«Остров проклятых»
(Мартин Скорсезе, США, 2010)
Фильмы с сюжетами психических расстройств всегда тяжелы для восприятия. В каждом из них показаны свои грани сумасшествия, но крайне редко случается так, что безумный герой не сразу бросается в глаза зрителям. Криминальная драма «Остров проклятых» — тот самый случай, подтверждающий, что критерии психической нормальности весьма расплывчаты, а грань между психическим заболеванием и психическим здоровьем ох как неопределенна!
Итак, на остров, где расположена психиатрическая больница для преступников и побег с которого практически невозможен, прибывают два детектива. Они должны расследовать таинственное исчезновение одной больной. Большую часть фильма герой Ди Каприо ведет себя вполне адекватно, и даже возникающие у него галлюцинации находят свое объяснение в пережитых им в прошлом трагедиях. Но чем дальше распутывает он клубок загадок, тем чаще сталкивается с самыми глубинными страхами своего сознания. Чем больше фактов в процессе расследования вскрывает, тем сильнее множатся зловещие тайны и тем менее понятно, где правда, а где бред психически ненормального детектива.
Главный герой старается понять, зачем вообще оказался на острове, а вскоре и сам не может понять, кто он такой: здоровый или психически больной человек? Эта головоломка не дает зрителю покоя до самого финала картины.
Наконец герой понимает, что, возможно, обречен остаться на этом острове навсегда. Кульминация фильма меняет весь смысл повествования и шокирует зрителя. Думаю, что многие остались в полном замешательстве от того, что Скорсезе их так ловко обманул.
«Остров проклятых» — очень печальная история о человеке, в жизни которого произошли страшные события. Жить с таким грузом на душе невозможно. И у него срабатывает механизм психологической защиты личности: происходит изоляция угрожающего воспоминания от сознания. Развивается так называемая истерическая (диссоциативная) амнезия. Забывая и вытесняя все неприятное и трагическое из своей прошлой жизни, герой погружается в мир иллюзий и отрешается от реальности, несмотря на все старания окружающих людей. Он живет своей, выдуманной им жизнью другого человека с другим именем.
Заключительная фраза героя фильма повисает в воздухе без ответа: «Что лучше — жить монстром или умереть человеком?» Вряд ли каждый из нас смог бы искренне и объективно ответить на этот вопрос…
Во всяком случае фильм уже включили в Тор 250 IMDB (лучшие фильмы всех времен и народов).