СУБЛИМАЦИЯ ЖИЗНИ
Психологи полагают, что творчество как создание чего-то принципиально нового характерно только для человека. Соответственно, возникает вопрос: почему другие животные способны функционировать в рамках унаследованного и приобретаемого в процессе эволюции опыта и только человеку необходимо постоянно создавать что-то, выходящее за рамки опыта своего вида?
Больше всех интерес к творчеству проявляют психоаналитики. Именно они первыми придумали, что продукт творческой деятельности может быть объектом психоанализа. Фрейд полагал, что мотивы творчества связаны с эросом. Соответственно, творчество – это десексуализация, то есть перенос сексуальной энергии в творческую созидательную деятельность. А в продуктах творчества, прежде всего художественного, воплощаются вытесненные стремления и переживания, то есть происходит сублимация. Таким образом, с точки зрения Фрейда, источником творчества является бессознательное, в которое вытесняются все нелегализованные влечения. В соответствии с компенсационной теорией Альфреда Адлера, одного из последователей Фрейда, люди развивают науку, искусство и другие области культуры с целью компенсировать свои недостатки. То есть, по сути, творчество является результатом невротического развития. Эта теория была поддержана с большим энтузиазмом. Исследователи сфокусировали свое внимание на биографиях известных людей творческих профессий и пришли к выводу, что почти все они имели те или иные отклонения в психике.
Однако американский психолог Ролло Мэй утверждал, что процесс творчества нужно рассматривать не как результат болезни, а как признак полного эмоционального здоровья, проявление самореализации нормальных людей. Это представление о природе творчества поддерживали и другие гуманистические психологи, такие как Маслоу, Фромм, Роджерс. Они полагали, что творчество – неотъемлемая часть самоактуализации человека. А главным побудительным мотивом творчества является стремление человека реализовать себя. Это стремление есть в каждом человеке, но может быть скрыто под слоем психологических защит.
ВСЕ В ГОЛОВЕ
Большой вклад в изучение физиологического «источника» творчества внес Ротенберг. Он установил, что с функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления – абстрактно-логическое и пространственно-образное. Гипотеза, которую предложили Голдберг и Коста, приписывает левому полушарию критическую роль в операциях, связанных с рутинными, хорошо усвоенными общими представлениями. Правому же полушарию приписывается ведущая роль в усвоении принципиально новой, непрогнозируемой информации. Отсюда вывод – у творческих людей больше развито правое полушарие. Сегодня даже предлагают специально развивать это полушарие – при помощи «правополушарного» рисования, например, или даже «правополушарных» танцев.
Вслед за этими исследователями Джой Гилфорд ввел условные понятия конвергентного и дивергентного мышления. Под конвергентным («сходящимся») мышлением Гилфорд понимал поиск единственного решения. Под дивергентным («расходящимся») мышлением он понимал «веерообразный» поиск по всем направлениям, часто приводящий к оригинальным решениям. Такой тип мышления еще называют «креативным». Креативное мышление высоко ценится и хорошо оплачивается, его специально развивают на всевозможных тренингах и семинарах.
ТЕРНИИ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ
В процессе развития творческого мышления есть три составляющие: подготовка, инкубация, просветление. Толчком к развитию (подготовкой) может стать все что угодно: от обучения определенному мастерству до перенесенной психологической травмы. Однако не все одинаково эффективно могут использовать те события, которые могли бы привести к развитию творчества.
Джин Ландрам, доктор наук, автор девяти книг и многочисленных исследований в области мотивации и лидерства, проанализировав жиз-ненный путь людей, добившихся несомненных успехов в творчестве, выделил решающие факторы формирования творческой личности. К ним относятся:
- 1. Адекватный умственный коэффициент (IQ)
IQ немного выше нормы идеален для успеха творческих начинаний. - 2. Порядок рождения
К первенцам предъявляют довольно высокие требования, развивая стремление к совершенствованию. В семье на них смотрят как на лидеров, которые должны уметь самостоятельно решать задачи, не всегда предназначенные для детского возраста. - 3. Переезды
Прививают самостоятельность, независимость, настойчивость, любовь к риску. Неопределенность не тяготит детей, они учатся справляться с неизвестным и с особым рвением рисковать. - 4. Вымышленные герои и кумиры
Дают детям бессознательное ощущение всесильности и снимают ограничения воображения. - 5. Снисходительные родители,
поощряющие детей исследовать мир методом проб и ошибок, приучают их не бояться риска. Исследование новых горизонтов, эвристический подход к решению задач необычайно важны и обеспечат ребенку успех, когда он вырастет. - 6. Кризис
Травмы, такие как смерть родителей, братьев или сестер, собственный опыт соприкосновения со смертью, подготавливают людей к са¬мым неожиданным ситуациям.
