Практически каждый клиент, который приходит ко мне в гештальттерапию, рано или поздно обнаруживает склонность застегать себя до полусмерти под влиянием одного довольно опасного интроекта (убеждения, когда-то полученного от значимого близкого и присвоенного без критического осмысления).
Звучит это примерно так: «Ты не должен отдыхать днем, если только ты не болен. Ты должен постоянно быть занят чем-то полезным».
Можно прилечь?
Это очень страшный интроект, если задуматься. Не только потому, что под его влиянием человек стыдит и ругает себя за то, что прилег на диван с книжкой или мороженым после обеда. Но и потому, что способен загнать себя, как лошадь, до полного физического и морального истощения.
Когда наш организм уже устал сигнализировать о том, что ему нужен более спокойный режим, ему приходится «включать» режим болезни или физической травмы. Просто потому, что иначе мы не можем разрешить себе прилечь отдохнуть. А тут вот, пожалуйста, есть причина. И повод организуется тем весомее, чем более человеку нужен этот отдых.
Мы спотыкаемся на ровном месте и ломаем ногу, режем случайно пальцы вместо овощей, не можем выбраться из хронических простуд. Тело наше очень изобретательно, когда дело касается его безопасности.
Лечь на диван или спать до обеда при таком интроекте страшно еще и потому, что нам внушили с детства – если лег, значит умираешь. Мы уподобляем себя лошади, которая даже спит стоя и если легла – значит, дело действительно плохо. Но даже в природе здоровые лошади вполне могут позволить себе поспать пару часов лежа, если знают, что находятся в полной безопасности (например, их сон охраняют другие особи).
Слушаться какого-то человека, жившего совсем в других обстоятельствах, может, сейчас уже и нет смысла. Да, его мнение когда-то было авторитетным для нас и к настоящему времени превратилось в непререкаемый закон (пусть даже и неосознаваемый). У того человека могли быть очень веские причины не позволять себе упасть. И в то время и в тех обстоятельствах это действительно могло угрожать его жизни, безопасности и здоровью. Некому было охранять его сон.
Разрешить себе отдых
Мы – не тот человек, мы другие и живем в других обстоятельствах. И важно, отловив в себе согласие с этим или подобным ему интроектом, задать себе следующие вопросы:
- Действительно ли я умру или буду наказан, если прилягу отдохнуть?
- Действительно ли это опасно?
- Если да, то чем?
- Какой реакции близких я ожидаю?
- Верю ли я, что они способны наказать меня за то, что я отдыхаю?
- Они простят меня, только если я упал от изнеможения, доказав, что больше не могу?
- Что самое страшное может случиться, если я перестану суетиться и ничего не буду делать какое-то время?
- Готов ли я сам разрешить себе отдыхать без повода и оправданий?
Честно отвечая себе на эти вопросы, важно услышать все ответы, которые могут прийти в голову, в том числе угрозы, упреки и обвинения в лени. Прислушаться к себе и попробовать понять, чей голос это говорит. Да, сейчас это уже наш голос, но когда-то, когда мы были маленькими и беззащитными, он принадлежал другому человеку. Установки этого человека до сих пор имеют над нами власть, потому что мы с этим соглашаемся. Но сейчас власть эта существует только внутри нашей головы.
Сейчас мы выросли и можем постоять за себя. Поэтому есть смысл задать себе еще несколько вопросов:
- Зачем я до сих пор стыжу и пугаю себя?
- Что мне это дает сейчас?
- От чего меня это уводит?
- Могу ли я отбросить чужое убеждение?
- Могу ли я разрешить себе быть слабым, недостаточно выносливым и не очень трудолюбивым?
- Хочу ли я этого?
Разрешив себе безнаказанно пребывать в состоянии «прекрасного ничегонеделания», мы сможем разрешить это и другим людям и перестать на них злиться. Но это уже совсем другая история.
В статье использованы иллюстрации Херлуфа Бидструпа