НАША ПСИХОЛОГИЯ: Марина, творчество определяют как процесс создания. А это любой процесс создания? Объясните.
МАРИНА ДУБЕНОК: Творчество – это процесс создания чего-то нового! То есть того, чего не было раньше. Это какая-то новая идея. Или трансформация какой-то идеи. Новое видение под другим углом. Даже если это новое касается только одного конкретного человека.
НП: А математика, решающего примеры по формуле, можно назвать творческим человеком?
М.Д.: Лично мое мнение – о творчестве нельзя судить так: «если ты художник – ты творческий, а если математик – ты не творческий». Математика не зря считается царицей всех наук. Я уверена, что это творчество.
Творчество может проявляться везде. Я знаю людей, которые даже в абсолютно «рабочих» профессиях проявляют такое творчество, что многие дизайнеры и художники обзавидуются.
ДОСЬЕ
Марина ДУБЕНОК – практикующий психолог.
Образование: МПГУ, факультет педагогики и психологии.
Повышение квалификации: Институт международных социально-гуманитарных связей, Российский государственный социальный университет, Институт психотерапии и клинической психологии, Московский городской учебно-методический центр профилактики химической зависимости.
НП: Творческими личностями рождаются или креативности можно научиться?
М.Д.: На мой взгляд, творчество существует в каждом из нас. Изначально. Но под влиянием среды, внешних или каких-либо внутренних факторов в ком-то оно развивается чуть больше, в ком-то чуть меньше. Но творческие способности есть у каждого. И конечно, их можно развивать и совершенствовать.
НП: А это вообще нужно – развивать свои творческие способности? Что мне это даст?
М.Д.: Например, творческая деятельность после 45 лет очень полезна для мозга. Есть такие упражнения, которые так и называются – тренажеры для мозга. Логично, что если с возрастом мы хотим поддерживать в тонусе наш организм, то и о мозге нужно заботиться обязательно! Творчество – это и моторика, и память, и внимание – совокупность различных факторов, которые задействуют разные области нашего мозга и продлевают его молодость.
Или можно поговорить о творчестве в профессии. Кем бы вы ни были (художником, дизайнером, менеджером, педагогом), проявляйте творчество. Увидите, вам самим станет интереснее работать и легче доносить суть своей работы до других.
Есть и еще один бонус креатива. Творческий подход помогает нам взглянуть на некоторые ситуации со стороны. Бывает такое – нужно решить какую-то рабочую задачу, а вы словно у стены стоите и не понимаете, что делать. Здесь может помочь мозговой штурм. Сначала в «котел» накидываются какие-то банальные идеи. А потом, когда прозвучит уже 150 скучных вариантов и предложений, что-то в голове переключается и вы начинаете видеть другой подход к решению вопроса. Этот метод бывает очень успешным! Так, например, придумываются различные маркетинговые кампании.
НП: А есть какие-то техники, которые помогают переключить мозг на творческую волну?
М.Д.: Да, безусловно, такие техники существуют. Но если вам нужно включить креативность, то прежде всего важно понять зачем. Почему появилась необходимость переходить на творческую волну, если раньше этого не требовалось? Если человек не знает ответа на этот вопрос, то он вряд ли предпримет какие-то действия. Помешают страхи: у меня не получится, я этого раньше никогда не делал.
Итак, для начала ответьте самому себе на вопрос «Зачем?». А потом на минутку вспомните, что мы сами являемся неисчерпаемым ресурсом мотивации и сил.
Приведу такой пример. Человеку говорят: «Вот тебе коробка для чая. Подумай, что ты с ней можешь сделать?» Первая реакция будет стандартной – положить туда чай. А потом человек начнет искать варианты и способы применения, просто взгляда на предмет по-другому. Ведь раньше он всегда пытался насыпать в эту коробку только чай. И нужно всего лишь ему показать, что можно коробку использовать по-разному! Не только класть туда, скажем, скрепки, а еще 50 миллионов вариантов ее применения придумать. И многие из этих вариантов окажутся нестандартными, творческими!
НП: Так мы расширяем границы восприятия окружающей действительности?
М.Д.: Конечно. Прежде всего, меняется мировосприятие. Человек начинает привычные вещи видеть по-другому. То же самое – конечный продукт какой-то рекламной деятельности. Вспомните любую удачную на ваш взгляд рекламу. Про нее вы думаете: «Ого, как классно придумано! Никогда бы не подумала, что можно так сделать!» А люди, чтобы воплотить это, сидели и генерировали идеи. Они взялись не с потолка.
Кстати, донесение любой информации в творческой форме гораздо эффективнее стандартного подхода. Например, вы читаете своему ребенку книжку. Если делать это так: «бу-бу-бу-бу-бу-бу-бу…», не стоит потом удивляться, что дите вас не слушает. Ему не интересно! А если всего лишь изменить тембр голоса и сделать акцент на каких-то эффектных местах, ребенок будет внимательно следить за читающим родителем.
НП: По большому счету даже нас, взрослых, притягивает только то, во что вложена творческая энергия.
М.Д.: Конечно, во многие притягательные вещи люди вложили кусочек творчества, себя. Проявляя творчество, мы самореализуемся и получаем возможность решить какие-то свои проблемы. Обратите внимание, многие люди никогда в жизни не рисовали и вдруг начинают рисовать. Они находят в этом себя и становятся гораздо позитивнее, говорят: «Я никогда столько не улыбался (не улыбалась)!»
Мы можем развивать в себе креативность каждый день, каждые десять минут. Это, знаете, как находить красоту в чем-то простом и обыденном. Только вначале придется разобраться в себе: нужно нам это или нет? Я считаю, что нужно. Потому что любое творчество делает нас немного лучше, добрее, искреннее.
СВОБОДНЫЙ КРЕАТИВ
Иногда креативность возникает в самых неожиданных ситуациях. Например, после перенесенных неврологических заболеваний или травм мозга. Так, дегенерация фронтовисочных долей мозга приводит к неудержимой артистичности.
Люди могут часами создавать невероятно детализированные и реалистичные картины, сочинять стихи и придумывать остроумные шутки. Некоторые предпринимают весьма смелые попытки перенести на холст музыку или стихи. Но такое заболевание, конечно, не гарантирует креативности.
Болезнь Альцгеймера, напротив, ведет к подавлению креативности. Так, у художников и писателей, у которых эта болезнь прогрессирует, стиль меняется на более простой, абстрактный и с меньшей палитрой цветов или слов. Это позволяет приблизиться к понимаю процессов креативности: при этой болезни атрофируется гиппокамп, регион, ответственный за память, и можно утверждать, что для креативности надо иметь хорошую память.
Инсульт в некоторых случаях ведет к всплеску креативности. Так, у одной пациентки проснулась ненасытная страсть к рисованию, у другой – жажда к стихосложению. Но в целом инсульт больше отнимает, и у артистичных людей в их произведениях происходит упрощение стиля и обеднение красок.
Эти наблюдения могут привести к мысли о том, что креативность отчасти подавляется какими-то регионами мозга. Зато когда эти регионы выходят из строя, творчество вырывается на свободу.
Heilman K. M., Nadeau S. E., Beversdorf D. O. Creative innovation: possible brain mechanisms // Neurocase. 2003. 9 (5).