Западный капитализм породил интим-магазины намного раньше – в середине XX века. Сексологу, доктору медицинских наук, профессору Льву Щеглову по долгу службы выпало консультировать коммерсантов и государственные структуры, призванные регулировать эту сферу. «Странные люди из органов внутренних дел кричали, что салоны неизбежно станут рассадниками всего криминального, что вокруг них будут драки, перестрелки и изнасилования, там начнут торговать наркотиками и заниматься проституцией, – вспоминает Лев Щеглов. – Мы же говорили, что вообще ничего не произойдет!» Прогнозы оказались верными: сегодня любой человек видит, что секс-шопы – это довольно вялые и тихие заведения. Если заглянуть внутрь, то можно увидеть, что по залу бродит два-три унылых человека, вот и все.
ЭКСКУРСИЯ ПО ОТДЕЛАМ
Игрушки, смысл которых вообще отсутствует.
Какое может быть функциональное предназначение у сделанного из дерева фаллоса метровой высоты? Это – шутка, подарок приятелю с хихиканьями, это может даже стать украшением интерьера. Кому нужна зубная щетка в виде фаллоса? А если она будет в виде Кремля или американского Белого дома? Все это – типичные игрушки, которые призваны разряжать атмосферу либо пополнять коллекции хоббистов и не более того. Нас же не смущают люди, которые собирают спичечные коробки? Сексологи считают, что в такой специфической сувенирной продукции нет ничего плохого: лучше пусть вокруг темы секса будут улыбки, чем страх и домыслы.
Юлия, продавец-консультант секс-шопа, в прошлом инженер-электрик космических сетей: «Сегодня пользуются очень большой популярностью сувениры, которые можно использовать в быту: формочки для льда или для яичницы в форме полового члена, разнообразные брелки».
Товары условно медицинского назначения:
разные стимуляторы, БАДы, любриканты (интимная смазка). Безусловно, их эффективность иногда очень сомнительна. Но если человек верит, значит получит что-то большее благодаря своей вере. Медицинские препараты к продаже в секс-шопах запрещены.
Юлия: «Любрикантов сегодня представлено великое множество, и консультанты секс-шопов сдают по этой теме отдельный экзамен. Это вагинальные, оральные и анальные смазки, на водной, масляной или силиконовой основе, с разными добавками в форме крема или спрея».
К этой же группе можно отнести презервативы. В отличие от стандартного ассортимента в аптечной сети, у нас есть на что посмотреть, а также понюхать и пощупать. Это тоже совершенно нормально: кому-то все равно, а кто-то хочет с запахом клубники или именно зеленого цвета. «Кстати, – вспоминает Лев Моисеевич, – в 90-е годы был период, когда возникли резкие перебои с презервативами в аптеках. А в секс-шопах они были. Пусть подороже, пусть в крапинку, полосатые и с запахом, но – свою медицинскую функцию они выполняли не хуже обычных». К этой же категории относят разные вакуумные и механические массажеры.
Юлия: «В отличие от аптечных химических препаратов для повышения потенции, наши БАДы имеют травяную основу, они не вызывают привыкания, не имеют никаких побочных эффектов. Одни препараты – “одноразовые”, выводятся за сутки, другие действуют от суток до трех, третьи – от трех до семи суток в зависимости от состояния организма. Не могу сказать, что сейчас народ с каким-то особым фанатизмом покупает “сувенирные” презервативы. Поэтому мы перестали заказывать их в большом количестве. А на ура идут, например, обычные игровые кубики, где вместо точек – разные позы. Сколько ни закупаем – расхватываются тут же».
Приспособления для имитации секса:
надувные куклы и вагины, фаллоимитаторы. Надо помнить, что потребители этого вида товаров – это не только зафиксировавшиеся на мастурбации, но и инвалиды, и люди, которые работают или находятся длительное время в изоляции.
Юлия: «Особые покупатели – “восточные люди”. Сначала они реагируют очень остро: “Ой-ой, да как вам не стыдно!” И тогда я говорю: “А знаете ли вы, что такое простатит? Ага, значит, сами понимаете, что уже пора лечить. У вас есть выбор: вы идете к врачу и какой-то мужик вам будет делать массаж или вы берете у нас стимулятор простаты”. И тут мнение меняется кардинально.
Анальные стимуляторы в аптеках не продаются, их можно купить в специализированных медцентрах, но стоят они там в разы дороже. Гинекологи часто отправляют к нам женщин за вагинальными шариками – с той же целью: стимуляция и укрепление мышц влагалища для профилактики или борьбы с опущением матки. Присылают и за вибраторами, особенно женщин после родов, чтобы ускорить процессы восстановления. При этом, подчеркну, мы никогда не позиционируем свою продукцию как медицинскую, это секс-игрушки. С “побочным эффектом” укрепления здоровья».
Средства, украшающие сексуальную жизнь, увеличивающие ее интенсивность.
Безусловно, продукция далеко не для всех, но есть филателисты, а есть эротоманы, для которых эта часть жизни особенно значима. Для таких людей продаются даже качели для занятий сексом, которые подвешиваются к потолку квартиры. В этом изыске больше традиции, чем эксцентрики: в китайском эросе такие качели упоминаются при описании императорских садов.
Юля-консультант: «Безусловно, интимную жизнь украшает нижнее женское белье, пирсинги, цепочки и тату. На пляже девчонки уже в пестисах (декоративные накладки на соски) ходят совершенно спокойно. И ведь уже не скажешь, что это топлес».
БДСМ-продукция, или «садо-мазо».
