МЕДНЫЕ ТРУБЫ
Слава, как и деньги, является лакмусовой бумажкой для проявления человеческой природы. Кто-то, имея их, чувствует себя королем и помогает другим подняться на свой уровень. Другие становятся расточителями в поисках безудержного веселья, как Француаза Саган, называвшая себя «прожигательницей жизни». Другие относятся к славе как к атрибуту своей работы и не более.
Испытание огнем и водой проходят многие, а медными трубами – только единицы. И если наслаждающемуся славой не посчастливилось умереть на ее пике, а лучше всего на сцене, перед глазами влюбленной толпы, чаще всего этот экс-любимец превращается в жалкого пользователя соцсетей, демонстрирующего фото своего былого успеха.
ЛУЧШЕ НЕ ИМЕТЬ, ЧЕМ ПОТЕРЯТЬ
Потеря популярности очень болезненна для того, для кого популярность была целью и кто придавал ей огромное значение. Говорят, что, «когда человек поднимается на Олимп, внизу он оставляет свою душу – с ней туда не пускают». Расхожее убеждение отражает действительность. Такие качества, как гордыня и тщеславие, – грибок в психике, только и ищущий благоприятную для размножения среду, которой как раз и является популярность. Механизм развития грибка прост: чем выше человек поднимается, тем горделивее он становиться. Он начинает капризничать, изводя продюсеров и близких людей, требовать, наглеть и самое главное – перестает трудиться и решает, что достиг того уровня, когда к нему все должно прийти само.
Еще один вирус, являющийся бесплатным приложением к популярности, – это разочарование. Вот человек шел, шел, добивался, терпел – и наконец добился. И что он увидел? Пустоту, одиночество, бессмысленность. Экзистенциальный вакуум – старые цели достигнуты, а новые не видны. В этом и заключается «ловушка ложной цели».
Из нее есть только один выход – поиск источника подлинного вдохновения, найдя который человек не чувствует себя ущербно, потеряв популярность. Именно поэтому известные артисты, ушедшие в тень и занявшиеся натуральным хозяйством, чувствуют себя совсем не хуже тех, кто продолжает мелькать на экранах, пытаясь удержать за хвост былую славу.
ПОГРУЖЕНИЕ ДИ КАПРИО
Что делать, когда былая слава уходит, оставляя внутри пустоту и страх перед будущим? Во-первых, не уходить в себя. Леонардо Ди Каприо, получивший всемирную известность после главной роли в «Титанике», вскоре столкнулся с тем, что его популярность стала улетучиваться, а ряды поклонниц неумолимо редеть. Причиной стала заданная актером планка, после которой другие фильмы представлялись зрителю менее интересными, а игра актера не такой гениальной, как это было в «Титанике». Ди Каприо, тяжело переживая отсутствие внимания со стороны режиссеров и зрителей, на несколько лет исчез из таблоидов. На тот момент актер был уверен, что лучшее в его карьере уже позади. Но в 2002 году Ди Каприо вернулся на экраны и предстал сразу в двух картинах известных режиссеров, Спилберга и Скорсезе, где сыграл главные роли. Вспоминая то время, когда после славы вдруг стало приходить забвение, Ди Каприо говорит, что находился словно под микроскопом и ощущал полнейшую беспомощность. Что помогло актеру вернуть былую популярность? Терпение. Иными словами, побеждает тот, кто умеет ждать. Не размениваясь на мелочи и проходные роли, актер, пробыв некоторое время в тени, вернулся с новыми силами и твердым намерением получить признание и заслуженные награды. Каков результат? Сегодня Леонардо Ди Каприо – востребованный актер, один из самых красивых людей по версии журнала «Пипл» и завидный жених. Вывод: даже утратив былую славу, ее можно не только вернуть, но и приумножить. Главное – не изменять себе и не сворачивать с выбранного пути.
Тем не менее, исследования, проведенные Орвилем Гилбертом Бримом в городах Китая и Германии, показали, что около 30% взрослых людей в течение всей жизни в числе нескольких наиболее сильных желаний называют мечту стать знаменитыми, а более 40% мечтают о славе в какой-либо период своей жизни. Аналогичная картина наблюдается и в США. Среди молодежи эти показатели выше. А примерно 2% людей считают славу своей самой желанной целью, перекрывающей все другие.
САМ СЕБЕ ПАРФЮМЕР
Нам нравится быть популярными, ведь это, как и финансовое состояние, свидетельство востребованности, измеритель нашей ценности для людей. Некоторые могут сказать, что потребность в популярности возникает от гордыни и тщеславия. Вовсе нет – человеку нравится отдавать себя, свои знания и силы, если они нужны и оценены другими. Даже если этот человек настолько притягателен, что его, как парфюмера из романа Зюскинда, буквально раздирают на части, он все равно доволен. И более успешен. Согласно исследованиям Роберта Розенталя, в 39% случаев ожидания людей влияют на успехи того, на кого возлагаются надежды.
