Сегодня принято иметь своего врача, парикмахера, адвоката. Один заботится о нашем здоровье, другой – об имидже, третий – о кошельке. А кто позаботится о нашем душевном состоянии? Психолог-консультант или психотерапевт. Мы идем к нему, когда у нас есть проблемы, но зачастую после такой встречи они не только не исчезают, а, напротив, усугубляются. Может, мы выбрали не того консультанта?
ПРОСТО ПОГОВОРИТЬ?
Не так давно меня попросили побеседовать с девушкой 25 лет, представлявшейся профессиональным психологом-консультантом. Умненькая, симпатичная, она недавно окончила 50-часовые курсы, получила диплом психолога-консультанта и абсолютно искренне верит в то, что она профессионал. Более того, она уже вовсю консультирует! Хотелось бы посмотреть на ее клиентов…
Примерно в то же время ко мне пришла женщина в состоянии депрессии. Она пережила тяжелую жизненную ситуацию – потерю близкого человека. Психолог-консультант, к которому она обратилась по совету друзей, посоветовал ей «не думать о плохом», делать вид, что все прекрасно, быть бодрой, энергичной, чаще посещать различные развлекательные мероприятия, шутить, веселить других и смеяться самой. Все это стоило ей нечеловеческих усилий и закономерно привело к нервному срыву.
Эти эпизоды заставили меня вспомнить другие случаи из моей практики, когда мне приходилось «ликвидировать последствия» непрофессионального вторжения в личность другого. И я задумалась, почему мы бываем так легкомысленны, почему так бездумно отдаем самое дорогое – себя самого – в чужие руки, почему с готовностью выкладываем все, что у нас на душе, человеку, не способному нас понять, а потом старательно следуем его советам?
Давайте спросим любого: «Можно ли провести операцию на сердце без многолетней специальной подготовки?» – и на нас посмотрят по крайней мере с удивлением. Зато, когда речь заходит о консультировании, все кажется легким и простым: «Это же не резать скальпелем – подумаешь, просто поговорить…» А между тем слово – мощнейшее оружие, это как сильнодействующее лекарство: при неправильном применении последствия могут быть самыми плачевными. Поэтому для консультанта девиз «Не навреди!» так же актуален, как и для врача. Только врача мы выбираем долго и тщательно, а консультанта – «так, между делом»: «На улице увидела вывеску “Психологическое консультирование”. Дай-ка зайду…»
Мы смотрим американские фильмы, где у каждого героя – особенно если он успешный человек – обязательно есть свой психолог-консультант или психоаналитик. Чуть что не так – герой идет к нему изливать душу, выпускать пар, копаться в себе и перемывать косточки близким. А мы чем хуже? Да, наверное, ничем. Но на Западе индивидуальное консультирование как услуга появилось давно, а у нас – сравнительно недавно, и найти хорошего, действительно профессионального консультанта сегодня не так-то просто. Поэтому и важно самим задуматься, на что при выборе надо обратить внимание в первую очередь.
ЖИЗНЬ – ЛУЧШАЯ ШКОЛА
Если психолог работает в консультационной компании, на сайте мы наверняка найдем о нем информацию. Можно почитать форум, отзывы клиентов, покопаться в Интернете – возможно, у него есть печатные труды, статьи, выступления, где он рассказывает о своих методах. Если консультанта нашли через знакомых, можно поговорить с теми, кто с ним работал. Одним словом, важно собрать максимум доступной информации. И в первую очередь это будет возраст, опыт специалиста, его образование.
Образование.
Существуют профессии, где становление специалиста понятно и четко прописано. Например, чтобы стать хирургом, нужно поступить в медицинский вуз, отучиться по жестко заданной программе, сдать множество экзаменов, получить диплом, закончить интернатуру и ординатуру, и лишь затем можно заниматься врачебной деятельностью.
Для психолога-консультанта тоже важно базовое профессиональное образование зарекомендовавшего себя вуза с традициями, где в процессе подготовки формируется система профессиональных ценностей, приходит понимание, каким методом или приемом уместно воспользоваться в том или ином случае, ведь консультирование проходит один на один.
Жизненный и профессиональный опыт.
В мировой практике принято обучать психологическому консультированию людей взрослых и личностно зрелых: чтобы понимать другого, надо самому пережить как можно больше самых разнообразных чувств: счастье, восторг, раздражение, сомнения, потери, разочарования… Что заставляет нас обратиться к консультанту? Кризисы, одиночество, тревоги, неудачи, конфликты. Эти темы не должны быть для консультанта чужими, абстрактными, «хрестоматийными». Иногда именно опыт личных переживаний становится самым значимыми в работе с клиентом.
Когда мы видим перед собой взрослого, опытного человека, мы ведем себя более открыто и готовы говорить о себе и своих проблемах максимально откровенно. Жизненный и профессиональный опыт дают консультанту массу неоспоримых преимуществ: умение управлять эмоциями, терпимость, способность услышать другого, выдержать паузу, отделить главное от второстепенного, понять, какая из проблем «перемелется», а какой надо заниматься вплотную.
ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ – ЛИЧНОСТЬ
В ходе одного из опросов клиентов попросили объяснить, почему они доверяют тому или иному консультанту. Ответы были такими: «Чувствую, что он говорит правду», «Я могу быть с ним откровенным», «Он всегда на моей стороне», «Мне с ним комфортно», «Он не паникует и остается спокойным даже в критических ситуациях», «Чувствую, что он уважает меня как личность». Интересно, что люди говорили не о результатах работы с консультантом, а о своих впечатлениях от общения с ним как с человеком. Такие впечатления могут сложиться уже на первой встрече, и они могут нам многое о нем сказать.
