БЫТ
Итак, сфера первая – бытовая. Когда все, что попадается под руку, становится предметом творческого отношения. Это – про квартиру, заходя в которую понимаешь, что хозяин всю душу вложил в ее оформление, в то, чтобы она была его квартирой, частью его самого, его проекцией и отражением.
Следует особо подчеркнуть, что речь ни в коем случае не о сумме потраченных денег. Наличие денежных средств, конечно, расширяет возможности, но, как правило, не добавляет ни вкуса, ни стиля – достаточно посмотреть на высящиеся вокруг крупных городов всевозможные «царские деревни», где массово преобладает дорогущая архитектурная безвкусица.
Однако мы сегодня ведем речь и не об изворотливости ума ввиду отсутствия необходимого оборудования, а об «излишнем» с практической точки зрения стремлении сделать свой быт не просто удобным, но и красивым.
КОРНИ
Вот вы, к примеру, никогда не задумывались, почему старинные здания, как правило, щедро украшены всевозможными орнаментальными «завитушками»? Причем даже непрофессионалу вполне очевидно, что большинство из них не имеют никакого практического значения. Зато здание получается – глаз не оторвать! А ведь это целая бытовая философия – жить в красивом здании, пользоваться красивыми столовыми приборами и т. д. Причем все это – на уровне традиции, когда человек не очень вникает в суть, а делает «как принято». А принято раньше было делать красиво. Возникает вопрос: что поменялось в нашей жизни и, соответственно, в нашей психологии, что все эти «красивости» превратились в излишества?
ТВОРИТЬ СПОСОБЕН КАЖДЫЙ
Тереза Амабиле из Гарвардской школы бизнеса 30 лет изучала креативность. Она выяснила, что творить способен любой мыслящий человек. Креативность зависит от опыта, таланта, способности ломать барьеры и вдохновенного отношения к жизни.
РАБОТА
Работать тоже можно по-разному. Даже в самой занудной деятельности можно найти творческий компонент, если попробовать привнести в нее немного себя. И это не только про читающих стихи и поющих водителей общественного транспорта, танцующих регулировщиков и жонглирующих на цирковом уровне бокалами барменах. Это еще и про то незаметное, что раскрывает суть самого человека, – про отношение как к самой работе, так и к потребителю твоих услуг. Недаром к одним специалистам очереди стоят, а другие – одиноко перебиваются редкими посетителями.
САПОЖНИК БЕЗ САПОГ
А вот если сама профессия связана с творчеством, возникает про-тивоположная проблема – из формально творческой деятельности начинает уходить компонент творчества. И возникает состояние, которое большинство представителей разных искусств выражают универсальным: «Не хочется писать». И для художника это страшно. Причем не важно, о бесконечном ли сочинении текста идет речь, или написании музыки, или полотен. Начинаясь как фанатичное увлечение или страсть, в какой-то момент эта деятельность все равно превращается в профессиональную рутину. Попросту говоря – пропадает то самое вдохновение, за которым куда только в очередь не выстраиваются представители творческих специальностей.
РЕЦЕПТЫ ТВОРЧЕСТВА
Творчество проявляет желание жить. Но в нашей повседневности творчеству, как правило, практически нет места. Между тем, существуют простые рецепты, как наполнить креативом каждый свой день.
Ежедневно выполняйте «гимнастику для мозга». Каждый день совершайте обычное действие необычным способом. Идите на работу другой дорогой. Заходите в другой магазин. Съедайте незнакомый продукт. Меняйте меню, привычки, музыку в плеере, в конце концов. Любое изменение формирует новые нейронные связи и заставляет психику адаптироваться к новым условиям, а значит – вы уже начинаете креативно мыслить.
Рисуйте везде и всем, к чему вы прикасаетесь. Вы думаете, нельзя рисовать одеждой? Да запросто! Даже если вы просто сложите одежду стопочкой в последовательности «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», вы получите радугу в шкафу. Рисовать можно на тарелке, оформляя ужин. Можно создавать невероятной красоты картины, рисуя на пене в ванной. Перед вами весь мир – как палитра. Такие упражнения не только сделают вашу повседневную жизнь интереснее и красивее, но и позволят вам поверить в свои творческие возможности.
ОТНОШЕНИЯ
Есть еще одна сфера приложения творческих усилий – отношения с вашими близкими. В смысле сосуществования как творческого дела. Когда люди не просто проводят время в одном помещении, а создают в нем уникальную атмосферу. Можно, конечно, сказать, что в лю¬бой семье неповторимая атмосфера, но, к сожалению, редко приходится встречаться с тем, что называется сотворчество. Мне приходилось сталкиваться с несколькими такими союзами, и в каждом из них было свое уникальное сочетание ролей, обязанностей, интересов, компромиссов, потребностей и уступок. Пожалуй, в этом и заключается основной секрет подобных пар – у них получается сонаправить свое разнообразие на главное желание – быть вместе.
РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
Обязательно выращивайте растения. Это завораживающее зрелище – смотреть, как из сухой семечки на ваших глазах, благодаря вашим усилиям, появляется новый живой организм. Каждый день наблюдать изменения, расцвет, увядание. Это позволяет чувствовать себя творцом и повелителем мира. Пусть даже совсем маленького.
Создавайте для себя чистые холсты: освобождайте свое пространство от хлама, ненужных вещей, устаревших девайсов. Красьте стены в белый цвет. Чем больше свободного пространства будет вокруг вас, тем больше вам захочется создать, чтобы его наполнить. Однако не останавливайтесь. Не привыкайте к своим произведениям искусства, как будто первому и последнему в вашей жизни, не пытайтесь их сохранять навеки, не оставляйте пылиться на полках. Снова и снова очищайте «холст», чтобы снова и снова создавать.
Никогда не сидите без дела, даже если вы вынуждены ждать. Старайтесь любое ожидание превратить во временное пространство, которое вам дано для изобретения чего-то нового. Поставьте себе цель в каждые 10 минут ожидания изобретать что-то полезное для человечества.
Время от времени представляйте, что вы находитесь в сказке. Пусть диссертация станет прекрасной принцессой, а комиссия – злым драконом, от которого ее надо защитить своим красноречием. Представьте своего босса Карабасом-Барабасом, а себя – хитрым Буратино. Как бы вы действовали в таком случае? Погружение в сказку позволяет найти такие креативные выходы из ситуаций, до которых вы никогда не додумаетесь, оставаясь в «реальности».
Играйте. Везде и всюду играйте в жизнь. Только так вы наполните ее творчеством.
ВОСПИТАНИЕ
Ну и, конечно, коронная сфера применения творческого подхода – дети и их воспитание. Тут без творчества – просто никуда! Во-первых, дети сами – те еще творцы и вытворятели, так что им всегда нужно соответствовать. А во-вторых, как это ни банально прозвучит, все воспитание – сплошное творчество. Ну, если, конечно, не упростить его до назидательного битья по принципу «стимул – реакция». Причем с ребенком и просто, и дико сложно одновременно. Просто, потому что при должном настрое взрослого ему и придумывать-то особо ничего не надо – просто подключайся и направляй ежесекундно возникающую детскую игру. А с другой стороны – попробуйте найти силы и время, чтобы до такой степени включаться в жизнь вашего ребенка. Упаритесь. Кроме того, не вся детская жизнь – игра. И серьезные жизненные моменты, да и просто бытовые неурядицы требуют от нас недюжинной фантазии и смекалки, чтобы вовремя отреагировать на мгновенно меняющуюся обстановку.
ЖИЗНЬ
А по большому счету главная сфера применения творчества – наша собственная жизнь. В целом, так сказать. Ведь во многом от нас зависит, как и на что мы согласны ее потратить. И я не про то, что кто-то объездил полмира, а кто-то ни разу не покинул места рождения (встречал я и таких). А скорее про то, что каждому человеку предоставляется возможность самому соорудить свою жизнь. И чем более самостоятельными и творческими мы будем в этом вопросе, тем меньше нас будут волновать «объективные» обстоятельства «как у всех». Сохранить свое мнение и свою оценку в разных ситуациях довольно сложно, но это и есть главный творческий секрет современного человека.
ЕСЛИ ВАМ ПОВЕЗЛО…
Не все зависит только от идей и гениальности самого человека. Когда команда известного исследователя креативности Михая Чиксентмихайи спрашивала своих респондентов, в чем кроется секрет их успеха, одним из наиболее частых был ответ «мне повезло». Универсальное объяснение – человек оказался в нужном месте в нужное время. И оно не столь уж беспочвенно.
Успешный художник, работы которого украшают лучшие музеи мира, с горечью признался, что мастеров его уровня была целая когорта, но они остались безызвестными. А разница между ним и его безымянными коллегами в том, что он познакомился на одной вечеринке с галеристом, который стал продвигать его работы.
Быть просто творческим человеком сейчас уже недостаточно. Нужно уметь «продать» результаты своего труда. За любым гением стоит гений-маркетолог. Чиксентмихайи считает, что креативным людям важно находиться рядом с экспертами, которые смогут оценить их работу. Физик Джон Уилер говорит об этом со своей обычной прямотой: «Если не будешь толкаться среди людей, очень быстро вылетишь прочь. Я всегда говорю так: нельзя стать кем-то, если рядом нет кого-то еще».