Группа исследователей под руководством Дэвида Джемисона провела эксперимент в четырех классах школы в Онтарио, где занятия начала вести новая учительница, ранее преподававшая в другом месте. Во время индивидуальных собеседований экспериментаторы сообщили ученикам двух классов, что другие учащиеся и сами экспериментаторы очень высоко оценивают новую учительницу. По сравнению с контрольными классами, где экспериментаторы не пытались поднять рейтинг преподавателя, учащиеся, настроенные на позитивные ожидания, были более внимательными на занятиях. В конце семестра они получили более высокие отметки и утверждали, что эта учительница излагает материал очень внятно. Оказывается, отношение класса к преподавателю столь же важно, как и отношение преподавателя к учащимся.
Слава смогла преобразить многих людей в их собственных глазах, и, конечно, невыносимо больно терять это ощущение.
ЕСЛИ Я НЕ В ТРЕНДЕ
Любая потеря всегда воспринимается нами болезненно, пока мы не осознаем, что получили взамен. Оглядываясь на опыт прошлых потерь, каждый человек может увидеть, что взамен он получил дальнейшее развитие. Утрата – это открытие. Но во время ощущения потери мы, конечно же, этого не видим.
При потере нам свойственны чувства отчаяния, безысходности, тупика, потерянности, грусти, усталости и депрессии. Для того чтобы увидеть варианты успешного будущего, нам нужно не бояться этих чувств, а позволить себе их пережить в полной мере – и таким образом подняться над потерей. Человек, один раз решившийся на это, больше не боится терять, понимая, что, собственно, ничего страшного не произойдет – не так уж это мучительно. А отсутствие страха делает нас неуязвимыми.
МАГИЧЕСКАЯ ЦИФРА 13
«Форбс» не перестает писать о своих любимчиках и после их ухода из жизни. Так, одна из традиций – составление ежегодного рейтинга самых богатых умерших звезд. На первом месте прочно обосновался Майкл Джексон, доходы которого и после его смерти превышают прибыль всех ныне живущих знаменитостей. По скромным подсчетам, Джексон, скончавшийся в 2009 году, в 2013 заработал кругленькую сумму в $160 млн, тогда как Мадонна, имеющая сегодня самые высокие гонорары, получила лишь $125 млн. В 2012 году аналогичный рейтинг возглавляла Элизабет Тейлор, чья популярность принесла ее наследникам $210 млн, но в 2013 году им досталось только $25 млн (четвертое место). Вслед за королем поп-музыки расположился король рок-н-ролла, Элвис Пресли, доходы которого составили $55 млн. На третьем месте в рейтинге с суммой $37 млн – Чарльз Шульц, автор серии комиксов про собачку Снупи, радующих читателей более 60 лет.
Еще одна традиция «Форбса» – включать в рейтинг 13 звезд, и ни одной больше. Среди тех, кто также отметился в этом списке, – Мэрилин Монро ($15 млн), Джон Леннон ($12 млн) и Альберт Эйнштейн ($10 млн), единственный представитель от науки в этом списке богатых и знаменитых.
Уходить в монастыри, общины, путешествия по Тебету, пытаясь в ограниченные сроки найти себя, – ошибка. Она основана на иллюзии, уводящей нас от новых вариантов потенциального успеха. Религия – то, что созвучно нашей душе не тогда, когда нам плохо и некуда больше пойти, а всегда. Или никогда. Остальное – бегство и поиск укрытия.
Не нужно и рыться в произошедшем, анализировать, пытаться найти ответ на вопрос «Почему я не в тренде?». «Почему» – это вопрос жертвы. Он тупиковый и, как правило, не имеет ответа. А если и имеет, то этот ответ ничем не поможет. Единственная задача мышления – это переход к вопросу «Как?». Поиск своих или чужих ошибок и самобичевание к нему не приводят. Скорее работает метод Скарлетт О’Хары: «Я подумаю об этом завтра». Нужно осознать и выразить свои чувства. Затем заняться трудотерапией, любым обычным человеческим трудом, который разряжает ощущение избранности и дает нам почувствовать себя обычным человеком. Живущим на земле, а не в облаках.
Эти два этапа, как правило, занимают два – три года. В это время мы просто живем, где-то работаем, оплакиваем былую славу, если еще осталась такая потребность. Общаемся с новыми людьми. Новый социум – это очень важный шаг, там не знают о ваших прошлых регалиях, но ценят вас за человеческие качества, и вы открываете себя, понимая, что полезны людям и без каких-либо особенных достижений. Настоящая любовь и дружба – самые лучшие лекарства и стимулы. Потеряв обожание миллионов, но снова испытывая желание отдавать, мы не только излечиваемся, но, как в компьютерной игре, обретаем еще больше силы и возможностей.
