Фильм Хоакина Ористрелла получил название «Убить Фрейда» только в русском прокате. Оригинальное название «Бессознательное» (Inconscientes) намного больше говорит о содержании и смысле картины. Его силу и роль в нашей жизни наглядно и очень смешно демонстрируют создатели фильма.
Эта комедия, которая смотрится на одном дыхании несмотря на запутанный сюжет, по сути – живая иллюстрация теории психоанализа применительно к повседневной жизни. Ревность между сестрами, соперничество сына с отцом, скрытый смысл сновидений, зависть женщин к мужскому началу, бисексуальная природа каждого человека и сила подавленных чувств, влияющих на наши поступки, – все это создатели фильма умудрились объединить в полуторачасовой картине. Жанром ленты был выбран детектив: путешествие в мир собственных тайных желаний порой оказывается не менее захватывающим и опасным, чем иное расследование.
Альма считает ключом к таинственному исчезновению своего мужа его диссертацию, где описана его работа с четырьмя пациентками-истеричками по новейшему методу доктора Фрейда. С помощью Сальвадора она находит трех из этих женщин, попутно раскрывая тайны собственной семьи.
Выясняется, что Оливия, с детства чувствуя себя нежеланным ребенком и подозревая, что отец предпочел бы иметь сына, в конце концов вырастает лесбиянкой. Этим и объясняется ее зажатость в интимной сфере. Брак Оливии с Сальвадором – лишь прикрытие «социально неодобряемой» однополой любви, а также желание быть не хуже сестры, которая всегда пользовалась популярностью у мужчин. Общение Оливии и Альмы – типичные отношения сестер, где любовь тесно переплетена с соперничеством и ревностью. Лишь когда Оливия решается откровенно признаться отцу, что чувствовала себя нелюбимой, а затем искренне поговорить с сестрой, ревность отходит на второй план и каждая из девушек начинает жить собственной жизнью.
В целом же все расследование главных героев, порой приводящее их в совершенно непредсказуемые места, – это символическое исследование самых темных закоулков человеческой души. Здесь и подсознательное желание смерти своего ближнего, и инцест, и просто подавленное сексуальное влечение. Выдержать груз этих знаний могут не все. Недаром беглый супруг Альмы намеревается убить Фрейда, открывшего людям столько тайн о них самих. «Этот человек уничтожит мир, каким мы его знаем, – ужасается Леон. – Кто-то должен его остановить».
В финале влюбленные воссоединяются, а теория психоанализа начинает свое победное шествие по миру, который, действительно, уже никогда не будет прежним.