Эдипов комплекс – одна из основных категорий психоанализа Зигмунда Фрейда. Под ним автор подразумевал «бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола и связанное с ним агрессивное чувство к родителю собственного пола».
Психологам этот комплекс хорошо известен, но мы поговорим не о нем, а о мифологическом древнегреческом царе Эдипе. А еще точнее – какое психическое расстройство развилось у него в конце столь неудачно сложившейся судьбы?
Весь жизненный путь нашего героя не является банальным, что не могло не отразиться на формировании его личности.
Боги твердили его отцу: «Если у тебя родится сын – станет твоим убийцей, и весь дом твой погибнет в крови». По этой причине папа-царь, когда жена вопреки запрету родила сына, приказал пастуху отнести ребенка на горное пастбище, граничащее с другим греческим полисом – Коринфом, проколоть ему сухожилия и оставить там.
Пастух сжалился над ребенком, передал его пастуху соседнего «государства», и в итоге мальчик оказался за границей у бездетного царя Коринфа – Полиба. Обрадованный царь назвал подкидыша Эдипом, что в переводе с греческого означало «опухшие ноги», усыновил и воспитал из него коринфского царевича.
Но тайну происхождения скрыть не удалось, и однажды на пиру кто-то назвал Эдипа «поддельным сыном». Разгневанный царевич отправился в Дельфы, чтобы узнать у богов истинную правду. И получил неожиданный ответ: «Ты убьешь своего отца и женишься на матери».
Чтобы не совершить такого тяжкого преступления, Эдип решил не возвращаться домой в Коринф и побрел в противоположную сторону – в город Фивы, где фактически и родился. По пути на узкой дороге он повстречался с колесницей, в которой ехал царь Лай, его биологический отец. Гордый юноша не захотел уступать дорогу какому-то старику, они повздорили, и богатырь Эдип в схватке убил не только Лая, но и его стражу, кроме одного слуги, которому удалось бежать. И продолжил свой путь в Фивы.
А в городе-государстве Фивах царило смятение: и царь убит, и появилась крылатая дева-львица – Сфинкс, которая ежедневно убивала одного из жителей города, который не мог решить ныне всем известную загадку: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Эдип решил рискнуть и дал правильный ответ: это человек в младенчестве, зрелости и старости. Сфинкс был повержен и бросился со скалы.
Жители города возликовали и с триумфом отвели Эдипа к овдовевшей царице, которая была рада выйти замуж за молодого человека, так как теперь ей никто не запрещал рожать детей. Чем она с новым мужем счастливо занималась двадцать лет, родив двух сыновей и двух дочерей.
Но тут обрушилась на Фивы чума – кара Аполлона людям за грехи.
Но за какие? Снова пришлось обращаться к богам в Дельфы, и прорицательница передала их волю: чтобы избавиться от эпидемии, следует покарать убийцу бывшего царя Лая.
Читайте также: Царю Лаю и не снилось… А был ли «эдипов комплекс»?
Но кто же убийца? Начались, выражаясь современным языком, «следственные мероприятия». Разыскали пастухов, которые видели младенца Эдипа, и того стражника из свиты, который сбежал, когда Эдип убивал «старика» на колеснице.
Вот так и получилось, что по незнанию Эдип убил отца и женился на своей матери. Когда правда стала всем известна, его мать и одновременно жена с горя повесилась, а сам Эдип, впав в депрессию, выколол себе глаза. Душераздирающую картину красноречиво описал древнегреческий драматург Софокл (495–406 до н. э.):
С ее одежды царственной сорвав
Наплечную застежку золотую,
Он стал иглу во впадины глазные
Вонзать, крича, что зреть очам не должно
Ни мук его, ни им свершенных зол.

Бенинь Ганьеро. «Слепой Эдип поручает своих детей покровительству богов», 1784
Это яркий и клинически верно описанный приступ ажитированной депрессии. Последующее депрессивное состояние Эдипа протекало длительно. Ослепший, в одиночестве он бродил по дворцу, не желая никого видеть. В конце концов Эдип отправился из Фив в Афины, где ему богом Аполлоном была предсказана смерть.
Услышав первые раскаты грома, Эдип объявил, что они возвещают его кончину, и направился «к спуску в царство теней Аида».
Из такой жуткой трагедии Зигмунд Фрейд и создал свой «эдипов комплекс», в котором сын не убивает отца, а только подсознательно соревнуется с ним, и не совершает – упаси боже! – инцеста с матерью, а только любуется ею как женщиной, пока не появляется у него своя собственная женщина-жена.
Впрочем, в жизни, конечно, случается всякое…
Источники:
- Зелинский Ф.Ф. Психология древнегреческого мифа / Предисловие Гасана Гусейнова. М. : АСТ, 2019.
- Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. Минск : Вышэйшая школа, 1994.
- Софокл. Царь Эдип // Софокл. Трагедии / Пер. с др.-греч. С.В. Шервинского. М. : Художественная литература, 1988. С. 31–95.