Надо очень четко понимать, что все эти предметы носят сугубо игровой характер: плетки, ошейники и другие аксессуары, которые продаются в секс-шопах, не могут нанести реальный вред здоровью. Конечно, теоретически наручниками из секс-шопа преступника обезвредить можно, но точно так же его можно «стреножить» брючным ремнем, бельевой веревкой и даже школьным бантом.
«Полезность» или безвредность такого рода продукции у многих вызывает серьезные сомнения. Однако в последние годы товары этой категории пользуются все большим спросом. О чем это может говорить? Либо действительно в современном мире идеи агрессивного наполнения секса стали более модными (нам не известны научные исследования на эту тему), но с точки зрения психологии, возможно, те, кто имеет серьезные проблемы с выходом агрессии в социальной жизни, «разряжаются» таким образом. То есть в игровом варианте освобождаются от этого напряжения – безусловно, патологического. Наверное, все же лучше, если мужчина с партнершей, которая это принимает с удовольствием, поиграет во всякие ошейники подчинения, нежели он это будет реализовывать в обычной жизни.
Юля: «У нас подавляющее большинство людей приобретает эту атрибутику для шоу, причем не только эротических. Основные покупатели – это профессиональные стриптизерши, танцовщицы и актеры. Недавно приходили из самодеятельного театра, искали плетку для сценки с телегой и лошадью.
У нас попытались проводить дополнительную подготовку продавцов-консультантов. Сексологи проводили семинары для персонала, Сексологической ассоциацией были разработаны образовательные программы. В некоторых крупных секс-шопах сексологи даже консультировали раз в неделю».
ТОВАРЫ И… УСЛУГИ
Во многих секс-шопах за границей, помимо отделов с товарами, есть еще отдельные помещения с «услугами». В России более известны стрип-шоу, менее пип-шоу. Это – наблюдение за раздевающейся женщиной не в атмосфере клуба, музыки и шеста, а вроде бы «наедине». Разумеется, в соседней кабинке сидит такой же клиент, у которого тоже ощущение «наедине». Иногда клиентам предоставляется дополнительная услуга: рукава в стене, в которые можно просунуть руки и потрогать леди, которая там раздевается.
В Европе встречаются кабинки для просмотра эротических фильмов. У нас с этим сложнее. «Организатор», то есть магазин, может пойти под уголовную статью. Другое дело, что почти никто не сел, потому что определение порнографии во всем мире очень мутно.
Юлия: «У нас нет таких услуг, но вы сможете найти эти развлечения в других местах – специальных “массажных” салонах и клубах».
А ПОРНУХИ У НАС НЕТ
Во всем мире давно ведутся дискуссии относительно определения порнографии. Сегодня выработаны довольно четкие критерии, которые помогают определить, что считается порнографией, а что – нет. Причем как рядовому гражданину, так и представителю власти, чиновнику, судье, рассматривающему соответствующие уголовные дела.
Продукция не эротического характера.
К сожалению, еще остались люди, которые считают, что женщина на обложке журнала в обтягивающем платье – это уже «разврат». Нет, извините, это даже не эротика.
Мягкая эротика.
Это обнаженная натура, это соприкосновение тел, поцелуи и объятия – без проникновения.
Жесткая эротика.
Это, собственно, секс во всех деталях. Жесткая эротика подлежит регламентации: разрешена только с 18 лет и только в определенных местах – секс-шопах.
Криминальная порнография.
За ее распространение в любом месте надо провожать в тюрьму. К ней относят неигровое сексуальное насилие, педофильную, зоофильную и некрофильную продукцию.
ЧЕГО НЕТ В СЕКС-ШОПАХ? НО ОЧЕНЬ НУЖНО!
Если ставить вопрос о том, какой продукции, которая действительно нужна людям для гармонизации интимной жизни, пока в секс-шопах нет, то ответ доктора Щеглова однозначен: хорошей специальной литературы. В некоторых секс-шопах сейчас валяются какие-то издания «для ассортимента», но даже очень хорошая книга может оказаться рядом с гламурным бредом и той самой жесткой эротикой.
Система полового просвещения и образования в нашей стране отсутствует, но, в отличие от советских времен, сегодня подобной литературы – море. В этой стихии необходим «лоцман». Потому что человек неискушенный или совсем молодой не знает, что читать и кого слушать – академика Игоря Кона или телеведущую Анфису Чехову. Было бы очень неплохо, чтобы в секс-шопах серьезнее отнеслись к формированию «библиотеки», в которой была бы подобранная специалистами литература, по-настоящему помогающая и по-настоящему. А может, и методическая, помогающая отцу или матери правильно провести с ребенком первую беседу «про это».
ВСЕ СЕКС-ИГРУШКИ УЖЕ ИЗОБРЕТЕНЫ?
Доктор Щеглов считает, что это так. Внести некую относительную новизну в привычный ассортимент смогут разве что новые цифровые технологии, последние достижения в электронике. Эротические фильмы в формате 3D, например.
ЗАВСЕГДАТАИ СЕКС-ШОПОВ
Разумеется, невозможно нарисовать типичный портрет постоянного посетителя секс-шопа, ведь разные категории покупателей приходят в разные «отделы» магазинов.
Безусловно, среди посетителей больше мужчин. У мужчины, в отличие от женщины, есть исполнительская функция, то есть ему для секса нужна как минимум эрекция. А она иногда подводит. Как правило, это мужчины, начинающие чувствовать «звоночки», то есть после 40–45 лет. Молодежь, конечно, тоже забегает, но любопытства ради и в поиске прикольных подарков.
Сексоголики – постоянные клиенты секс-шопов. Есть балетоманы – они на всех спектаклях. А эротоманы регулярно посещают секс-магазины и отслеживают «премьеры» в этой области.
сексолог, доктор медицинских наук, член-корреспондент Международной академии информатизации