БИОГРАФИЯ
Родился в Кишиневе и прожил в Молдавии 14 лет. Перебравшись в Москву, окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства с красным дипломом и Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина, после чего сразу попал в «Современник».
Педагог по актерскому мастерству Государственного училища циркового и эстрадного искусства. В 2010 году открыл творческую мастерскую в Детской академии телевидения «Останкино».
Постоянный автор и участник благотворительных акций Детского международного фонда помощи ребенку «Фрэнк» (детский фонд), которые ежегодно, начиная с 2000 года, проходят в Москве и Вашингтоне.
Член Союза театральных деятелей Российской Федерации и Международного творческого союза деятелей эстрадного искусства и обладатель многочисленных званий и наград (премии «Чайка», приза фестиваля им. Б. С. Брунова, премии фонда «Созвездие», премии Cinema Beauty Awards, специального приза Российской национальной актерской премии имени Андрея Миронова «Фигаро») большинству зрителей знаком все же по телевизионным проектам («Большая разница», «Повтори», «Точь-в-точь»).
В 2015 году за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, телерадиовещания, печати и многолетнюю плодотворную деятельность Александр Олешко был удостоен звания «заслуженный артист Российской Федерации».
НАША ПСИХОЛОГИЯ: Александр, говорят, хороший актер – это всегда немного психолог. Это правда?
АЛЕКСАНДР ОЛЕШКО: Соглашусь с вами. Если тебе нужно сыграть жизнь другого человека, ты должен уметь разобрать ее, как говорится, по косточкам! На составляющие. Нужно уметь понимать мотивы поступков твоего героя. И у каждого актера есть свои «отмычки», чтобы вскрыть ту или иную роль, у каждого своя мастерская. Если вы хотя бы пролистаете труды Станиславского, то удивитесь тому, сколько необходимо знать и через что нужно пройти актеру, который работает над ролью.
НП: Многие успешные люди говорят, что «не верят в психологов» как во врачей. А как вы относитесь к этой профессии?
А.О.: Когда человек ищет своего психолога, к которому будет впоследствии обращаться за помощью, очень важно найти, во-первых, профессионала своего дела и, во-вторых, специалиста, которому он сможет доверять не только «головой», но и душой, и сердцем. Это обязательно должен быть человек, которому можно задавать вопросы, не боясь получить самые разные ответы. Ведь в работе над собственной жизнью очень многие не хотят слышать и принимать жесткие, открытые правдивые ответы на свои собственные вопросы. Люди часто предпочитают видеть мир в розовых очках, или в темных, или вообще оставаться в шорах. А мир многообразен, жизнь человека удивительна, красива. И даже когда настает черная полоса – это лишь повод разобраться, осмыслить себя и свои поступки, попытаться понять, что сделать, чтобы опять дойти до светлой полосы, до светлого островка. Люди называют жизнь «зеброй», но часто видят лишь черные полосы. Предпочитая не замечать белые. А ведь их у каждого очень много. И нужно быть благодарным Богу, вселенной, родителям за то, что есть вот это чередование.
НП: Александр, а есть ли у вас какие-то сильные страхи в жизни? Чего вы боитесь?
А.О.: Интервью – не исповедь. Как и любой человек, я периодически обнаруживаю в себе что-то некомфортное. Но самое главное не то, какой у тебя страх и чего именно ты боишься, а то, как ты с этим справляешь-ся. Жизнь человека – это диалог: с самим собой, с пространством, со страхами, с победами, с периодами счастья. Нельзя «засиживаться» ни на страхах, ни на периодах отдыха. Все состояние нужно благодарно принимать и двигаться дальше.
Фильмография
1993 – «Про любовь» – Егор
1999 – «Будем знакомы!» – Николай
2000 – «Зависть богов» – товарищ Сергеев, сержант КГБ
2001 – «Тайны дворцовых переворотов» – молодой солдат
2003 – «Вокзал» – Вадим
2004 – «Усадьба» – Геннадий Отекин
2004 – «Апокриф: музыка для Петра и Павла» – Петя, слуга Чайковского
2005 – «Турецкий гамбит» – телеграфист Петечка Яблоков, жених Варвары
2006 – «Рельсы счастья» – продюсер
2006 – «Давай поженимся!» – Денис
2007 – «Квартирный вопрос»
2007 – «Оплачено смертью»
2007–2012 – «Папины дочки» – Василий Александрович Федотов, олигарх
2008 – «Агентство “Мечта”»
2009 – «Обитаемый остров» – Хлебопек
2009 – «Крыша» – фотограф из мэрии
2010 – «Человек с бульвара Капуцинок» – Сашка
2012 – «Август. Восьмого» – Егор
2012 – «Мамы» – сын
2012 – «Мужчина с гарантией» – Вадим
2013 – «Торговый центр» – камео
2014 – «Остров Крым»
НП: А у вас есть свой рецепт борьбы со страхами?
