До Фрейда душа человека представлялась единой. Фрейд совершил настоящую научную революцию, заявив, что, помимо сознания (Я), существует еще и бессознательное (Оно). Он выступил в роли пророка, изрекшего что-то вроде: «И стало их двое!» А чуть позже и трое, так как к Я и Оно добавилось Сверх-Я.
Сон без сознания
Сама по себе идея бессознательного парадоксальна. В качестве феноменов, подтверждающих существование бессознательного, Фрейд называет влечения, сновидения и «психопатологию обыденной жизни» (оговорки, случаи забывчивости или «ложной памяти», специфический юмор и т. п.).
Но если, к примеру, я могу вспомнить и рассказать о своем сновидении, то какой же это «факт бессознательного»? Если я сновидение вспомнил и рассказываю о нем, то это означает, что оно уже является фактом моего сознания! То же самое можно сказать и по отношению к другим феноменам фрейдовского бессознательного.
С этого фланга на Фрейда активно нападают философы, которые резонно замечают, что истинное бессознательное должно быть чем-то вроде кантовской «вещи в себе», абсолютно недоступной нашему сознанию. Схожим образом Фрейда критикуют и феноменологи, и экзистенциалисты, и аналитические философы.
Есть прекрасная книга Н. Малкольма «Состояние сна», где он прямо формулирует вопрос о том, насколько осознание сна (утверждения вроде «я сплю» или «я видел/вижу сновидение») тождественно состоянию сна. И приходит к выводу, что понятие «сон» (или «сновидение») вообще не имеет смысла без тех сознательных впечатлений и интерпретаций, которые были сделаны уже после пробуждения.
Репрессии сверху
С другого фланга на Фрейда нападают те, кому не понравилась троичная структура психики, а именно предложенная Фрейдом «моральная инстанция» – Сверх-Я. Некоторые критики (среди них, к примеру, Э. Фромм, Х. Арендт, Г. Маркузе) считают, что Сверх-Я появилось в структуре психики только по причине идеологической робости Фрейда. По их мнению, Фрейд боялся, что его взгляды сочтут слишком радикальными, и сделал своеобразную интеллектуальную уступку религиозным и идеологическим взглядам того времени.
Напомним, что Сверх-Я является репрессивной подструктурой, задачей которой является контроль и подавление бессознательных импульсов таким образом, чтобы их реализация не нарушала социальных и моральных норм человеческого общества.
По Фрейду, Сверх-Я и Оно находятся в состоянии вечного конфликта, и, если побеждает Оно, человек становится нарушителем социальных норм (социопатом и психопатом), а если побеждает Сверх-Я, то формируется классический невротик с хронически подавленными потребностями.
В рамках фрейдовской логики любое влияние со стороны Сверх-Я является репрессивным, порождающим внутреннее напряжение и невротические конфликты. В то время как сторонники социоанализа (Э. Фромм и др.) говорят о том, что содержание Сверх-Я зависит от тех внешних норм и правил (моральных, социальных, идеологических, политических и др.), которые человек усвоит в процессе социализации.
Кроме того, эти самые нормы и правила будут различаться в разных обществах. В тоталитарных государствах Сверх-Я впитает в себя тоталитарные нормы (что приведет к невротизации всего общества в целом), а в «свободном мире» Сверх-Я усвоит нормы свободного общества. И во втором случае говорить о конфликтах между Оно и Сверх-Я бессмысленно (они вполне могут не конфликтовать, а действовать согласованно). Мало того, сама эта подструктура (Сверх-Я) теряет свое значение и становится просто лишней, ненужной.
Три части мозга
Допустим, что приведенные выше доводы о том, что Оно и Сверх-Я не существуют, нас не убедили… Методологи утверждают, что у любой психической структуры должен быть свой собственный нейрофизиологический механизм, а кроме того, любая структура должна выполнять свои уникальные функции (которые можно верифицировать разными способами).
Если мы докажем, что в основе «фрейдовской троицы» (Оно, Я, Сверх-Я) лежат конкретные мозговые структуры и/или обнаружим проявления «троицы» с помощью других методов (не психоаналитических), то ее существование можно считать доказанным.
Сам Фрейд уклонялся от ответа на вопрос о том, какие физиологические структуры мозга соответствуют Оно, Я и Сверх-Я. Но он верил, что в будущем наука такие структуры обнаружит, и отчасти был прав. В защиту психоаналитической «троицы» можно привести блочно-функциональную модель мозга, разработанную А. Р. Лурией и принятую в отечественной нейропсихологии.