Говоря о встрече, я имею в виду не первую консультацию, а предварительную встречу-знакомство. Если нам отказали в такой предварительной беседе и сразу предлагают оплатить прием, а иногда и несколько сеансов, это должно нас насторожить: стоит ли идти со своими проблемами к человеку, который не готов до начала основной работы потратить на нас 20–30 минут? Опытные консультанты обязательно проводят такие встречи. Например, для меня важно предварительно познакомиться с клиентом, чтобы наше решение о начале работы было обоюдным. После такой встречи я обязательно даю человеку время на размышление: он должен еще раз подумать, действительно ли ему необходимо консультирование и готов ли он работать именно со мной – от этого во многом будет зависеть эффективность нашей работы.
Тот, кто хочет довериться другому, имеет право на такую встречу – пусть она будет короткой, но и за это время можно составить некоторое представление о человеке. А это очень важно, ведь главный инструмент консультанта – это его личность.
Попробуем выделить несколько моментов, которые будут своеобразными «маркерами», или кирпичиками, из которых может сложиться общая – пусть пока и не очень четкая – картина.
Конфиденциальность.
Основа работы консультанта – конфиденциальность. Если наш собеседник начинает рассказывать о своих клиентах, о том, как и кому он помогал, с какими вопросами к нему обращались, жонглировать известными именами, чтобы произвести на нас впечатление, – можно сделать вывод, что ни о какой конфиденциальности и речи быть не может. Тогда и с нашей стороны не будет ни доверия, ни открытости.
Заинтересованность.
Попробуем понять, насколько наш собеседник заинтересован в контакте с нами. Мы хотим быть уверены, что человека действительно волнуют наши проблемы, что он открыто выражает свои чувства, заинтересован в нас, способен «со-радоваться» и «со-огорчаться». Важно почувствовать, что мы взаимодействуем с живым человеком, а не с неким профи, который будет действовать по схеме, пусть и трижды правильной. Мы доверяем тем, кто готов открыто обсуждать самые трудные вопросы. Именно искренний, неподдельный интерес консультанта поможет нам разобраться в себе и найти ответы на волнующие нас вопросы.
Эмоциональная зрелость.
Что отличает успешного консультанта? Умение владеть своими чувствами, способность не терять равновесия и рационально мыслить даже в самых сложных ситуациях, стрессоустойчивость. Такой консультант, излучающий спокойствие и уверенность, может служить примером для клиента раздраженного и агрессивного, как раз переживающего стресс.
Здравый смысл.
Способность консультанта быстро схватывать ситуацию в целом, умение вычленять «из потока» то, что действительно волнует человека, суть и смысл его проблемы, создает у клиента очень важное ощущение – «меня понимают».
Позитивный настрой.
Мы обращаемся к консультанту в трудный момент, когда особенно нуждаемся в поддержке. Хороший консультант умеет создать атмосферу созидания, надежды, оптимистического отношения – к себе, к людям, к жизни.
Адекватное позиционирование.
Для успеха диалога важна адекватная позиция консультанта, так называемая «вненаходимость». При всей своей заинтересованности он смотрит на ситуацию со стороны, не включен в наши проблемы слишком эмоционально – только так он сможет объективно их обсуждать. Поэтому очень важно умение консультанта соблюдать дистанцию: он не должен слишком к нам приближаться или, наоборот, вести себя отстраненно, не должен ставить себя выше нас – вещать менторским тоном – и, напротив, «растворяться в нас» – поддакивать и сочувствовать. И то и другое не только разрушает контакт, но и, главное, не позволяет нам решить нашу проблему.
ЧУДЕСА НАОБОРОТ
Индивидуальное консультирование – не стандартизованный, изначально запрограммированный процесс, да и мы – не объект безучастного анализа и воздействия, а живые люди со своими надеждами, сомнениями, тревогами, эмоциями и жизненными смыслами. В консультировании есть свои технологии, но нет готовых рецептов, никто не знает «единственно правильный» ответ на вопрос. Профессионализм консультанта заключается в том, чтобы создать такую атмосферу, такое пространство, в котором человек сможет выражать свои чувства свободно и самостоятельно отвечать на свои же вопросы. Я глубоко убеждена, что каждый человек знает решение своей проблемы, но до встречи с консультантом не всегда знает об этом знании.
А жизнь часто ставит перед каждым из нас трудные задачи, и очень хочется получить совет, найти поддержку у человека профессионального и, конечно, как можно быстрее. Но, даже если на душе кошки скребут и проблемы кажутся нам без посторонней помощи не разрешимыми, не стоит кидаться за помощью к первому попавшемуся консультанту. Надо набраться терпения и искать того, кто действительно поможет – или как минимум не навредит.
В основе работы действительно профессионального консультанта – бережное отношение к другому как к безусловной ценности, даже некий трепет перед его личностью. И это не случайно: грубое вмешательство во внутренний мир человека может привести к плачевным результатам.
Поэтому при выборе консультанта нам надо быть очень аккуратными и осторожными. Прежде чем начинать доверительный диалог, надо определиться, готовы ли вы допустить собеседника в свои «святая святых», готовы ли делиться с ним самым сокровенным, наболевшим, следовать его советам и выполнять его рекомендации.
Как профессиональный психолог, я, безусловно, верю в силу консультирования – оно действительно творит чудеса. Именно поэтому я советую сто раз подумать, прежде чем прибегать к этому сильнодействующему средству и отдавать себя в руки другому человеку. Иначе могут быть «чудеса наоборот» – как в сказке с печальным концом.