«Помню, в школе мне хотелось быть похожей на одноклассницу, которая, как приходила, все ее обступали, обсуждали ее прическу, новую одежду и даже куклу Барби. Но нас с подружкой назвали “утками”. Никто нас не обижал, как это бывает среди детей, но и внимания на нас не обращали. Так мы и доучились – вроде бы как со всеми, но вдвоем. Потом она вышла замуж и уехала в другой город, а у меня в университете было все то же самое, только уже не было даже подружки. Если я и подходила к кучке что-то бурно обсуждающих одногруппников и пыталась с ними поговорить, то до второй реплики уже не доходило: все равно никто меня не то что не слушал – не слышал. Я ждала, когда окончу университет, думала, во взрослой жизни все в одночасье изменится. Но этого не произошло. Я сменила не одно место работы, но все так же сижу незаметно в своем “углу”. Коллеги, даже когда про меня говорят, то так, будто меня нет. Что сделать, чтобы меня заметили? Я не глупая, ответственно отношусь к своей работе, я не голубоглазая кукла-красавица, но довольно приятной внешности. Пробовала ярко, экстравагантно одеваться – никто даже не взглянул. Условия на работе меня устраивают, и я не хочу ее менять, тем более что понимаю – куда бы ни пошла, отношение ко мне не изменится».
Виктория, 24 года
Виктория, обратите внимание на самое первое описание вами своей проблемы – «мне хотелось быть похожей на одноклассницу» – и главный вопрос – «Что сделать, чтобы меня заметили?». Тема уподобления носителю яркого, «экстравагантного» образа ради привлечения внимания проходит красной нитью через все ваше письмо. Как и кому уподобиться, в какой образ войти, как обрести всеобщее внимание? Причем обрести не свое место под солнцем, не себя настоящую, не собственную систему ценностей, а внимание других, стороннюю оценку, поощрение абстрактного большинства.
Неужели это – то единственное, что вам нужно для счастья? Неужели ваша главная и единственная цель состоит в долгожданном ответе зеркальца – «Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее»?
Предлагаю вам задуматься – на что, точнее на кого обращать внимание? Кого ценить, кому отдавать должное? Чем вы особенны, что должно возбуждать интерес, в конце концов просто – как вы презентуете себя? Настораживает, что вы, по всей видимости, совершенно не волнуетесь о том, что можете так и не состояться как личность, не развиться нравственно, духовно или просто не быть в этой жизни кому-то полезной и нужной. В 17–18 лет кому-то может быть еще рано, но в 24 года явно пора хотя бы начинать об этом размышлять.
В вашей жизни все затмила одна-единственная страсть – быть заметной! Что сделать, чтобы меня заметили?! Ни одного другого столь же конкретного и однозначного вопроса вы не задаете. Похоже, сейчас вам не нужно ничего, кроме «психотехники эффективного привлечения внимания окружающих». Что ж, возможно, кто-то из псевдопсихологов вам такую предложит. Но что вас ждет в случае достижения даже гипотетического успеха? Королеву взоров неизбежно постигнет участь Голого Короля из сказки Ганса Христиана Андерсена – однажды чей-то искренний, возможно по-детски наивный голосок воскликнет: «А на кого смотреть? На того, кто вполне благополучен и имеет лишь одну насущную потребность во всеобщем внимании, чья главная проблема – недостаток популярности, кому внимание требуется даже не для чего-то, а просто само по себе?»
Вы всегда стремились к тому, чтобы стать заметной. А может быть, стоит рассмотреть вариант стремления стать самой собой? Задумайтесь – кто действительно становится «заметен», кто, подобно поэтам, «творит себе нерукотворные памятники»? Тот, кто только и мечтает о пьедестале, или тот, кто значительную часть жизни посвящает тому, чтобы понять, кто он есть на самом деле? Экстравагантность – лишь стиль, внешний имидж, который выбирают некоторые из успешных людей.
Давайте попробуем разобраться – откуда берется ненасытная потребность во внимании? От соответствующего голода в детстве. Это чувство неудовлетворенности, вызванное недостатком проявления интереса к ребенку со стороны родителей, отсутствие выражения ими его ценности, значимости, нужности для них, отсутствие элементарного, уже достаточного для ребенка уважения к его существованию, к простому факту его присутствия в семье. Игнорирование ребенка, невнимательность к нему уничтожают стремление к самореализации, скрывают те уникальные способности, которые, развившись в будущем, могли бы его характеризовать как личность. Так скрывается сама сущность души, потому что… ей просто не перед кем раскрыться. Остается лишь постоянная неудовлетворенная и потому неудовлетворяемая потребность во внимании. Ребенок не знал, как заинтересовать в себе родителей, как заявить о том, что он есть, что он существует, и… он не знает этого до сих пор. Он лишь готов на все ради того, чтобы его заметили.
Прошлого не изменишь, но можно попытаться с максимальной убедительностью сказать о том, что можно сделать сейчас. «Сейчас» всегда можно сделать хотя бы немногое, а когда немногое сделано, оказывается, что можно сделать немного еще.