Оценить масштаб этого явления помогает статистика. В России тренинги личностного роста однократно проходили примерно 10 % населения, а три и более раз – около 1,5 %, то есть миллионы людей приобщились к «таинствам практической психологии». Каждый тренинг стоит денег (и, как правило, немалых). Это значит, что существовал и существует мощный социальный заказ – и он активно исполняется. Когда «рухнул железный занавес», вместе с торговцами разнообразным ширпотребом и религиозными сектами в нашу страну массово потянулись ведущие тренингов личностного роста самой разной направленности. Наши тоже не отстали и начали в спешном порядке сплачиваться и ваять собственные поделки, вроде «Синтона». Вскоре от разнообразия слепило в глазах, и увидеть общее в представителях тренинговой индустрии было сложно. Возникший ажиотаж поддерживался искусственно, но достаточно умело.
ОБМАНЫВАТЬСЯ… РАД?
К сожалению, статистика умалчивает о том, какое количество людей чувствует себя после прохождения «обучения, раскрывающего новые горизонты»1, скажем так, немного обманутыми. Все тренинги устроены так хитро, что обманутый никогда не поделится своим неудачным опытом, а будет расхваливать программу, стараясь, чтобы и ближний купился на ту же монету. Кстати, этот принцип был известен мошенникам с древнейших времен.
Правда, в случае психологических тренингов аргумент против любого недовольства выдвигается железный – тот, кто недоволен, просто не прошел тренинг с полной отдачей. Эта технология роднит их с тоталитарными сектами.
Итак, читатель, сейчас я начну издеваться над тем, что, возможно, тебе или твоим знакомым весьма дорого обошлось, а это неприятно. Но цель в данном случае оправдывает средства, велик шанс, что ты вообще пока не участвовал в подобных действах и даст Бог – не будешь. А если будешь (некоторых на работе загоняют насильно), то с ясной головой и четким осознанием перспектив.
По технологии тренинги личностного роста делятся на две группы. Первая ориентирована на то, чтобы (термины могут меняться) «пробудить в человеке его истинное Я» – ведь оно спит, конечно же, спит у всех, кто тренинги не проходит. Вторая группа включает тренинги, которые обещают чему-то полезному всех участников научить, так называемые тренинги навыков.
Со второй группой разобраться проще. Научиться чему-то означает приобрести устойчивый навык конкретной деятельности. Впрочем, неважно, о чем идет речь – можно учиться продавать мобильные телефоны, вести успешные переговоры или знакомиться с представителями противоположного пола. Допустим, вы посетили некий тренинг, где собрались 20 человек. Тренинг шел вечером в пятницу и два дня на выходных. Затратили примерно 20 часов или 25, если работали усиленно. Суммируя часы, отведенные на выступления тренера, вводные и «разминочные упражнения»2, получаем печальный итог – чистого времени на тренингах подобного рода затрачивается на одного участника всего полчаса. А теперь вопрос: каким именно навыком (хотя бы одним) можно овладеть за полчаса? Ответ прост, как сама правда: никаким.
С первым типом тренингов посложнее, заметить нестыковки не так легко. На первый взгляд, логика организаторов (даже самых неадекватных) – железная. Вы же не вполне довольны своей жизнью, правда? Значит, есть некий идеальный образ, которого хотелось бы достичь: кому миллион заработать, кому третий глаз открыть. Многообразие предложений на рынке приводит к тому, что придете вы именно туда, где идеальный образ, который рисуют организаторы, будет хоть чуть-чуть совпадать с вашим. Дальше – дело техники. Во-первых, надо создать впечатление, что ведущие (тренеры) с этим идеалом «на короткой ноге» (миллионы у них есть и третий глаз открыт). А те, кто уже прошел тренинг, – может, и не настолько к нему близки, но явно ближе, чем новички. Что для этого нужно? Возвращаемся к началу и вспоминаем, что пришедший собой недоволен. Если идеальная модель – в том, чтобы быть открытым и любящим, значит все кругом (волонтеры, сотрудники) должны быть открытыми и любящими. Если она в личном достатке – все должны демонстрировать, что они состоятельны и успешны.
Ключевое слово в этой группе – «демонстрировать», чтобы лучше понять его суть – вернемся к истокам. Все тренинги выросли из единого корня, это я уже сказал. Но корень этот сформировался чуть позже стоящей у истоков «Динамики Разума» Эверетта, который все-таки бизнесменом не были – будем думать о нем хорошо – правда хотел изменить мир к лучшему. А вот сразу понявший все перспективы тренинга как бизнеса Уильям Патрик – был. Причем занимался он тем, что называется «многоуровневый маркетинг» (MLM), то есть был профессиональным конструктором пирамид. И именно он в 1970 году купил права на «Динамику Разума», переназвал ее «Динамикой Лидерства» и наполнил теми технологиями, которые в пирамидах и применяются. Все остальные (и на Западе, и в России) просто занимались косметическим ремонтом созданного до них здания.
