Боязнь совершить ошибку, выглядеть нелепо, обратить повышенное внимание на себя, быть осмеянным – питательная среда для формирования поведения, позволяющего избегать неудач. Казалось бы, что в этом страшного? Здорово, если человек умеет лавировать и не ввязываться в рискованные предприятия. Но нет. Такая мотивация прямо противоположна стремлению к удаче.
Если мотивация – избегание неудач «у руля», мы преувеличиваем трудности, искаженно оцениваем ситуацию, игнорируем помощь, занижаем свои возможности и находимся в постоянном недовольстве собой. Даже обладая всем необходимым для решения задачи, не отдаем себе в этом отчет и раздражаемся на людей, пытающихся нас вдохновить. Внутренние объяснения поведения «подстраиваются» под мотивацию – мы говорим себе, что другие люди удачливее, что у них есть протекция, что не всем везет, что попробуем в следующем году, мы уже слишком стары для всего этого, и самое грустное – что нам все это не надо.
Иногда мы даже беремся за некоторые задачи, но организуем все так, чтобы потом можно было себе простить эту неудачу и не быть за нее ответственным. Мы прикладываем слишком мало сил («ну и что, ведь я даже не старался!») или непропорционально много («я все жилы порвал, а они даже не оценили!»), чтобы можно было снять с себя ответственность за то, что ничего не получилось. А коридор между этими крайними вариантами, в котором количество вложенных сил соответствует требованиям задачи, игнорируем.
Вам показалось знакомым это описание? Не мудрено, ведь страх сделать ошибку в той или иной мере присущ каждому человеку.
Вот его основные элементы:
- недооценка своих возможностей;
- переоценка трудностей задачи;
- переоценка последствий неудачи;
- страх перед тем, «что скажут люди».
Используя эти элементы как мишени, мы можем прикоснуться к страху неудачи и поставить его под сомнение.
1. НЕДООЦЕНИЛ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ
Это – фильтр из убеждений, которые мы присвоили в процессе жизни и не подвергаем сомнениям.
«Не берись, если не знаешь», «Ты неуклюжий», «Все равно не получится», «Мама (папа, бабушка – подставьте сами) лучше знает», «Поставь, а то разобьешь», «Так и знал, что у тебя не получится», «У Васи оценки лучше, а ты – бестолочь ленивая», «Сколько ни бейся – все равно не выйдет».
Такие убеждения в массе своей закладываются в детстве, когда еще трудно противопоставить собственный опыт тому, что вкладывается, как истина, сна¬ружи. Иногда можно увидеть такую ситуацию: ребенок висит на турнике вниз головой и кричит маме, чтобы она посмотрела, как здорово у него получается, а мама ему кричит: «Немедленно слезай, а то упадешь!» У него уже получилось, он уже смог, но этот опыт вычеркивается, вместо него записываются стыд, вина и запрет на экспериментирование.
Внешний взгляд на себя – неловкого, недалекого, неумного – заменяет собственное мнение, становится пыльным стеклом, через которое человек смотрит на себя и свои желания. Вооружаемся самой сильной бытовой химией и устраиваем генеральную уборку!
Вам понадобится: возможность уединиться. Дополнительные опции – семейный фотоальбом, старые детские тетрадки (если они сохранились).
Инструкция. Ваше прошлое и настоящее пластичны. Вы сами решаете, какие события в них действительно важны, а какие – нет. Нет воспоминаний более важных и менее важных, но вы сами решаете, на какие из них опереться. Вспомните уникальные эпизоды из вашей жизни, когда вы были настойчивы, решительны и смелы (исследовали что-то, ходили в поход в лес и помогли другу спастись от пчел, добились признания в дворовой команде по футболу, спасли тонущего товарища, защитили от неприятностей друга и многое другое). Каждый человек – герой, если даст себе труд об этом помнить. Вспомните ситуации, в которых вам удалось добиться желаемого, в которых исполнялись ваши заветные желания, сбывались мечты.
Каждый такой эпизод опишите одной фразой – емкой, глубокой и важной, которая станет вашим компасом и флагом. Например, «Я переплыл глубокую реку, сейчас река не глубже, чем тогда». Разместите напоминания об этом эпизоде в своем пространстве – увеличьте и распечатайте фотодоказательства, повесьте на память об этом событии кулон, вложите в паспорт записку, нарисуйте картину по этому сюжету – используйте любые средства, чтобы сделать воспоминание ярким и стойким. Постройте из напоминаний об успехе опорную сеть и каждый раз, когда сомнения пытаются взять верх, откидывайтесь на нее, чтобы она спружинила и придала сил.
2. ПЕРЕОЦЕНИЛ ТРУДНОСТЬ ЗАДАЧИ
Этот «дефект» восприятия реальности можно преодолевать интеллектуальным путем. Нужно научиться внимательно разбирать ситуацию, раскладывать ее на части и анализировать. Строить график работ – «делить слона по частям». Даже многостраничный роман, который вы, может быть, не решаетесь написать, состоит из глав, а главы – из страниц.
Вам понадобится: свободное время, специализированные книги.
