Жить в мире иллюзий не так уж плохо. Он исхожен вдоль и поперек, по-прежнему не лишен заманчивости, проверенно безопасен. И все же, блуждая изо дня в день закоулками уездного «Бродвея», невольно задаешься вопросом, а что там, на большой земле?
ТАМ, ГДЕ НАС ЕЩЕ НЕТ
Там, где тебя еще нет. Психотерапия как освобождение от иллюзий.
М.: Генезис, 2010.
«…Дождь и ветер он не любил, туман же был ему другом. В этой белесой завесе так легко стать незаметным, исчезнуть, перестать существовать…» С такой метафоры экзистенциальный терапевт и писательница Ирина Млодик начинает свой новый психотерапевтический роман «Там, где тебя еще нет». Герои ее книги – трогательные в своей незадачливости люди: покорный судьбе молодой ремесленник, живущий в хибаре на сумрачном острове-антиутопии (там никто не видел солнца!), и вполне реалистическая наша соотечественница, барышня-финансист, приехавшая в столицу за синей птицей, да так и завязшая в тягучей депрессии. Ее московская история, как это бывает, аукнулась безнадежным беличьим колесом: съемная «однушка», метро, унылая работа в бухгалтерии, йогурт на ужин, на личном фронте без перемен.
Первое, что приятно удивляет в книге, так это способность автора «описывать неописуемое», а именно, рассказывать о процессе психотерапии в лицах, сюжетах, художественных формах. Что ни говори, а все эти «контрпереносы», «проекции» и «клиент-терапевтические отношения», хотя и благозвучнее какой-нибудь пункционной биопсии, все же – вещи сугубо профессионального пользования. А потому попытки их популяризовать нередко превращаются в нечто, напоминающее рекламный ролик, где микробы разговаривают с чистящим средством для клозета: занятно, но как-то не убедительно. Впрочем, когда в руки попадают книги Ирины Млодик, ни о чем таком можно не беспокоиться. Как и о развитии сюжета в сторону бравурной капитуляции житейской «не-окейности»: грустная девушка не становится звездой модной тусовки и даже не выходит замуж за принца.
Задача, поставленная писательницей перед ее героями, куда масштабнее: и Анна, и сапожник Ганс учатся жить в ладу с собой и в конце концов находят возможность покинуть берега своих «туманных островов». Встреча с настоящим «Я», переживание бессмысленности, одиночество, уникальность, принятие ответственности, высвобождение сил, чтобы побывать «там, где нас еще нет», – таков путь, который предлагается проделать читателю.
То, что он не усыпан розами, очевидно, как и то, что стать кем-то или «как кто-то» не во власти ни психотерапевта, ни Господа Бога.
Тогда к чему мы придем? К тому, что станем взрослее и будем жить более наполненной, качественной и интересной жизнью, – утверждает автор.
ПОСТУПКИ-ПРЕДРАССУДКИ
Странная логика наших поступков. Психология лжи и обмана.
М., 2011.
Многое из того, что кажется нам неоспоримыми фактами, на самом деле – не более чем причуды восприятия. К такому выводу пришел психолог из Великобритании Ричард Вайзман. Эксперименты, проведенные исследователем лжи и его коллегами на деловых переговорах и избирательных участках, в супермаркетах, кафе и на улицах, доказали, что специфика наших оценок действительности в большинстве случаев соотносится с шутливым пределением теории относительности, данным ее автором. «Посидите часок с красивой женщиной, и он покажется вам минутой, а минута сидения на горячей плите покажется часом», – говорил Альберт Эйнштейн. Причем число и частота повторяемости наших заблуждений таковы, что впору писать учебники по новой дисциплине, «причудологии». Простой пример: оценки роста публичных фигур, которые почему-то в жизни всегда оказываются миниатюрнее, чем на сцене и на трибуне. Феномен «карлика в высоких ботинках» объясняется тем, что наше восприятие роста зависит от социального статуса этого человека. Так, эксперимент, проведенный учеными из университета Квинсленда, показал, что рост одного и того же мужчины, рекомендованного студентам как аспирант и как молодой профессор, разнился на 10–13 см: аспиранта оценили на 170, зато профессора – аж на 183 см! В своей новой книге «Странная логика наших поступков» доктор Вайзман анализирует самый широкий спектр «загадок» нашей жизни. «Непонятные» поступки людей и «подводные камни» наших с ними отношений предстают в другом свете.
ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ
Не набрасывайтесь на мармелад.
М., 2011.
Бизнес-тренер и коуч Хоаким де Посада в бестселлере «Не набрасывайтесь на мармелад» рассказывает о том, как отложенное сиюминутное вознаграждение может стать серьезной инвестицией в будущее, началом более масштабных проектов, которые большинство из нас считают для себя несбыточными.
На ее написание автора вдохновили обнародованные недавно результаты эксперимента, проводившегося в Стэнфорде. Тогда, сорок лет назад, в стены знаменитого научного центра привезли группу четырехлетних детей, рассадили их по разным комнатам и перед каждым положили по куску мармелада. Экспериментатор объяснил, что ему надо выйти буквально минут на пятнадцать и если малыш не съест за это время мармелад, то получит еще один кусок. Пятнадцать минут для четырехлетнего ребенка – это вечность. Нашлись малыши, которые продержались до прихода экспериментатора, получили заслуженный мармелад и за последующие сорок лет – а за тем, что происходило с этими детьми дальше, наблюдали все это время – стало абсолютно ясно: умение поступиться сиюминутным соблазном в четыре года определило ни много ни мало всю их дальнейшую судьбу. Все, кто не съел мармелад, добились многого. Никто из тех, кто уступил соблазну, успешен не был.
Написанная довольно наивным языком – повествование разворачивается в форме диалогов водителя с боссом, – эта «детская» книга помогает пересмотреть приоритеты, избавиться от груза прошлого и научиться вдумчиво распоряжаться своими сегодняшними активами: талантом, образованием, выносливостью, умом.
Что объединяет эти три столь неравнозначные и даже рассчитанные на разного читателя работы? Пожалуй, амбициозность цели – выйти за пределы усвоенных с детства сценариев, – неважно, будет это «дают – бери» и «лучше синица в руках» или что-то более романтическое. Любое путешествие за пределы мира собственных иллюзий, за границы познания, вообще-то, полно опасностей, и, чтобы решиться на него, надо быть героем. И этот герой, пренебрегающий комфортом и покоем ради развития, есть в каждом из нас.