ВСТУПАЙТЕ В ПИРАМИДУ
Несложно догадаться, что важным нововведением стал многоуровневый характер любого тренинга. Кто помнит наш разговор про сайентологию – там то же самое3. Плюсов для организаторов тут сразу несколько. Во-первых, денег больше – каждый уровень покупается отдельно. Во-вторых, появляется дополнительная аргументация для участников: тренинг сразу не работает, надо пройти еще одну ступень… и еще несколько. Начиная со второй ступени участника (в качестве, конечно же, развивающих заданий) привлекают к бесплатной пахоте на ниве тренинга. Он должен бескорыстно помогать новичкам, доказывая свою близость к идеальной модели. Ничего не напоминает, читатель? Надеюсь, тебя судьба хранила, и в финансовых пирамидах ты не участвовал.
Легко представить, как приходит недовольный собой новичок в тренинговый центр, а там все так близки к тому, чего ему не хватает… И ведь совсем скоро он сам станет таким же успешным и открытым – никаких денег не жалко. А то, что это только видимость, – ему объяснят позже, когда представят обоснование, почему он сам должен притворяться4.
Но это еще не все. Следующим, что Патрик взял из MLM, стал принцип исключительности. По замыслу любого тренинга личностного роста все люди четко делятся на две группы: унылые неудачники, которые тренинг не проходили, и будущие победители, которые его прошли. Теперь представь, читатель, как будет сам о себе думать новичок, который результат не получил? Право слово, не признаваться же себе, что ты – лох и тебя банально «кинули на бабки»… Это некомфортно. В общем, как была озаглавлена одна из немногих честных статей о тренинговой индустрии – «Тренингуй и властвуй».
ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ
Здесь стоит уточнить, что по большому счету участник сразу и не поймет, что того, за чем он пришел, не получил. А значит, нужно так обозначить проблему клиента, чтобы он поверил, что ее больше нет. Приходит человек за миллионом или счастливым браком, ему доходчиво объясняют, что проблема не в миллионе, а в том, что он неправильно распределяет время. Не в том дело, что ты никому не интересен, а в том, что не хочешь выходить из «зоны комфорта».
В годы моей туманной юности одна моя знакомая пыталась меня затащить на тренинг личностного роста (тогда они были еще в новинку). Денег у меня не было, одалживать я не захотел – потому отказался и стал выспрашивать: а она сама-то получила искомое? Она долго сопротивлялась, мол, подписала «документы о неразглашении»5, потом сдалась. Девочке с низкой самооценкой и прыщами на все лицо объяснили, что ее проблема в том, что она… недостаточная стерва. И всем остальным участникам тоже. Меняли себя они, залезая на стулья и крича во весь голос: «Я – сука!» Вот это и есть подмена понятий. Девочка хотела одного, но ей за деньги объяснили, что она хочет совсем другого, и научили – залезать на стул и кричать, что она сука.
Если же речь идет о том, что можно проверить (третий глаз либо открылся, либо нет по ощущениям человека), то ему либо объясняют, что сейчас еще рано и нужно пройти еще десяток ступеней, либо указывают, что все техники были рабочие – это он сам плохо старался.
Эти механизмы манипуляции и «сравнительно честного отъема денег» встроены в любой тренинг личностного роста. Впрочем, в том, что называется «бизнес-тренинги», обмана не меньше. Автор проработал десять лет в одной области и восемь в другой – и знает, о чем говорит. Он-то, конечно же, себе такого не позволял и работал исключительно честно – миллионы зарабатывались, третьи глаза открывались, браки возникали сразу и навсегда. Ага.
…
1 Цитата из рекламного буклета тренингового центра с уклоном в эзотерику.
2 Не поверите, сколько таким «разминкам» уделяется внимания. Зайдите в отдел психологии любого книжного магазина и посчитайте, сколько книжек по этому поводу написано и сколько места уделяется им в руководствах для тренеров. Знаете, почему?
3 Подробнее об этом: «Как стать ПИДом», № 1 (90), 2015.
4 Один из самых частых аргументов – ложная аналогия со связью «улыбка – хорошее настроение»: если человеку хорошо – он улыбается; улыбнись – и станет хорошо; хочешь быть ближе к идеалу – изображай, что ты к нему уже близок.
5 Еще одна технология MLM-щиков. С точки зрения закона – ерунда полная (читайте Гражданский кодекс), но помогает людям почувствовать свою исключительность. Я вроде и неудачник – однако ж знаю кое-что, а тебе не скажу.