То, что государство, прямо или опосредованно, влияет на умы своих граждан, их мировоззрение, — факт непреложный. Менее очевидны и видимы механизмы его влияния на личную жизнь людей. А то, что оно еще и «стоит со свечкой» у наших постелей, кажется вовсе парадоксальным предположением. Пожалуй, единственный пример «визита» государственной системы в сферу интимной жизни, который сразу приходит на ум, — недавно принятая программа по увеличению рождаемости, которую можно переформулировать как «материальное поощрение сознательно незащищенных половых контактов с последующим рождением детей». Ограничивается ли этим вмешательство государства в половую жизнь граждан или его власть простирается гораздо дальше? Директор портала mental.ru Татьяна Девятова побеседовала об этом с известным сексологом, доктором медицинских наук, профессором Львом Щегловым.
— Может ли государственная власть влиять на интимную жизнь своих граждан?
— Еще как! Государство имеет серьезнейшее влияние в этой сфере. В прошлой нашей беседе я упоминал о бесславно закончившихся попытках введения основ сексуального воспитания в российских школах. Внести или не внести тот или иной предмет в школьную программу, сделать его обязательным или факультативным — это все функции государства. От наличия и качества программ и преподавателей зависит, например, тот или иной уровень преступлений на сексуальной почве.
Ограничения и репрессии со стороны власти могут быть и не столь прямыми, но глобальными по своим последствиям. Например, в Петербурге учительница одной из школ на свой страх и риск взялась вести факультатив для старшеклассников. На занятии она рассказала, что подростковая мастурбация является не патологией, а частью нормальной жизни в этом возрасте. Вообще, в сексологии это утверждение аналогично тому факту в естественных науках, что земля круглая. Но… родители одной из школьниц подали на учительницу в суд. Мотивировка: мы — православная семья, для нас священные тексты являются истиной и если есть Онанов грех, то он и есть Онанов грех, а дамочка-преподаватель говорит, что это нормально. Посему мы считаем, что нашей девочке нанесен очень большой моральный ущерб… Был предъявлен иск на приличную сумму, процесс длился несколько лет. Еще раз подчеркну очень важные моменты:
- это был факультатив, не хочешь — не ходи;
Учителю был вынесен обвинительный приговор. Конечно, сумма компенсации морального ущерба была меньше той, что требовали родители, но тут важен прецедент: человек признан виновным судебной инстанцией, третьей ветвью власти, т. е. самим государством. Скажите, и много после этого найдется в России учителей-подвижников, которые решатся на половое воспитание школьников?!
— Можно ли ожидать в ближайшее время принятия законов, серьезно ограничивающих сексуальную жизнь граждан?
— Тенденции к «закручиванию гаек» в этой, казалось бы, далекой от политики темы прослеживаются. Например, один из депутатов Московской городской Думы «готовит» общественное мнение, а затем проект закона, протаскивая следующую идею: «Безопасного секса не существует!» Основа утверждения — некие данные о том, что в одном из миллионов случаев через презерватив может проскочить вирус ВИЧ. Дальше идет хитрый псевдологический ход. Разумеется, враги, окружившие Россию, не заинтересованы в ее величии и в приросте ее населения. А идеи безопасного секса, вбиваемые производителями импортных презервативов, позволяют глупенькой молодежи не рожать, стремиться за удовольствием и считать, что сексуальные действия будут безответственны: встретились, переспали и разбежались. Нет, друзья мои, НЕТ безопасного секса, и нужно запретить рекламу презервативов и чуть ли не следующим шагом их убрать: пусть люди несут ответственность за ЭТО!
Представить последствия законодательного закрепления этих идей в XXI веке — страшно: растерянная молодежь, которая, к сожалению, все равно будет делать то, что она делает, но без презерватива, вера в который будет разрушена, и, как следствие, резкий всплеск заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, криминальных абортов, отказных младенцев. И в итоге — разрушенных судеб и жизней…
— Что оказывает большее влияние на характер интимной жизни людей — государство или традиции религии?
— Глубоко убежден, что государственное давление гораздо жестче. При недавнем статистическом замере православными себя назвали 70 % россиян, а соблюдающими хотя бы основные ритуалы — 8 %. Какая же это религиозность? Кривлянье одно. Религиозное влияние лежит, скорее, в сфере бессознательного. Мы незримыми нитями связаны с прошлым. Конечно, в России есть понятие греха. Есть иудеохристианское представление о том, что тело — это враг и телесные побуждения как минимум нехороши, как максимум — преступны …
Вообще, по отношению к сексуальности известно три типа взаимодействия индивидуума и государства. Первый вариант — государство руками и головами чиновников само определяет, что хорошо, что плохо в сексе, что является нормой и патологией. В том числе с помощью статей уголовного кодекса.
Апогей советского ханжества: изменил — в партком, потому что сегодня изменил жене — завтра изменишь Родине. Я читал судебный протокол 1946 года: жена, желая за что-то отомстить мужу, подает на него в суд за то, что он ее принудил к оральному контакту. Идет судебное заседание, формулировка — об извращенной форме…
Второй тип взаимодействия. Человек в представлениях о том, что должно и что не должно, что нормально и что ненормально в плане сексуального поведения, опирается на широко оглашаемое мнение специалистов — сексологов, психологов, философов, юристов.
И третья схема: условно идеальная — общество настолько доверяет индивиду и настолько развито, что индивид сам определяет свое поведение, руководствуясь только общим уголовным законом. Он сам решает, сколько раз ему изменять жене, какие техники в сексе использовать и так далее.
Давайте прикинем, на какой мы сейчас находимся позиции? Даже еще не на второй.