и желание поскорее к ней вернуться.
• Утаивание факта игры или количества времени, отданного ей.
• Головные боли, расстройства сна, красные глаза, нервное и физическое истощение.