Африканский писатель Чинуа Ачебе в одном из интервью заявил, что главный вред, который, по его мнению, нанесла Африке европейская колонизация, состоит не столько в том, чтo белые отняли у африканцев, сколько в том, чтo они им подарили, точнее, насильно навязали вопреки исконной африканской ментальности, в частности часы. В ХХ веке с порабощением и эксплуатацией черного континента было формально покончено, однако африканцы навеки остались порабощены чуждым их натуре образом жизни, который безжалостно подчинен тиканью часового механизма.
Можно подивиться причудливому ходу мысли африканского писателя, однако совсем уж вздорным его не назовешь — доля истины в его словах, наверное, есть. Структурирование времени, совершенно не присущее маленьким детям и так называемым примитивным народам, по мере их приобщения к цивилизованному образу жизни принципиально меняет их мироощущение, причем неизвестно — в лучшую ли сторону. Наверное, в спонтанном, нерегламентированном восприятии маленького ребенка, а также охотника или пастуха в набедренной повязке есть свои преимущества. (Кстати, любопытно, что даже в так называемом цивилизованном мире еще каких-то лет сто назад часы были, скорее, предметом роскоши, чем массовым атрибутом: большинство населения Европы часов не имело и жило от зимы до лета, от рассвета до заката.) Но взросление — как отдельных людей, так и народов — отчасти в том и состоит, что их жизнь приобретает все более жесткий и упорядоченный ритм. И это действительно с определенной точки зрения можно воспринять как порабощение — подчинение неумолимому и безжалостному «хозяину», который спуску не дает. Но в том отчасти и состоит обязательная плата за приобщение к прочим благам цивилизации, без которых мы свою жизнь уже не в силах представить.
Религия для офиса
Однако, научившись считать и ценить время, человек загнал себя в опасную психологическую ловушку — времени (как, впрочем, и денег) ему стало катастрофически недоставать. Жизнь цивилизованного человека превратилась в безнадежную гонку-состязание с часовой стрелкой. Те же, кто пытается выключиться из этой гонки и игнорирует неумолимый бег стрелок, оказываются на обочине — несоблюдение общепринятых правил игры автоматически означает проигрыш. В наши дни человек, который не стремится содержательно наполнить каждый час и получить от него максимальную отдачу, обречен на планиду неудачника. А это, наверное, сегодня самое страшное клеймо — страшнее физического или морального уродства.
Этим, по-видимому, объясняется та невероятная популярность, которую приобрели в последние годы всевозможные руководства и тренинги по управлению временем. Тысячи, миллионы людей во всем мире, а теперь и у нас желают научиться рационально распоряжаться этим бесценным ресурсом, извлекать из него наибольшую выгоду. Тайм-менеджмент (так по-английски называется управление временем, а у «папуасов» всегда было принято даже в языке коряво подражать белому господину) превратился в мощную индустрию или, скорее, в массовую религию со своими гуру и заветами.
Нетрудно догадаться, что проблема управления временем — не столько организационная, сколько психологическая. Приоритет в ее разработке, однако, принадлежит не психологам. Правда, в последнее время и практикующие психологи стремятся включить элементы тайм-менеджмента в свои тренинги самосовершенствования и личностного роста, но при этом, как правило, плетутся в хвосте у специалистов, от психологии весьма далеких. Попробуем, хотя бы в самом общем виде, разобраться, какие горизонты открывает перед всеми нами управление временем. В то же время нелишне отдавать себе отчет в тех тупиках и ловушках, которые могут подстерегать нас на этом пути.
Отделить зерна от плевел
Любишь жизнь? Тогда не теряй времени, ибо время — ткань, из которой соткана жизнь.