А.О.: То, что подходит одному, не подходит другому. Поэтому я бы не хотел давать никаких рецептов. Знаю только, что чем человек более развит, чем сильнее в нем желание видеть и слышать, тем скорее он найдет выход. Что касается профессиональных страхов (у артистов он называется иногда по-разному, например волнением, мандражом), это страх забыть текст, забыть свою роль, страх перед тем, как тебе предстоит сделать вот этот шаг из-за кулис на сцену. И я видел великих артистов, которым не надо было ничего никому доказывать, обласканных званиями и наградами и, главное, всенародной любовью. Но, держась за кулису, они говорили: «Ой, ну за что мне это?!» А потом – выход к зрителю, и этот страх исчезает, начинается работа. А в этой работе изредка наступают моменты абсолютного счастья, и иногда то, что потом другие назовут – священнодействие. Рецепт, наверное, прост: читайте, двигайтесь, пойте, живите. Когда вам не хочется вставать – заставляйте себя встать, когда вам не хочется ничего делать – заставьте себя что-либо сделать. Энергия в движении. Самая простая подсказка: под лежачий камень вода не течет. И на самом деле все сложные психологические труды, на мой взгляд, могла бы заменить тоненькая книжка «Русские пословицы и поговорки». В них все подсказки. В них столько мудрости! И все так просто на самом деле.
НП: Александр, ваш безграничный оптимизм – это от природы или результат работы над собой?
А.О.: Мне очень нравится одно из последних интервью Фаины Георгиевны Раневской журналистке Крымовой. В этом интервью ей задают вопрос: «Над чем вы сейчас работаете, Фаина Георгиевна?» И она отвечает: «Я работаю над собой!» Вот я тоже стараюсь работать над собой. И безусловно, с момента рождения и до сегодняшнего дня у меня менялось настроение и были различные периоды понимания того, что есть я и что есть этот мир. Но я всегда его (мир) очень любил. И любил людей. Я прежде всего видел и вижу в них хорошее, ну а потом и плохое. И я всегда настаиваю на том, что света больше, чем тьмы. Безусловно, иногда встречаются люди, которые пытаются мне внедрить в сознание совершенно другие формулы и неприятие того, что я пропагандирую и проповедую. Но я таких людей близко не подпускаю.
Роли в театре
Московский академический театр сатиры
1999 – «Укрощение строптивой» (Уильям Шекспир) – Повар и Портной
1999 – «Ревизор» (Николай Гоголь) – Бобчинский
2000 – «Трехгрошовая опера» (Бертольд Брехт) – Роберт Пила
2000 – «Неаполь – город миллионеров» (Эдуардо де Филиппо) – Федерико
Московский театр «Современник»
2000 – «Вишневый сад» (Антон Чехов) – Епиходов
2001 – «Три сестры» (Антон Чехов) – Федотик
2001 – «Еще раз о голом короле» (Леонид Филатов) – министр нежных чувств
2001 – «Балалайкин и К°» (Михаил Салтыков-Щедрин) – Кшепшицюльский
2002 – «Сладкоголосая птица юности» (Теннесси Уильямс) – Флай
2004 – «Гроза» (Александр Островский) – Кулигин
2004 – «Трудные люди» (Йосеф Бар-Йосеф) – Бени Альтер
НП: Мне кажется, любить людей довольно сложно…
А.О.: Да нет, просто вы должны любить в них то, что есть от рождения. Человек, когда приходит в этот мир, он смотрит широко открытыми глазами, он любит все – прохожих, улицу, дома. Он улыбается этому миру. Потом взрослые начинают внедрять свои страхи в этого кроху, свою неуверенность и так далее. Но нужно продолжать видеть в нем лучшее. Другое дело, что иногда он сам не видит этого в себе. Но это уже его выбор.
