В наш век скорости и достижений достаточное количество людей регулярно обращаются к психологу с проблемами неудовлетворенности работой, хронической усталости, эмоционального выгорания, демотивации и прокрастинации.
Большая часть людей на работе проводят ежедневно треть времени жизни, а иногда и больше. Работа занимает изрядную долю времени, а если она происходит в напряженных условиях, сопровождается неудобствами, недовольством, неуважением, напряженным общением, конфликтами.
Порой тяжелые мысли о ней остаются и вне рабочего времени. Человек продолжает думать о работе во время, отведенное для отдыха, и таким образом время, посвящаемое работе, продлевается. Не удивительно, что человек быстро выгорает, когда работа начинает занимать все время бодрствования.
Иногда картина бывает иной: вроде бы на работе все внешне спокойно, но на работу не хочется, человек регулярно переставляет будильник утром и откладывает, нервничает с вечера воскресенья, а на самой работе бесконечно откладывает выполнение трудовых задач. Все это симптоматика, которая сопровождает выгорание.
Для объяснения гармоничных и дисгармоничных отношений человека и его работы существует ряд теорий. Концепцию «самоопределения» предложили Ричард Райан и Эдвард Деси для объяснения мотивации и демотивации, но вскоре расширили свою теорию так, что она стала объяснять и состояние «субъективного благополучия» или, попросту говоря, состояния счастья.
Концепция «самоопределения»
Ричард Райан и Эдвард Деси выделили три базовых блока, которые необходимы для того, чтобы человек был мотивирован действовать, а в результате достижения своих целей испытывал удовлетворение. Это автономия, компетентность, включенность.
1. Автономия
По сути, это свобода действовать по собственному усмотрению. Сюда относится возможность выбирать, решать, поступать по своему, по собственному выбору. Но не обязательно даже действовать так активно – ощущение, что с тобой считаются, твои интересы учитывают, тебя спрашивают или ты можешь проголосовать и дубится успеха, возразить и получить рассмотрение своего вопроса – тоже относятся к ценностям автономии.
2. Компетентность
Возможность ощущать себя умеющим, знающим, справляющимся с задачами и решать именно те вопросы, которые мы в силах решить. Как награду мы получаем удовлетворение от выполненной задачи и ощущение собственной компетентности. Ощущение компетентности возможно, когда мы решаем задачи определенного уровня сложности – не слишком простые, чтобы это совсем ничего не значило, но и не слишком сложные, чтобы не получать ощущения того, что они нам не по силам, или же не затрачивать на них энергии больше, чем компенсируется удовлетворением от выполненной работы.
3. Включенность
Это качество социальных связей, возможность общаться с другими и получать позитивную обратную связь, быть в хороших товарищеских отношениях, получать благодарность, знать, что вас ждут и хотят видеть. В рабочих отношениях это означает быть замеченным как личность, ощущать уважительное отношение, получать одобрение.
Если же эти условия не выполняются или выполняются плохо, человек становится демотивирован, испытывает стресс от необходимости работать в демотивирующих условиях и быстро выгорает.
Оценим свою работу
Для того чтобы оценить свое место работы по мотивирующим/демотивирующим условиям по Райану и Деси, нарисуйте на листочке в клеточку девять горизонтальных полос по 10 сантиметров каждая. Пусть это будут шкалы от 0 до 10. Теперь оцените по шкале от 0 до 10, как вы чувствуете, насколько выполняются перечисленные условия, и поставьте отметку.
- Я могу решать, какие задачи и в какой последовательности мне выполнять на моем рабочем места.
- Я чувствую достаточно свободы, чтобы работать так, как считаю нужным.
- Начальство согласовывает со мной вопросы, касающиеся моего функционала и моих трудовых задач.
- Я чувствую, что передо мной ставят задачи, соответствующие моему уровню знаний и умений.
- Выполняя свои рабочие задачи, я чувствую, что я профессионал.
- Я часто ощущаю удовлетворение от выполненных трудовых задач.
- Я чувствую, что коллеги ко мне доброжелательны и относятся ко мне с уважением.
- Я чувствую, что руководство ценит и уважает меня.
- Общение в нашем коллективе можно описать как дружелюбное и доброжелательное.
Первые три вопроса отвечают за ценность автономии, следующие три – компетентности, последние три – включенности. В норме оценки должны лежать в среднем в диапазоне от 6 и выше.
Возможно, по ряду параметров у вас более высокие результаты, а по другим – низкие. Об этом стоит подумать. Особенно важным является блок включенности, так как именно он в первую очередь отвечает за комфортные отношения между людьми на работе, следовательно, является решающим в вопросах выгорания.
Онлайн-тренинг «Как перестать переживать» поможет вам не растрачивать энергию на пустые переживания и взять свою жизнь под контроль