Согласно этой модели, мозг состоит из трех крупных блоков, отвечающих за различные психические функции:
- энергетический (отвечает за общую активность, и в том числе за мотивацию и эмоции);
- информационный (отвечает за обработку информации, поступающей от органов чувств, и объединение их в целостный образ);
- регуляционный (отвечает за постановку целей, планирование поведения, волевую саморегуляцию и т. п.).
В западной нейрофизиологии есть схожая трехчастная модель П. Д. Мак-Лина, в которой выделяется так называемый «рептильный мозг», эмоциональный мозг и неокортекс.
Можно усмотреть соответствие энергетического блока мозга фрейдовскому Оно, информационного – Я, регуляционного – Сверх-Я. Но тут есть целых три «но», которые надо учитывать…
- Функциональные блоки мозга можно выделять и иначе (то есть подход А. Р. Лурии сегодня является далеко не единственным и не бесспорным).
- В начале своего профессионального пути Александр Романович увлекался психоанализом. Что закономерно вызывает вопрос: а не была ли идея трехчастной структуры функциональных блоков заимствована им из психоанализа? То есть сначала был выбран принцип, а потом уже под него подбирались механизмы мозга?
- Блочно-функциональный подход сегодня в принципе не является единственным.
В нейропсихологии также существует подход, основанный на динамической локализации функций. Нейронные структуры, отвечающие за психические функции (особенно за такие сложные, как личностные качества или мотивация), не являются статическими и постоянными. Локализация функций (и связанные с ними блоки/структуры) меняются в зависимости от возраста, внешних обстоятельств, тренировки и т. п.
В отечественной нейрофизиологии исследованиями динамической локализации функций серьезно занималась академик Н. П. Бехтерева, а в западной нейрофизиологии эта тема особенно популярна в рамках изучения нейропластичности мозга. С точки зрения динамической локализации функций вопрос о существовании нейронных основ «фрейдовской троицы» по-прежнему остается открытым…
Факторный анализ
Мало кто знает, но в 1960–1970-х Р. Кеттелл (один из классиков современной психодиагностики) со своими коллегами пытался проверить существование «фрейдовской троицы» (Оно, Я, Сверх-Я) с помощью своего подхода, независимого от психоаналитических идей.
Кеттелл предположил, что каждая из этих структур создает свою собственную уникальную мотивацию. Мотивация может быть скрытой, но она предопределяет поведение, которое в свою очередь формирует устойчивые черты личности, которые можно пронаблюдать «на поверхности» в поведении человека.
Подход Кеттелла заключался в том, что, зная поверхностные черты личности (которых сотни и даже тысячи), можно с помощью процедуры факторного анализа обобщить их и выявить небольшое количество исходных (или глубинных) черт личности.
Факторный анализ – это математическая процедура, в которой исследователь может варьировать количество выделенных факторов. При этом каждый фактор соответствует какой-либо глубинной черте.
Кеттелл исходил из простого предположения, что, если собрать достаточно большой массив данных и применить к нему трехфакторное решение, то по своему содержанию три полученных фактора должны будут соответствовать тому, как Фрейд описывает Оно, Я и Сверх-Я.
Кеттелл сделал вывод, что три полученных фактора в «значительной мере» совпадают по смыслу с фрейдовскими характеристиками Оно, Я и Сверх-Я. При этом Кеттелл осторожно добавляет, что совпадение не полное и что однозначно утверждать о том, что «фрейдовская троица» действительно существует, нельзя.
Также добавим, что факторный анализ (как математическая процедура) может давать разные результаты в зависимости от выборки участников исследования и от выбранного алгоритма факторизации. Достоверными можно считать только такие результаты (факторы), которые устойчиво воспроизводятся на разных выборках.
Исследования коллег Кеттелла при попытке проверить устойчивость трех выявленных факторов доказали как раз обратное – три фактора, выявленные в разных исследованиях, вроде бы похожи, но не тождественны. То есть строгих научных доказательств, подтверждающих существование Оно, Я и Сверх-Я, команде Кеттелла с помощью своих методов так и не удалось обнаружить.
В заключение хотелось бы сказать, что вопрос о реальном существовании «фрейдовской троицы» (структуры психики, состоящей из трех подструктур, выполняющих различные функции, – Оно, Я, Сверх-Я) остается открытым. В современной науке накопилось много доводов как «за», так и «против», и научный поиск продолжается.