Бенджамин Франклин
Хотя мудрые суждения о необходимости дорожить временем встречаются еще у древних мыслителей, потребности в управлении временем в его современном понимании не было у обычного человека ни в античности, ни в Средневековье, ни даже в сравнительно недавнем прошлом. Для обычного человека круг его жизненных задач был не слишком широк, весьма четко определен, и особой поспешности в их исполнении не требовалось — можно было позволить времени плавно течь своим чередом. ХХ век нарушил этот порядок, смутив человека все расширяющимся многообразием жизненных задач. Чтобы преуспеть в жизни, сделать, а точнее — успеть — требовалось все больше (недаром Марина Цветаева изрекла: «Успех — это успеть!»). На то, чтобы решить все встающие перед человеком задачи, времени стало недоставать. Чтобы не отстать в гонке за успехом (то есть как можно больше успевать), понадобилось упорядочить как круг насущных задач, так и отводимое на них время.
Один из приемов рационального планирования — ежевечерняя работа с карандашом в руке. Специалисты по тайм-менеджменту советуют выписать все задачи, которые вам предстоит решить на следующей неделе. Внимательно изучив этот список, вы наверняка обнаружите, что не все дела являются в одинаковой степени срочными и важными. Рассортируйте их на три группы: А, Б и В.
Задания группы А — крайне срочные и важные, подлежащие немедленному и безусловному выполнению.
Задания группы Б — весьма важные, их следует выполнить в ближайшее время.
Задания группы В можно кому-то поручить или временно отложить.
Конечно, каждый день нам приходится делать много разных дел. Но только одна, максимум две задачи являются задачами группы А.
По большому счету, планирование расходов времени на решение разнообразных задач в соответствии с их важностью и срочностью и составляет основное содержание управления временем. Простейшей формой такого планирования служит ведение ежедневника, или органайзера, где в хронологическом порядке фиксируются все предстоящие задачи, требующие решения. Специалисты по тайм-менеджменту разработали всевозможные изощренные формы подобных органайзеров, вплоть до электронных, которые позволяют ранжировать задачи по их значимости и соответственно — по очередности исполнения и целесообразности расходов времени на них.
Не вызывает возражений конструктивная идея упорядочивания всего многообразия дел, от обилия которых у современного человека голова может пойти кругом. Вполне рационально звучит предложение письменно зафиксировать все предстоящие дела — использование этого перечня позволяет не полагаться на нашу далеко не безупречную память и помогает, таким образом, ничего не упустить. Но главное состоит даже не в этом, а в ранжировании дел. В текучке будней мы зачастую не отдаем себе отчета в том, что всплывающие там и сям мелкие, малозначимые задачи и задачки отвлекают наше внимание, силы (и время!) от задач по-настоящему важных. Кое-кто, наверное, пробовал строить конкретные планы по организации своего времени, однако не сумел претворить их в жизнь и забросил это занятие. Почему так происходит? Объяснение простое: потому что на каждый день планируется слишком много. В результате каждый вечер человека угнетает ощущение невыполненного долга.
* овладейте искусством корректного отказа: слишком много времени нам стоит неумение сказать «нет»;
* сведите на нет бессодержательное общение ради общения;
* в очереди или автомобильной пробке можно слушать аудио-книги, заучивать иностранные слова.
Преодолевая иллюзии
Специалисты по тайм-менеджменту не устают повторять: время — ресурс ограниченный (в отличие, скажем, от денег, так как денежные ресурсы при известной находчивости можно и пополнить). Причем, как выясняется, гораздо более ограниченный, чем нам кажется, ибо большинство из нас склонны сильно преувеличивать свои временные резервы.
Если ваш органайзер испещрен убористыми записями о предстоящих делах, встречах и контактах, то вы либо исключительно востребованная обществом персона вроде Билла Гейтса, либо принадлежите к весьма широкому кругу людей, питающих иллюзии насчет своего времени. Как показали недавние исследования американских психологов, большинство людей, испытывающих в настоящее время сильный цейтнот и не справляющихся со всеми текущими делами, безотчетно убеждены, что в будущем они будут располагать значительно бoльшим временем и это наконец позволит им успешно справляться со всеми возникающими задачами. В результате они строят обширные планы, которым не дано осуществиться, раздают обещания, которые окажутся просто не в силах выполнить полностью.
