Брюер Ж.
Зависимый мозг.
М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017.
Многие из нас находятся во власти вредных привычек. И совсем не обязательно это курение или выпивка. Зависимым можно быть и от соцсетей, и от жирной или сладкой пищи, от спонтанных и ненужных покупок. Мы вновь и вновь проверяем комментарии и «лайки» под своими фотографиями в «Фейсбуке», не можем пройти мимо полки с «вкусняшками», не отказываемся от пятничных посиделок с бокалом-другим пива.
Некоторые из нас даже не замечают, что тратят свое время и здоровье на ерунду, другие осознают свою зависимость, но не знают, как ее побороть.
Автор книги Жадсон Брюер, психиатр и нейробиолог, долгое время изучал зависимости: механизм их возникновения и методы избавления от вредных привычек. Брюер предлагает применять практики внимательности и подробно объясняет, как они помогут осознать свою зависимость и вырваться из плена. Изучать работу человеческого мозга не просто интересно, а и очень полезно. Знания помогут лучше понять себя и свою жизнь, научиться творить и обрести гармонию.
Что заставляет нас страдать? Чаще всего это чувство нехватки чего-либо.
Мы ощущаем опустошенность, неудовлетворенность. И с легкостью заполняем пустоту тем, что лежит на поверхности, – и зачастую это «вложение» оказывается вирусным, вредным и затратным.
Внимание, только внимание!
В каждом моменте жизни могут быть сосредоточены внимательное присутствие и невозмутимость духа.
Для такой практики внимательности следует лишь научиться расслабленно осознавать и понимать, что осознание – это то, что у вас уже есть. Вредные привычки уйдут из вашей жизни. Такая осознанность дается нелегко, придется это признать. Нужно проделать большую работу над собой, и Жадсон Брюер рассказывает, какие шаги на пути к свободе нам предстоит сделать. Свой метод автор излагает профессиональным, но в то же время доступным для широкого читателя языком, с немалой долей юмора и примерами из практики.
Как вырваться из замкнутого круга
Для всех биологических видов процесс обучения одинаков: триггер – поведение – вознаграждение. Видим пищу – едим – чувствуем насыщение. Этот алгоритм фиксируется в нашем мозге, и мы научаемся повторять опыт снова и снова.
И все бы хорошо, но порой в алгоритме происходит сбой: мы едим не потому, что испытываем голод, а чтобы испытать удовольствие. И ведь шоколадка действительно улучшает настроение! Триггер «голод» заменяется на «грусть» или «тревога».
Схема поведения закрепляется в нашем мозге, и вот вредная привычка уже сформирована.
В психологии такой замкнутый круг называется петлей привычки.
Механизм обучения заложен в нас природой, мы неосознанно ассоциируем наши действия с их результатами, триггер с вознаграждением. Но изучение и осознание алгоритмов обучения дает нам возможность изменить их в лучшую сторону.
Ежедневные тренировки по 10 минут в день помогут развить осознанную внимательность и избавиться от вредной привычки навсегда. Путь к свободе не легок, но здоровая и гармоничная жизнь стоит усилий!