О случившемся сегодня в одной из столичных школ пока еще нет достаточной информации, и все рассуждения могут быть лишь абстрактными.
За что может так жестоко наказать учителя отличник-ученик?
За «несправедливую» и «неправильную», по его мнению, оценку. Вряд ли что иное так «снесет крышу» у отличника, уже построившего в воображении свое благополучное будущее. Каким он себя представляет? Разумеется, всегда улыбающийся, энергичный, блистающий креативными идеями, с выстроенной карьерой и т.д. и т.п.
А тут на его пути к светлой карьере оказался какой-то географ! Да еще, возможно, из тех, кто «глобус пропил»!
Вдруг несправедливо «закрывается» путь к запланированному материальному процветанию. Первое желание – устранить это препятствие. Но способ «устранения» будет зависеть от зрелости личности.
И вдруг – не получается у него стать успешным! Нарастает внутренний конфликт, который требует немедленного разрешения. И остается только «порадоваться», если он проявится в тике, заикании или каком-то психосоматическом заболевании. Но у достаточно энергичной и стойкой личности он может проявиться в агрессивной форме – взять имеющееся под рукой ружье и убить этого географа. Нет человека – нет проблемы. Так кажется подростку.
И он не сразу поймет, что настоящие проблемы в жизни с этого момента у него только начались.
С точки зрения психиатра, такой целеустремленно ориентированный «на успех и счастье» человек больше похож на больного, одержимого маниакальной идеей успеха, чем на счастливого. А в повседневной жизни важно уметь переживать не только положительные, но и отрицательные эмоции. Разве все из нас учат этому своих детей?!
Не зная усталости, многие родители ведут свое чадо в различные секции и кружки, требуют от них «только пятерок» и не задумываются: не устают ли от этого их дети? Хотят ли они на самом деле быть быстрее, выше и сильнее кого-то?
Может быть, они просто ждут от родителей любви и подтверждения собственной надежды, что соответствуют ожиданиям своих мам и пап? Почему надо любить ребенка только за успехи?