Второй этап творческого процесса – инкубационный период – позволяет человеку отстраниться от привычных способов решения проблемы, забыть несоответствующие стереотипные подходы. В это время мы продолжаем работать над задачей бессознательно. Этот процесс сопровождается эмоциональным напряжением.
Далее следует просветление, или «инсайт», или же «катарсис» (освобождение). Собственно, это и есть тот самый творческий акт, ради которого все затевалось. В этот момент человека «посещает муза», он испытывает вдохновение и параллельно эмоциональное освобождение. Поэт пишет, музыкант сочиняет очередное произведение, художник рисует. Пуанкаре так описывает процесс «просветления»: «Можно почувствовать порыв возбуждения, когда все идеи встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются».
УДИВЛЯЙТЕСЬ, ГОСПОДА, УДИВЛЯЙТЕСЬ!
Современные исследователи приходят к выводу, что источник творчества – удивление. Эта эмоция позволяет адаптироваться к неожиданным условиям и справляться с новой ситуацией. Чем больше человек способен к удивлению, тем с большей вероятностью у него будут развиты творческие способности.
Однако далеко не все умеют удивляться. Некоторые люди в незнакомой ситуации испытывают не удивление, а страх, что не позволяет им гибко адаптироваться к новым условиям и продуцировать нестандартные решения проблемы. В результате человек стремится избегать нового, подавляет эмоции, а для того, чтобы справиться со страхом, все чаще прибегает к знакомым, стереотипным решениям.
Американскими исследователями были выделены следующие черты «высоко креативных людей»:
- Жадное любопытство или любознательность
В мире мало того, что бы их не заинтересовало. Это и есть постоянное стремление испытывать эмоцию удивления. - Живое воображение
Они могут быстро генерировать большое количество идей, их воображение позволяет видеть новые связи между вещами. - Энтузиазм
Он управляет силой их любопытства и воображения. У них постоянно растет потребность находить новые решения. - Вера в свои способности
В целом они менее зависимы от авторитетов, меньше тревожатся о том, что создали, их меньше, чем других, заботит заработная плата и статус. - Гибкость
Они легко переключаются и пытаются найти новый подход к решению проблем, получая удовольствие от новых сложных проблем. Они с легкостью связывают не связанные между собой вещи, быстро отделяют источники информации и мнения от контекста, формируют собственные оценки той информации, которую получают, и меньше подвержены влиянию установок по отношению к определенным источникам информации, чем другие.
Стоит вспомнить, как жизнерадостны маленькие дети. Они действительно любят жизнь. А ведь они постоянно удивляются – каждому новому дню, каждому событию, каждому новому человеку, игрушке, книге. Дети могут бесконечно рисовать, лепить, резать, творить – если взрослые предоставляют им такую возможность. Поэтому творчество – это не просто избавление от негативных эмоций, не только самоактуализация. Это возвращение к самой сути жизни. Как когда-то сказал Оскар Уайльд: «Я всегда удивляю сам себя. Это единственное, ради чего стоит жить».
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
ОЦЕНИ КРЕАТИВ
Творчество – процесс незаурядный. И реакции на него тоже неоднозначные. Кто-то к нему относится экзальтированно, с восхищением и глубоким почтением, а кто-то, наоборот, скептически, с нотками иронии и снисходительности. Однако тем людям, кто не воспринимает творчество всерьез, я бы порекомендовала основательно и глубоко покопаться в себе и своем прошлом. Задумайтесь, почему вы «недолюбливаете» этот, казалось бы, невинный процесс, обесцениваете его? Вполне возможно, в вашем личном опыте есть эпизоды собственных творческих неудач. Возможно, в прошлом ваши порывы попросту недооценили по достоинству, вам не помогли раскрыться, выразиться. Все что угодно могло заблокировать интерес к творчеству. Главное – осознать, насколько это монументально для роста вашей личности. Тест может быть очень простым – попробуйте сделать что-то новое, совершенно непривычное для вас и получить от этого удовольствие.
личностный и семейный психолог