Это вторая статья из цикла, связанного с волнениями родителей, ребенок которых не делает того, что должен. Меньше всего я хотела бы, чтобы этот текст стал очередной статьей о важности воспитания силы воли с рекомендациями, как именно это сделать. Если вам нужно подтверждение, что ребенка надо заставлять и контролировать, то здесь не об этом.
В цикл также входят статьи:
- Так называемая самостоятельность. Как развить в ребенке самостоятельность и как ее убить?
- Мотивация: чужая и своя
- Борцы сопротивления
Настраиваясь (морально) на написание этого текста, я решила посмотреть, что уже написано на эту тему. То, что я увидела, поразило даже меня (хоть я человек и искушенный). Например, я встретилась с рекомендацией ввести ребенку строжайший режим, неукоснительно следить за ним. А свои дела (дела, не отдых!) делать, когда у ребенка перерыв. Конечно же, для того, чтобы развить волю. В страхе бежала.
Воля: изучаем матчасть
На святое не посягну – воля каждому человеку необходима. И у каждого она есть. В разной степени прокачанности, но имеется.
Когда у человека не работают волевые процессы – это болезненное состояние, и не такое частое. Гуглим термины «абулия», «гипобулия», «гипербулия» и «парабулия», так как здесь на этом мы останавливаться не будем.
Как и с самостоятельностью, под волей в миру понимают не то же самое, что в психологии.
Волевые процессы – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внешних и внутренних препятствий, мобилизацией сил для достижения поставленных целей.
Для того, чтобы встать с дивана и пойти к холодильнику, нужна воля. Для того, чтобы успеть домой к любимому сериалу, – тоже. Как и для того, чтобы успешно завершить большой проект. Конечно, это разные вложения силы воли.
Кратко волевой процесс можно описать так: есть потребность – ставлю цель – ищу мотивацию – преодолеваю препятствия – реализую цель.
Примеры работы волевых процессов
Пример № 1
Мальчик полутора лет лезет к папиным инструментам, желая их изучить (потребность, цель, познавательная мотивация). Мама против, боится, что поранится, поэтому прячет инструменты (препятствие). Мальчик реагирует криком (заявление о потребности, попытка преодолеть препятствие). Чуть позже малыш находит способ добраться до инструментов: залезает на стул и берет их с полки (реализация цели).
Пример № 2
Девочка шести лет «заигралась» в куклы – делает им прически. Она хочет причесать всех кукол, а потом красиво рассадить их (потребность, цель). Она хочет, чтобы ее куклы выглядели красиво завтра, когда придет ее подруга (мотивация). Мама говорит ей, что пора заканчивать, нужно спать (препятствие). Девочка «как будто не слышит», игнорирует слова матери (преодоление препятствия). Она продолжает свое дело (реализация цели), пока мама не взрывается из-за непослушания.
Пример № 3
Подросток 14 лет был наказан за то, что плохо делал уроки, так как играл в компьютерную игру. Мама забрала провод, без которого компьютер не работал (препятствие, вызов). Парень поставил себе цель обеспечить работу компьютера, пока мама на работе (потребность, цель). Он хотел показать матери, что ее действия бесполезны и он хитрее (мотивация, преодоление препятствия). Он связался с другом, который помог ему выяснить модель провода. Карманные деньги у него были. Теперь он мог играть в отсутствие матери (реализация цели). Так продолжалось довольно долго (удержание волевых усилий на контроле за ситуацией).
Я специально привожу такие вопиющие примеры, чтобы стало понятно: воля – это не только про то, что «надо». Она очень часто про то, что «хочется». Ведь сложный процесс – а в примерах все сложные – требует значительной энергии для разработки стратегии, удержания ее, отстаивания ее приоритетности, реализации.
Чье это «надо»?
Вернемся еще раз к теории: волевой процесс невозможен без цели. Перед целью есть еще потребность, и это очень важно. Потому что если это потребность самого человека, то есть его собственное «надо» или «хочу», то далее проблем возникает меньше. Когда это твоя собственная потребность, то и мотивация тоже твоя, а это облегчает путь к цели.
