Границы творчества
Творчество не сводится к игре на музыкальных инструментах, танцам, созданию художественных текстов и важным научным открытиям. Творчество – это деятельность человека, в результате которой создаются свежие для него решения, появляются знания, придумываются новые способы выхода из ситуации. Чувствуете, как смещаются акценты, как обретает силу фигура конкретной личности? Важно то, как творчество влияет на человека, а не как оно формирует культурные ценности общества.
Ребенок – творец, если вместо предусмотренного инструкцией вертолета он собирает из конструктора фигурки животных и домики для них, а недостающие детали дополняет бумагой. Если организует одноклассников разыграть сценку вместо стандартной презентации на уроке.
Творческий подход – это стремление разнообразить игру новыми правилами: ввести в прятках второго «воду», который должен ускользнуть от первого; играя в «Активити», объяснять слова только с закрытыми глазами; отменить правило «вне игры» в футболе. Творческий подход – это отвечать не то чтобы неверно, а по-особенному, так, чтобы сказали: «А в этом что-то есть!»
Юные творцы видят возможности там, где другие этого не замечают; не следуют стереотипам; легко воспринимают новую информацию и способны ее применить; связывают и ассоциируют отдельные понятия и явления; не останавливаются на очевидном решении, игнорируя страх показаться смешными или непонятыми. Они мечтательны, амбициозны, захвачены идеями, открыты новым впечатлениям.
Впереди – успех
Чем меньше развито творческое мышление, тем чаще проявляются сниженный эмоциональный фон, недовольство собой и окружающими, наличие внутренних барьеров к достижению целей, неустойчивость к манипуляциям. Творчество гармонизирует эмоциональную жизнь, позволяет идти по собственному пути.
Креативным быть очень выгодно – хоть в десять лет, хоть в сорок. Ребенок с особым взглядом на любой вопрос закладывает фундамент для достижений во взрослой жизни. Творчество открывает двери к успеху практически во всех профессиональных областях. В условиях современной жизни – конкурентной, несущейся на огромной скорости, полной психологических вызовов – кандидату на привлекательную работу недостаточно быть экспертом в своей сфере.
Работодатели отдают предпочтение специалистам с развитыми универсальными личностными чертами характера, позволяющими достигать максимальной эффективности. Творческое мышление, способность работать в изменяющихся нестандартных ситуациях занимают в рейтинге востребованных качеств одно из лидирующих мест.
Упражнения и игры
Существует несколько увлекательных, а главное – действенных способов развить творческие способности ребенка. Это литературные игры, упражнения, напрямую связанные с музыкой, живописью и кино, задачи на воображение и анализ собственного внутреннего мира, мини-совещания с родителями.
Предложите сыну или дочке спрогнозировать действия людей в разных жизненных ситуациях; подумать, как могут меняться природные явления и вещи, которые нас окружают. А что, если ваш ребенок представит себя другим человеком, дополняя фразы друга или соседа? Расскажет, что происходит дома, когда там никого нет? Совершит путешествие при помощи силы мысли и придумает новое применение самым обычным предметам?
Добавьте к этому работу с мышлением и словом: придумывайте вместе вопросы, неологизмы и понятия, составляйте скороговорки и предложения, начинающиеся на одну и ту же букву, пишите стихи и шутки, подбирайте метафоры и антонимы к каждому слову в высказывании, читайте по ролям, додумывайте литературные произведения, отбивайте и прослушивайте как музыкальные, так и речевые ритмы.
Помните игру «Найди десять отличий»? Перенесите ее с монитора или страниц журнала в реальность – пусть ребенок ищет сходства в разных объектах и ситуациях, различия в похожем, а необычное в обычном. Без сомнения, полезно подбирать ассоциации к предметам, понятиям и явлениям, составлять рассказы по картинкам, интерпретировать абстрактные изображения, рисовать словесно и двумя руками.
Не бойтесь нагружать детей более взрослыми «забавами»: решайте проблемы всей семьей с помощью мозгового штурма или списка задач, которые помогут справиться с возникшей ситуацией. Мотивируйте, где возможно, структурировать информацию, составляя алгоритм морфологического разбора части речи или соблюдая режим дня. Объясните, как важно разбираться в себе, понимать, что происходит в голове, и анализировать ощущения – телесные, зрительные, слуховые. Учите делать обобщения и формулировать выводы, не подсмотренные у родителей или друзей, а собственные, полученные своим умом и старанием.
Идеальные условия
Упражнения – это хорошо и полезно, но нельзя ограничиваться только ими. Как говорил Михаил Ломоносов, «ничто не происходит без достаточного основания», поэтому не забудьте создать условия для творческого развития, чтобы вашему ребенку было комфортно и интересно познавать свой внутренний мир и возможности.