Инструкция. Изучайте методики и техники, которые заметите вокруг себя, расспрашивайте друзей и знакомых о том, как они справляются со своими задачами. Найдите тот способ, который подходит именно вам. Зачем? Чтобы вывести себя из того парализованного состояния, в которое вас вводит мысль «Я не справлюсь». Перед тем, как перепрыгнуть преграду, всегда нужно разбежаться. Если встать вплотную к ней и смотреть, какая она высокая, ничего не получится. Вопрос только в том, какая техника и тактика разбега подходит именно вам.
3. ПЕРЕОЦЕНИЛ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕУДАЧИ
Часто мы даже не пытаемся рискнуть и взяться за что-то новое, важное и сложное, потому что ошибка кажется нам фатальной. Если не получится – случится что-то страшное! А что, собственно? Вы когда-нибудь заглядывали за свой страх? Вдруг там на самом деле ничего нет?
Вам понадобится: лист бумаги и карандаш.
Инструкция. Вверху листа кратко опишите суть задачи, с которой вы боитесь не справиться. Поставьте под ней в середине листа стрелочку вниз. Задайте себе вопрос: «Что в действительности произойдет, если не получится?» Напишите под стрелочкой первый пришедший в голову ответ. Поставьте под ним стрелочку вниз. Задайте себе вопрос: «К чему это приведет?» Зафиксируйте ответ, под ним нарисуйте стрелку. Задавайте себе этот вопрос до тех пор, пока не дойдете до предельного ответа, из которого уже ничего не выводится. Если листок кончился, а ответы еще есть, приклейте к нему снизу еще столько листов, сколько будет необходимо, – так, чтобы все ответы были перед глазами и вам не нужно было переворачивать листы бумаги, чтобы прочитать продолжение. Отложите получившуюся последовательность в сторону на полчаса.
Вернувшись, прочтите свои ответы и задумайтесь: стоят ли эти последствия того, чтобы отказываться от попытки? Похожи ли они на реальность, или вы позволили страху увести вас на темную сторону бытия? Приводят ли такие ошибки именно к этим последствиям, или все немного преувеличено? Есть ли у вас возможность заранее подстраховаться против этих последствий? Не получилось ли так, что в ваши решения вмешиваются страхи, не имеющие отношения к задаче? Это ваши мишени, вас беспокоят именно они, а вовсе не страх ошибиться.
4. А ЧТО СКАЖУТ ЛЮДИ?
Страх общественного осуждения построен на дисбалансе в оценках – их достижения и мнение «стоят» по вашему внутреннему курсу выше, чем собственные. Таким образом, почти каждый посторонний человек может назвать черным то, что вы видите белым, и заставить вас сомневаться в собственном видении.
А в наших ожиданиях мнение посторонних людей сливается в массу общественного мнения. Как будто в каждый момент времени мы окружены толпой наблюдателей и судей с лупами и биноклями, регистрирующих каждый шаг. У них нет своих семей, работы, занятий и досуга, вся их жизнь посвящена тому, чтобы вас осуждать, а их мнение сразу же записывается на небесах как истинное и нерушимое. Так?
Мы, конечно, преувеличиваем, но в конечном итоге можно обнаружить, что величина страха ошибиться на глазах у других людей не соответствует реальному любопытству и времени, которое они могут посвятить именно вам. Этот страх уходит своими корнями в установку, с позиций теории Эрика Берна описанную как «Я не окей, ты – окей». Все вокруг – лучше меня, их мнение важнее, их опыт ценнее, их успехи ярче. «Я» скрыто от глаз, а «Другой» освещен блеском наград и достижений. Этот дисбаланс дорого стоит носителю подобной установки.
Вам понадобится: несколько листов бумаги А4, карандаш или ручка, линейка, не меньше одного часа времени.
Инструкция. На уроках истории вы, наверное, не раз чертили стрелу времени и размещали на ней события в хронологическом порядке. Сейчас в похожей форме вам нужно будет расположить на стреле вашего личного времени достижения и победы начиная от раннего возраста до сегодняшних дней. Например, то, что в начальной школе вы справились со страхом зубного кабинета, – это подвиг. Не поддавайтесь на голос скепсиса, который будет нашептывать, что подвиг – это спасти человека или завоевать золотую медаль на Олимпийских играх.
Когда стрела времени будет готова и осмыслена, на отдельном листе сделайте такую же стрелу, но только посвященную вчерашнему дню. Зафиксируйте все свои достижения за последние сутки – даже если их масштаб будет небольшим, вроде «встал по будильнику и успел вовремя на работу». Проделывайте это упражнение десять дней подряд, рисуя стрелу с успехами последних суток. В какой-то момент вы заметите, что беретесь за более сложные задачи, потому что вам приятно зафиксировать их на этой линии. Если потребуется, продолжайте рисовать стрелы до тех пор, пока будете нуждаться в этом инструменте.
Страх неудачи – это такой же «слон», как любая другая задача. Перестав принимать его как данность, вы можете начать с ним бороться и справляться. Мы разбили его для вас на удобные куски, каждый из которых можно легко «прожевать». На «переваривание» может уйти довольно много времени, и, возможно, вам захочется повторить некоторые этапы несколько раз для закрепления эффекта, но оно того стоит.