Совсем иная история с внешними «надо». Они не создают собственной потребности. Не возникает того важного напряжения между «у меня нет того, что мне нужно» и «у меня будет то, что мне нужно». Поэтому обязанности так плохо приживаются.
У всех людей любых возрастов лучше получается направлять волю на то, что им нужно и хочется. В том случае, если цель воспринимается как чужеродная, включается полезный механизм сопротивления.
Теперь вы поняли, почему складывать термомозаику или строить из лего гораздо проще, чем сесть за уроки. Но и то, и другое требует волевого процесса.
Так что, совсем не заставлять?
И все же! Мы, родители, правы в том, что настаиваем на таких «ненужных» для ребенка вещах, как опрятность, аккуратность, учеба, прогулки, вежливость. В силу малого опыта ему непонятно, зачем все это надо.
Порой даже сложно объяснить, что аккуратность может ему пригодиться лет через 20 в научной лаборатории или врачебной практике. Твердый базис в истории и географии будет выдавать в нем хорошо образованного человека, что повлияет на его социальный образ.
А привычка контролировать, что и кому ты говоришь, сослужит хорошую службу всегда и везде.
Вы это понимаете – он нет. Вы честно стараетесь ему объяснить, а он «не понимает», и спорит, и не делает. А что, если речь идет о совсем обязательных элементах жизни, таких как обучение в школе? Что делать-то?
Честно делать свое дело
Я очень сочувствую родителям в вопросах воспитания детей. Это сложный и энергозатратный процесс. Мотивировать ребенка, преодолевать его сопротивление, следить за исполнением обязательного – это не то, что вы думали про счастье родительства, качая его, агукающего, на ручках.
После некоторых баталий приходится лечить себя капучино и мокрым полотенцем на лоб. Иногда приходит мысль, что вы, наверное, child-free, но поздно, у вас их уже трое.
Миссия данного текста такова: я хочу, чтобы вы увидели – у вас вовсе не безвольный ребенок. Он делает довольно сложные штуки в плане постановки цели, самомотивации, преодоления препятствий и достижения желаемого.
Да-да, теперь вы знаете также, что ваши требования быстро сделать то, что «надо», – это такое препятствие его собственным процессам. И он его честно преодолевает. Хорошая новость – его волевые процессы работают. Плохая – препятствием быть не очень приятно.
Что делать, чтобы родителям и детям было легче?
Готовых рекомендаций здесь не будет. Читателям с пытливым умом – несколько вопросов. Ответы будут в новых текстах.
- 1. Может ли быть так, что потребность чужая, но под цель можно найти свою потребность? Как это повлияет на волевой процесс?
- 2. Если потребность и цель чужие, можно ли найти собственную мотивацию (желательно основанную не на страхе)?
- 3. Чем полезно сопротивление тому, что воспринимается как чужое?
- 4. Можете ли вы вспомнить пример, когда ваше личное «хочу» или «нравится» вылились в зрелый волевой процесс реализации идеи и это было хорошо?
Пишите свои мысли в комментариях к тексту. Опыт каждого ценен.
2 комментария
Очень интересно.
Скажите, когда появится статья о том, как взрослым мамам чувствовать себя на детской площадке увереннее?
Дело в том, что в садике у меня была вседозволенность, никто мне не смел перечить, так как я была любимицей воспитательницы.
Ад начался, когда я пошла в школу (что совпало с появлением у меня младшего брата), и в итоге я училась до окончания школы замкнутым человеком.
Всё бы хорошо, но моя замкнутость и неумение общаться с детьми сейчас заставляют меня сидеть дома с 1,5 летним ребёнком, на площадке чувствую себя не в своей тарелке.
Вот наверное есть кроме меня такие же мамы, которым данная тема будет интересна.
Очень жду ответа, заранее спасибо!
Лили, спасибо за вопрос! Обязательно напишу.