НП: Наверное, именно потому, что дети добрее, чище и светлее взрослых, вы так много работаете с юным поколением?
А.О.: Наверное, моя задача – вовремя им объяснить все то, что я вам рассказываю прямо сейчас. Чтобы их светлые души, их помыслы и желания, их мечты – не перехватили люди, которые будут внушать: у тебя не получится, не стоит, ты плохой, ты некрасивый, ты ничего не стоишь. Я им примером собственной жизни, которую я выстроил своими руками, говорю: смотри на меня, у меня получилось, несмотря на то, что мне говорили: «У тебя не получится». И в меня не верили, и во мне пытались заглушить радость. Но я это преодолел, я не озлобился, я люблю. И так далее, и так далее. Поэтому работа с детьми – это часть моей задачи на планете. Помоги, протяни руку помощи, поделись. Вот и все. И именно так я вижу свою миссию: живи радостно, спокойно, счастливо. Вокруг себя множь красоту, сажай деревья, улыбайся. Будь добрым. Ни в коем случае не разрушай ни то, что вокруг тебя, ни тех, кто вокруг тебя. Это так просто. В этом и есть смысл жизни человека.
НП: А вы сами чему-нибудь учитесь у своих подопечных, у детей?
А.О.: Непосредственности. Свободе. В нашей профессии неслучайно говорят, что переиграть ребенка, или собаку, или кошку (да любое животное) – невозможно. Дети – гениальные актеры! Ведь они свято верят в то, что играют. Как-то, лет десять назад, я шел домой и вижу: бегает мальчик, у него на голове пакет, и он кричит: «Я Бэтмен! Я Бэтмен!» А рядом стоит девочка. Смотрит на него с грустью и говорит: «Ну, ладно, тогда я – Красная Шапочка, собирающая травинки!» И она начала собирать травинки. И то, как она это сказала, и то, как она это начала делать, и этот мальчик-бэтмен рядом – это потрясающе! Из этого всего можно было бы снять короткометражный фильм. И знаете, почему это интересно? Потому что они в это свято верят! А на игру некоторых взрослых артистов смотреть совершенно невозможно… Они просто врут от первого до последнего появления на сцене. Или в кадре. А дети – нет. Поэтому у них можно учиться этому. Да и вообще, для любого человека очень полезно не забывать в себе внутреннего ребенка.
Работа на ТВ
Ведущий
1993 – «Рок-урок»
1994–1995 – «Шпилька»
1995 – «Музыкальная элита»
1998–1999 – «В тридевятом царстве»
2002–2005 – «Алфавит»
2006–2008 – «Большие»
2007–2010 – «Домашние сказки»
с 2009–2014 – «Минута славы»
с сентября 2011 – «Мультстудия»
с 2012 – «Время обедать»
2013–2014 – «Один в один!»
с 2013 – «В наше врем»
с 2014 – «Точь-в-точь»
2014 – «Остров Крым»
Участник
2005 – «Кулинарный поединок»
2006, 2009 – «Жизнь прекрасна»
2006 – «Хорошие шутки»
2007 – «Танцы со звездами 2»
2008 – «Кто умнее пятиклассника?»
2009 – «Две звезды 3» и т. д.
2010 – Yesterday Live
2011 – «Большая разница»
2013 и 2015 – «Угадай мелодию»
2013–2014 – «Повтори!»
НП: А вам самому сколько лет? Не по паспорту, конечно, а внутренне…
А.О.: Внутренне мне 27.
НП: Почему?
А.О.: Во-первых, мне нравится цифра 7, а во-вторых, мне нравится цифра 2 (смеется – прим. ред.). Ну, вот я так себя чувствую. 30 – это возраст становления, взросления, а 25 – это еще юность, когда только «хвостом виляешь». А вот 27 – это примерно посередине. Вот так я себя и ощущаю. Хотя по паспорту уже давно дядька. Раньше мне вообще казалось, то 39 лет – это пусть не глубокий старик, но дядька-дядька. А я себя таким не чувствую пока. Но, думаю, ладно, еще почувствую, у меня вся жизнь впереди! (Смеется.)