Для развития творческих способностей детей родителям желательно:
Стремиться понять истинную индивидуальность ребенка
Будьте внимательны, специальной литературой, прибегните к помощи специалиста (психолога, педагога), прислушайтесь к мудрым людям, которым вы доверяете и которые действительно «видят» вашего ребенка, а не просто обобщают свой жизненный и профессиональный опыт. Не навязывать свои представления.
Пропускать ребенка вперед в познании мира
Вы можете его подталкивать, оберегать и предлагать. Это не значит, что не нужно прививать культурные нормы. Но обязательно оставьте место для естественного, спонтанного «поискового» поведения. Непринужденность и активность самого творца – вот где скрыта ценность.
Обеспечивать «встречу с чудом»
Привлекая внимание ребенка к конкретным фактам и событиям, акцентируйте внимание на многозначности, необычности, показывайте «чудо» в обычных вещах, расширяйте набор мест, где вы бываете, видов деятельности, которой занимаетесь.
Создавать и искать «площадки»
Для представления творческих способностей создавать и искать общество единомышленников.
Самим получать удовольствие, занимаясь творчеством
Заражайте детей положительным эмоциональным возбуждением. Уже в младенчестве малыш учится у вас эмоционально реагировать на незнакомые ему ситуации.
«Способность предполагается заранее, но она должна стать умением».
Любить вопросы
«Что ты имеешь в виду?», «А как это сделать?», «Почему ты так думаешь?». Вопрос должен быть открытым – таким, на который невозможно ответить «да» или «нет», это стимулирует малыша мыслить. Когда ребенку нужно принять какое-либо решение, помогая ему, предлагая выбор, добавлять: «Или что-то другое?»
Избавиться от ограничивающих убеждений
Избавьтесь от таких убеждений как «тебе не дано», «выше головы не прыгнешь», «куда уж тебе», «что скажут другие».
Трудолюбие – наше все
Цените волю, работоспособность, ответственность вне времени. Многие творческие люди для развития своих способностей прибегают к строгой самодисциплине. Пока ваш ребенок мал, создавайте условия для развития этих качеств, в первую очередь показывайте на личном примере.
Подкреплять внутреннюю мотивацию
Подкрепляйте мотивацию, а не внешнее поощрение. Сделайте акцент на проживание удовольствия от процесса творчества, любите его продукт.
Не оберегать ребенка настолько, чтобы подстраховывать его во всех ситуациях
Рискуйте ради цели, пробуйте неизведанное. Выстланный соломой путь сковывает развитие творческих способностей.
Подробнее об этом
Лэйни М.
Мой ребенок – интроверт. Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе.
М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014.
Обеспечивать разумную поддержку ребенка
Поддерживайте ребенка в ситуациях неуспеха. Не жалейте, не оправдывайте, а посочувствуйте, скажите, что это нормально, обсудите, что нужно сделать сейчас или в дальнейшем.
Знакомиться с жизненными историями и опытом других творческих людей
Осмысливайте их вместе с ребенком, показывая многообразие путей и жизненных сфер для самовыражения.
Избегать перфекционизма
Конечно, результат важен, но завышенная планка требований, создание идеала, которому необходимо соответствовать, чрезмерная критичность закрепощают.
Учить правильно реагировать на критику
Учите правильно воспринимать критику нестандартных проявлений, требования быть как все в школе или детском саду.
Не сковывать себя возрастными ограничениями
…при развитии творческих способностей своего ребенка.
Последнее и самое важное: не каждая из предложенных рекомендаций может подойти вам и вашему ребенку
Опираясь на информацию об опыте других людей, на понимание тонких особенностей своего ребенка, который абсолютно точно отличается от всех других, проявляйте собственный творческий родительский подход. Родительство – один из самых творческих видов деятельности: что еще, если не оно, создает уникальный и прекрасный результат – личность?
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
От таланта к счастью
Одаренность является следствием взаимодействия двух факторов – генетического (врожденные предпосылки) и социального (развитие познавательных процессов и специфических способностей внутри семьи, дружеского и затем рабочего коллектива). И желание родителей найти талант у своего малыша совершенно понятно. Правда, в 90 % случаев мамы и папы пытаются реализовать через свое чадо то, что не удалось им самим. При таком подходе потребности и индивидуальные возможности ребенка игнорируются, что в корне неверно.
Если родители хотят раскрыть талант в своем ребенке, стоит организовать ему развивающую среду (предоставить широкий круг возможных занятий), быть внимательным к его переживаниям и потребностям, поддерживать его начинания, быть вовлеченным в дела ребенка, хвалить его в успехах и утешать в неудачах, принимать ребенка таким, какой он есть. Так ребенок больше узнает и понимает самого себя, а со временем приходит к такому уровню самоорганизации, при котором строит жизнь в соответствии с собственными планами и представлениями о счастье.
психолог-консультант