СОН ПАПЫ
Популярные личности привлекают к себе много внимания. Нередко известность и слава становятся нелегким испытанием, которое не каждому под силу пройти. Но есть те, кто не теряют голову, а продолжают вести привычный образ жизни, оставаясь при этом на пике популярности. Одна из таких фигур – современный папа римский Франциск, успевший стать притчей во языцех, находясь на своем посту всего лишь одиннадцать месяцев. Среди главных намерений понтифика – борьба с коррупцией в церкви, пропагандируя которую Франциск отказался от проживания в папской резиденции, передвижения в бронированном автомобиле и другой роскоши. Поэтому он сам оплачивает свои расходы на проживание в гостиницах, не носит красные бархатные туфли и всячески стремится быть ближе к людям. Составляя ежегодный рейтинг, американский журнал «Тайм» назвал папу римского «человеком года – 2013», а «Форбс» включил его в список самых влиятельных людей после Путина, Обамы и Си Цзиньпина.
Секрет всеобщей любви и популярности Франциска связан с близостью к пастве, которая воспринимает папу римского как человека, не понаслышке знающего о бедности и имеющего свои слабости. Так, понтифик признался, что во время молитвы его иногда клонит в сон. Нужно ли говорить, насколько подобное заявление приблизило священнослужителя к народу. Не чужды папе и современные технологии: его страница в «Фейсбуке» имеет пятьсот тысяч подписчиков, а аккаунт в «Твиттере» читает почти пять миллионов пользователей. Таким образом, скромность Франциска не только сделала его популярным, но и увеличила доверие к Римской католической церкви в целом.
И вот, поплакав, побив посуду, поработав на обычной работе и найдя новую любовь или дружбу, мы выбираем себе новую цель, популярность в которой – всего лишь один из критериев достижения, такой же, как финансовые и прочие преимущества.
ПОДРОБНЕЕ ОБ ЭТОМ
Хашковский А. В.
Скандал – стратегия успеха в бизнесе
М.: Вершина, 2006.
Метод Герострата работает, особенно в бизнесе. Можно со всеми соглашаться и соответствовать общепринятым нормам, а можно «сжечь» нечто всеми обожествляемое. Автор описывает феномен скандала – как буквально за несколько минут можно стать героем года, обрести всемирную славу и популярность. Принципы нонконформистской коммуникации прекрасно работают не только для звезд и политиков, но и для продвижения брендовых товаров. Это самый короткий путь к известности. В книге описаны ситуации из реальной жизни, а в качестве примеров фигурируют весьма известные личности, вошедшие в наш дом благодаря хорошо организованному эпатажу.
И НАЧИНАЕМ ВСЕ С НУЛЯ
С чистого листа создаем свою жизнь и свое дело. Не стоит использовать старую популярность – это будет выглядеть смешно. Если вы оста¬лись в той же сфере деятельности и в ней планируете еще раз пробраться на Олимп, то визуальный образ и позиционирование следует полностью изменить. Как это сделала Хакамада: была жесткой женщиной-политиком, а стала вдохновляющей ведущей мастер-классов, используя только коммуникативные успехи, взятые из политической сферы. Наше развитие заключается в умении отпускать и впускать в себя новое. Не цепляясь за старые фото, прическу, деятельность и даже людей. Что ушло, то ушло. Когда мы рождаемся заново, оставляя прошлое в прошлом, наше физическое тело молодеет, не говоря уже о мышлении и мировосприятии.
Возможно, в новой сфере не суждено добиться такой популярности, как в прежней. Но если цель большая и подлинная, то популярность не будет сверхнеобходима и не разовьет в нас эмоциональную зависимость от востребованности у других.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФАСТФУД
У всех нас есть потребность в любви, нежности, признании, безопасности. И когда в душе расцветает и хозяйничает эмоциональная пустота, так и хочется насытиться эмоциями извне, получить все то, чего недостает во внутренней картине мира, через слова, внимание или отношение к тебе других людей. Но это приносит лишь краткосрочное удовлетворение, мы получаем своеобразный эмоциональный фастфуд. Удовольствие и спокойствие быстро пропадают, а остается лишь разочарование и напряжение, от которого хочется избавиться любой ценой.
Зачем человек стремится в шоу-бизнес, обладая, мягко говоря, средними вокальными и творческими данными, какие настоящие потребности он скрывает? Слава для таких личностей как наркотик. Когда она есть, в жизни присутствует временное облегчение, но, как только популярность уходит, наступает настоящая ломка. И пока человек не разрешит свои внутренние проблемы, не удовлетворит истинные потребности «здоровым» путем, он будет находиться в этом капкане.
врач-психотерапевт, психиатр