НП: Ну, вы выглядите ненамного старше того возраста, в котором себя ощущаете!
А.О.: Как-то читал интервью одного актера, который сказал: «Ну, посмотрите на Сашу Олешко, он же явно с собой что-то делает!» После этого некоторые стали заглядывать мне за уши (видимо, в поисках швов от операций). А я думаю: странные вы люди… Вы не понимаете, что действительно я с собой делаю, но делаю-то я внутри себя! Внутри своей души! Внутри своего сердца! И я не дружу с алкоголем, я не курю, я не употребляю наркотики. Я даже не общаюсь с людьми, которые во всем этом утонули. Это их выбор, осуждать не имею права. Но очень их жаль. У каждого человека есть возможность ежесекундно делать выбор. Вот мы сейчас беседуем в кафе, и рядом с нами витрина, на ней пирожные, они очень красивые. Ты можешь съесть одно из них, и оно тут же отложится тебе в бока. А можешь выбрать что-то другое… или поделить это пирожное пополам, к примеру. Это может показаться скучным, но в системе ограничений или самоограничений можно найти столько свободы, как это ни странно! И столько радостей. Например, когда ты смотришься в зеркало или видишь сам себя на экране и понимаешь – здорово! Я молодец! А в Щукинском училище нас вообще учили, что мужчина, актер должен прежде всего быть опрятным. Это не обязательно дорогая одежда. Но это выглаженные брюки, чистая обувь, опрятные ногти (говорю и сам себя проверяю). Стрижка и приятный запах – все. Есть, конечно, еще такая категория людей, которая любит попустительствовать своим порокам, полагаясь на то, что внешние недостатки, к которым эти пороки приводят, человек сегодня может исправить с помощью хирурга… Ну, что тут скажешь: он весь такой красивый будет лежать в гробу. А толку-то? Лучше пожить подольше, и поинтереснее, и поактивнее.
Пародии в программе «Повтори!»
Дмитрий Нагиев (1-й выпуск);
солист Большого детского хора (2-й выпуск);
Верка Сердючка (3-й выпуск);
Леонид Брежнев (4-й выпуск);
объявления в салоне самолёта (5-й выпуск, «Бытовые голоса»);
Эдуард Хиль (6-й выпуск);
Александр Беляев (7-й выпуск);
Елена Малышева (8-й выпуск);
Олег Анофриев (категория «мультфильмы» – «Бременские музыканты»);
Сергей Мартинсон – киногерой – фрагмент фильма «Свадьба» (финал).
НП: Кстати, вы действительно человек весьма активный. У вас много увлечений. А есть какая-то стезя, которую вы еще не опробовали, но мечтаете об этом?
А.О.: Я мечтаю расписывать горшки. Какие-нибудь большие кашпо, например. Изобретать узоры, выписывать их… Но это надо делать где-нибудь, сидя у моря. Мне кажется, это очень интересно.
НП: Александр, а свою старость вы можете представить?
А.О.: Да, конечно. Я надеюсь, что мне хватит здоровья, чтобы она была активной. Я буду работать. И обязательно выходить на сцену. Артист ведь не выходит на пенсию. Он живет до конца в искусстве. Я думаю, у меня будет много интересных и приятных воспоминаний, и я буду окружен людьми, которым будет интересно о них узнать.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
ВЕЛИКАЯ СИЛА МАНДРАЖА
Как-то прочитал о шутке Джека Николсона, который якобы говорил: «Никто не видел Тома Хэнкса ни пьяным, ни ругающимся, ни дерущимся. Вот что мне нравится в Томе: он никогда не попадается». Так же и милая беседа с Александром вызывает невольный вопрос: он правда такой или просто не попадается? Он постоянно погружается в разные роли, вживается в примеряемые маски. Как можно быть уверенными, что это не одна из них? Он ведь публичный человек, ролевая модель. Это его работа – быть хорошим. При этом мы видим, как светлый и открытый герой вдруг замыкается на вопросе о страхах, выдавая в себе расчетливого и осторожного человека. А еще Александр очень точно говорит о чувстве мандража перед выступлением на публике. Мне оно тоже знакомо. Это великая подъемная сила. Та пауза, за время которой мобилизуешь все силы для рывка. И похоже, Александр умеет пользоваться этой силой.
семейный психолог, психотерапевт