Мне тут фильм Вуди Аллена посмотреть порекомендовали – «Вики Кристина Барселона» называется. Итак, перед нами разворачивается лирическая история о том, как две американки Вики (Ребекка Холл) и Кристина (Скарлетт Йоханссон), приезжают на каникулы к тетушке Джуди в Барселону. При этом каждая из героинь пытается отвлечься от проблем: Вики – от написания диплома и надвигающейся свадьбы, а Кристина – от очередной попытки «найти себя».
Дальнейшее развитие сюжета вроде бы предполагает лавинообразные изменения в жизни девушек. Тут вам и роман обеих американок с экзистенциально озабоченным, но сексуально раскрепощенным художником Хуаном Антонио Гонзало (Хавьер Бардем)! Классическая для мировой литературы и психологии измена Вики жениху накануне свадьбы! Всевозможные варианты любовных треугольников! Возникающая с появлением бывшей жены художника Марии Елены (Пенелопа Крус) сюжетная линия зависимых отношений между бывшими супругами! И получившая широкую огласку в киношных кругах лесбийская тема взаимоотношений между Кристиной и Марией Еленой! И банальная супружеская неверность тетушки Джуди… И еще множество других событий и обстоятельств, обеспечивающих на фоне криволинейного очарования шедевров Гауди великолепную «сцену» для бушевания страстей, а в конечном итоге – для всевозможного рода жизненных прозрений, решений, изменений и прочих «психотерапевтических эффектов».
Мелодраматический «курортный роман» о несбывшихся надеждах и нереализованных возможностях! Вот только во всем этом любовном ажиотаже упорно чувствуется какой-то подвох.
Итак, все вышеописанные страсти оказываются фикцией, поскольку изначально разворачиваются в условиях современного «духовного дефицита». Режиссер Вуди Аллен вроде бы играет в открытую, противопоставляя две философии, две цивилизации: прагматическую – американскую – и романтическую – европейско-испанскую. Однако через не очень продолжительное время оказывается, что и материалистически приземленные рассуждения американских персонажей, и художественные страдания их испанских визави в равной степени отдают булгаковской «второй свежестью», погружая нас в изумительный мир философской банальности. И получается, что, сколько ни говори, ничего нового ты все равно не скажешь.
Все вроде бы предрасполагает к судьбоносным изменениям – экзотический городской пейзаж Барселоны, экзистенциально озабоченный мачо, его суицидальная бывшая жена, две разномастные молодые американки, каждая в своем кризисе.
Вот только заканчивается все ничем, «пшиком» под названием «обычная жизнь». И даже финальная пальба оборачивается банальной царапиной. Все нормально, все живы, все на своих местах, все в своих ролях, и у всех все как всегда.
Обе героини если в чем и утвердились в экзотических декорациях своих испанских скитаний, так это в неизменности своих проблем. А вс рассуждения о том, насколько ценным для них оказался этот жизненный «опыт», можно смело оставить для поклонников психотерапии.
Вечная проблема использованного и неиспользованного шанса решается Алленом по-своему. В его варианте единственно правильного решения она не имеет в принципе. Как любят говорить экзистенциальные психологи, «проблема выбора» решается Алленом со свойственным ему печальным оптимизмом – если направление движения значения не имеет и ничего нового тебе открыть ни в себе, ни в окружающих не удастся, то выход один – продолжать жить. Там, где другой художник разыграл бы вселенскую драму, Аллен выстраивает очередную человеческую комедию.
Отсюда и легкость, с которой смотрится фильм, и отсутствие настоятельной потребности в сопереживании персонажам. А чего переживать-то – это все и так про нас!
Получается, что Аллен иронизирует с позиции циничной жизненной логики не только над своими персонажами, а в конечном итоге над всеми нами, оставляя нам единственное средство, помогающее пережить любую жизненную ситуацию – ироничное отношение к происходящему. И с высоты своей иронии Аллен может себе позволить завершить фильм, как завершаются все ситуации в жизни – продолжением проблем.
А нам остается только улыбнуться и запомнить, что никакие поездки в Барселону, и, к сожалению, никакой самый шикарный «мачо» или «знойная блондинка» (по выбору) не разрешат наших проблем, если внутри нас, в самых потаенных уголках нашей души, не вызрела готовность что-либо менять. Иначе марево закрутившегося романа, скорее всего, развеется как дым и в лучшем случае оставит по себе приятные воспоминания, а в худшем – будет иметь горьковатый привкус несбывшихся надежд.
Впрочем, чудеса случаются. А в крайнем случае – мы всегда можем посмеяться над собой.