Это заблуждение относится не только ко времени, но и к деньгам, однако в значительно меньшей степени. Большинство из нас верят, что в будущем денег у нас наконец станет побольше, чем есть сегодня, но эту вероятность мы оцениваем более реалистично. Гэл Зауберман и Джон Линч, авторы исследования, полагают, что деньги мы просто воспринимаем более осязаемо и вследствие этого более точны в их подсчетах. Со временем дело обстоит иначе. Общеизвестно, например, что полчаса и полчасика — далеко не одно и то же, а «минут пятнадцать» могут продлиться гораздо дольше, чем четверть часа (зато десять долларов, даже названные десяткой, своего достоинства от этого не изменят).
Строя планы, люди нередко недооценивают время, необходимое на их осуществление. Причина кроется в том, что временные затраты прогнозируются исходя из оптимального стечения обстоятельств, а такое происходит крайне редко. Гораздо чаще возникают всевозможные непредвиденные препятствия и осложнения, требующие дополнительного времени и усилий. Не принимаются в расчет и не относящиеся к данной проблеме дела, которые невозможно предугадать, но которые почти наверняка сыграют роль отвлекающего фактора. К тому же людям свойственно питать иллюзию, будто любая проблема имеет простое и быстрое решение. Разумеется, такое решение всегда можно найти, но в большинстве случаев оно оказывается неверным и заводит в тупик. В результате требуется немалое время, чтобы отыскать новое решение и воплотить его в жизнь.
Характерно, что краткосрочные планы отличаются большей реалистичностью, чем долговременные. Свои завтрашние задачи (и время, необходимое на их решение) мы оцениваем более трезво, чем послезавтрашние. Не потому ли отдаленные цели так редко достигаются в срок, а чаще все дальше отодвигаются во времени, становясь все более отдаленными?
Грузчик Шмидт работал в бригаде, где на каждого приходилась устрашающая дневная норма. Шмидт, следуя подробным инструкциям Тейлора по организации трудового процесса, превысил норму почти в четыре раза. Воодушевленный грузчик три года подряд с энтузиазмом выполнял 4-кратную норму. Но умер в расцвете сил.
Исходя из полученных данных, Зауберман и Линч формулируют несколько простых рекомендаций. Во-первых, если вам надо попросить кого-то об услуге или одолжении и вы не уверены в согласии, то высказать свою просьбу следует заблаговременно — желательно за несколько недель. В таком случае вероятность согласия намного выше — столь долгосрочные авансы обычно даются легко… Но и недостаточно ответственно! Так что не удивляйтесь, если к сроку ваша просьба не будет выполнена. Поэтому все-таки лучше не заручаться голословным согласием, а лишний раз трезво взвесить реалистичность своей просьбы.
Во-вторых, необходимо отдавать себе отчет, что и через месяц, и через год мы будем так же заняты, как и сегодня. То есть времени у нас не прибавится, ибо просто неоткуда! Это факт, в который мы упорно отказываемся верить, но который ради своей же пользы должны признать.
И еще следует иметь в виду восточный афоризм: «Мудрец не строит планов». В наших условиях понимать его надо так, что не стoит во всех подробностях предвосхищать свои цели и задачи, а также средства и сроки их исполнения. Ведь жизнь наверняка внесет свои коррективы! Подобно древним мореплавателям, бороздившим водную гладь под парусами, надо все время помнить о цели своего путешествия, но в то же время осознавать, что направление ветра, перемены погоды и множество других условий могут серьезно скорректировать маршрут и сроки прибытия. А сковавшему себя жесткими сроками остается только проклинать переменчивые ветры!
Помимо планирования, важным элементом управления временем является изыскание неиспользованных временных ресурсов и устранение «пробоин» в своем режиме, в которые утекают столь необходимые часы и минуты. С этой целью рекомендуется вести хронометраж своей повседневной жизни, позволяющий при вдумчивом анализе выявить такие «пробоины» и прекратить бесполезную утечку времени. В силу этого в систему тайм-менеджмента вплетаются приемы ассертивной (уверенной) коммуникации — искусство корректного отказа (слишком много времени нам стоит неумение сказать «нет»), сведение на нет бессодержательного общения ради общения, а также продуктивное заполнение вынужденных «простоев» (в очереди или автомобильной пробке рекомендуется заняться прослушиванием аудиокниг, заучиванием иностранных слов и т.п.).