Все, что мы едим, воздействует на наш мозг и поведение. И действительно, растения соблазняют нас с помощью разнообразных компонентов, в том числе и психоактивных веществ. Вот самые «влиятельные» из них.
Миристицин
Химически близок к мескалину, содержится в мускатном орехе, а также в морковке и петрушке, но в очень небольших количествах. Экспериментировать с мускатным орехом, зная о его компонентах, мы вам не советуем – эффекты у всех людей разные, кроме одного – если съесть его много, наверняка появится сильная диарея.
По количеству психоактивных веществ нет равных шоколаду. В нем содержатся около 400 известных нам сегодня компонентов, каждый из которых оказывает какое-то влияние.
Кофеин
Улучшает внимание и стимулирует производство эндорфинов, повышающих настроение.
Теобромин
Расширяет сосуды и улучшает кровоснабжение.
Ксантин
Похож по действию на кофеин, повышает тонус и внимание.
Триптофан и серотонин
Помогают расслабиться, почувствовать, что все благополучно и стабильно.
Фенилэтиламин
Его называют «наркотик любви», потому что он создает в мозге такую же химическую картину, как и во время влюбленности.
Фенетиламин
Похож по действию на амфетамин.
Флавонолы
Улучшают зрение и когнитивные способности, так как влияют на церебральное кровообращение, особенно в районе сетчатки. Создают обезболивающий эффект, сравнимый с приемом аспирина. Больше всего флаванолов содержится в какао-бобах, подвергшихся минимальной обработке.
Обилие психоактивных веществ может объяснить, почему люди любят шоколад. Все эти компоненты работают, несмотря на то что их содержание очень мало. В шафране, укропе, фенхеле, корице и анисе также содержатся психоактивные вещества. Их слишком мало, чтобы заметить, но именно они заставляют нас употреблять эти продукты.
Источники
Wenk G. L. Your brain on food. How chemicals conrol your thoughts and feelings. New York : Oxford University Press, 2010.
Field D. T., Williams C. M., Butler L. T. Consumption of cocoa flavanols results in an acute improvement in visual and cognitive functions // Physiology & Behavior. 2011. 103 (3–4). 255–260.