Вечный культурный код
Иногда кажется, что это больше литературный миф, созданный заботливыми руками писателей XIX века, что родительский дом для представителей высших слоев общества был действительно «родовым гнездом». Заметим, что для низших слоев населения (а по сути – для большинства его) родительский дом вряд ли ассоциировался с чем-то подобным – просто потому, что «система передачи» ценностей в традиционной культуре была основана на схожести быта всех представителей рода, а не на оригинальности и уникальности родовой памяти.
Вот и получается, что в классовом обществе люди помнят о разном. Дворяне – об уникальной истории семьи и достижениях своих предков, а крестьяне – о бесконечном ее, семьи, повторении посредством усвоения «культурного кода» и жесткой системы обычаев. В такой ситуации жизнь прадедов мало чем отличалась от жизни правнуков. Так что помнить что-то индивидуальное было попросту незачем. Зачем запоминать каждый оборот годового колеса?
Чьи привычки важнее
Собственно говоря, первоначальные бытовые «бодания» молодоженов во многом связаны именно с несовпадением семейных традиций. Ну, к примеру, у одного из них в родительской семье было заведено садиться за обеденный стол только всем вместе. У другого совместные трапезы случались только по праздникам, а в обычные дни каждый ел, когда хочет. Вроде мелочь, а я знаю пары, где по этому поводу разворачивались целые семейные баталии.
Традиционная модель семьи в значительной степени упрощала подстройку супругов, хотя бы в вопросах ежедневного быта. Но при этом она рассчитана на совпадение этих моделей, то есть супруги должны принадлежать к одинаковым культурам. Отметим, что вариант, когда супруги принадлежат к разным культурам, и особенно верам, в этом случае практически не рассматривается. А потенциальные противоречия снимаются радикально и быстро: один из супругов (как правило, жена) должен сменить веру – в позапрошлом, да и в прошлом веке это была обычная практика, вспомним хотя бы «перекрещенных» немецких принцесс в роли российских государынь.
В мире неопределенности
Наступили времена, в которые нелегко сохранять даже элементарные привычки. Изменения достигают настолько глобальных масштабов, что даже в глухой провинции перестают писать письма и в курсе всех главных мировых событий. Что, кстати, заставляет по-новому переосмысливать и само понятие провинции как места, где ничего никогда не меняется и куда новости доходят в последнюю очередь. В современном мире практически невозможно без искусственных усилий оставаться информационной провинцией. И тут возникает вопрос: как сочетать несочетаемое – «стабильность» родительского дома и полную неопределенность современной жизни?
Дети и правила
Регламентация, правила и традиции имеют большое значение в воспитании ребенка. На них базируется его физическое и психологическое благополучие. Все эти «ложиться вовремя спать», «не сидеть долго у телевизора», «не перевозбуждаться перед сном» и прочие старые добрые рекомендации, которые мы обычно слышим от врачей-педиатров, полезны не только для физического, но и для психологического детского здоровья. Кроме того, привычные правила существования задают ребенку еще и внешние психологические «границы», со временем перерастающие в систему саморегуляции, в которой учитываются не только собственные желания, но и желания и возможности окружающих.
Со мной вряд ли согласятся сторонники всевозможных систем «свободного воспитания», опирающихся на далеко не всегда внятно проговариваемые «внутренние интенции и желания ребенка». Однако на практике большинство из таких экспериментов сводятся к отказу от ответственности за поступки своего чада. В результате необходимый жизненный опыт приобретается им сразу по «взрослой» цене – в процессе столкновения не с родительскими запретами, а с жесткими реалиями окружающего мира.
Островки нестабильности
Есть довольно распространенный миф – про «стабильность» родительского гнезда, куда всегда можно вернуться как в собственное безоблачное детство, подзарядить подсевшие в жизненной борьбе аккумуляторы и снова пуститься в путь. Создан он, насколько я понимаю, сторонниками семейных ценностей и пропагандируется посредством множественного кинотиражирования.
Однако далеко не для всех родительский дом – оплот нерушимости традиций, основа существования. Не берусь оценивать ситуацию в цифрах, специальных исследований не проводил, но у большинства моих клиентов родительский дом никак не ассоциируется со стабильностью, надежностью и прочими «нерушимыми» благодетелями. Скорее наоборот – в родительский дом боятся вернуться. А если и попадают, то стараются там задерживаться как можно меньше. И объясняют это как раз нежеланием погружаться опять в мир «незыблемых», но чужих и очень травматичных для них привычек. Так, одна клиентка, выросшая в условиях стерильной чистоты родительского многокомнатного дома, чувствовала себя комфортно только в собственной малюсенькой квартирке, где постоянно царил творческий беспорядок.
Тихая гавань
С другой стороны, именно традиции и привычки создают ту комфортную атмосферу, которую мы так ценим и даже идеализируем. Человеку нравится определенность, в такой атмосфере он чувствует себя защищенным и расслабленным. И даже самому беспокойному субъекту иногда нужно побыть в тишине, комфорте и уюте. А самым возвышенным творцам опуститься на уровень «маленьких радостей» – вкусной еды, послеобеденного сна в гамаке и неторопливого разговора под хорошие напитки.
Традиции психологической безопасности
Отдельно стоит упомянуть про важную роль, которую играют всевозможные традиции и ритуалы в кризисные моменты семейной жизни. Дело в том, что ритуалы, сопровождающие похороны, свадьбу и другие значимые события в жизни семьи и рода, помимо религиозной функции, выполняют еще и «психотерапевтическую», позволяя членам семьи пережить эмоционально заряженные периоды вместе, в атмосфере строгой регламентации поведения и коллективной эмоциональной поддержки. Недаром даже в современных реалиях в случаи смерти близкого человека люди интуитивно стараются придерживаться предписываемых традициями правил и ритуалов горевания, далеко не всегда понимая и принимая их изначальный смысл.
«Вторая натура»
Семья ведь во многом – это наша «вторая натура», наша внешняя оболочка, поскольку все в ней касается базовых потребностей и сакральных смыслов. Недаром ведь практически во всех религиях жесткой регламентации подвергаются именно правила приема пищи, распорядок дня и сексуальное поведение человека. А коллеги-психологи настоятельно советуют при выборе спутника жизни больше обращать внимание на совпадение пищевых предпочтений, сексуального темперамента и представлений о том, как лучше проводить время, чем на степень влюбленности и физической привлекательности потенциального партнера. Как говорится, «любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда».
Свобода приспособления
Сегодня же речь идет о многократном увеличении «степеней свободы» и возможных вариантов взаимоотношений внутри семейных союзов. Так что проблема ответственности за повышение уровня свободы пришла и в семейные гнездышки. Вместо «традиционной» системы отношений современному человеку предлагается построить свой, эксклюзивный вариант. И тут главное не забывать о том, что семейные традиции – это еще и способ поддержания нашей уникальности. Ведь какими бы одинаковыми ни казались наши семьи в рамках общепринятых традиций и представлений, все равно в каждой семье эти традиции оформляются по-разному. Откуда и возникает ощущение «это только у нас так», т. е. рождается общность родных по крови и духу людей.
1 Комментарий
Хорошая статья) для меня так — про границы ответственности и свободы, очень актуальный вопрос сейчас