Эдипов комплекс – одна из основных категорий психоанализа Зигмунда Фрейда. Под ним автор подразумевал «бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола и связанное с ним агрессивное чувство к родителю собственного пола».
Психологам этот комплекс хорошо известен, но мы поговорим не о нем, а о мифологическом древнегреческом царе Эдипе. А еще точнее – какое психическое расстройство развилось у него в конце столь неудачно сложившейся судьбы?
Весь жизненный путь нашего героя не является банальным, что не могло не отразиться на формировании его личности.
Боги твердили его отцу: «Если у тебя родится сын – станет твоим убийцей, и весь дом твой погибнет в крови». По этой причине папа-царь, когда жена вопреки запрету родила сына, приказал пастуху отнести ребенка на горное пастбище, граничащее с другим греческим полисом – Коринфом, проколоть ему сухожилия и оставить там.
Пастух сжалился над ребенком, передал его пастуху соседнего «государства», и в итоге мальчик оказался за границей у бездетного царя Коринфа – Полиба. Обрадованный царь назвал подкидыша Эдипом, что в переводе с греческого означало «опухшие ноги», усыновил и воспитал из него коринфского царевича.
Но тайну происхождения скрыть не удалось, и однажды на пиру кто-то назвал Эдипа «поддельным сыном». Разгневанный царевич отправился в Дельфы, чтобы узнать у богов истинную правду. И получил неожиданный ответ: «Ты убьешь своего отца и женишься на матери».
Чтобы не совершить такого тяжкого преступления, Эдип решил не возвращаться домой в Коринф и побрел в противоположную сторону – в город Фивы, где фактически и родился. По пути на узкой дороге он повстречался с колесницей, в которой ехал царь Лай, его биологический отец. Гордый юноша не захотел уступать дорогу какому-то старику, они повздорили, и богатырь Эдип в схватке убил не только Лая, но и его стражу, кроме одного слуги, которому удалось бежать. И продолжил свой путь в Фивы.
А в городе-государстве Фивах царило смятение: и царь убит, и появилась крылатая дева-львица – Сфинкс, которая ежедневно убивала одного из жителей города, который не мог решить ныне всем известную загадку: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Эдип решил рискнуть и дал правильный ответ: это человек в младенчестве, зрелости и старости. Сфинкс был повержен и бросился со скалы.
Жители города возликовали и с триумфом отвели Эдипа к овдовевшей царице, которая была рада выйти замуж за молодого человека, так как теперь ей никто не запрещал рожать детей. Чем она с новым мужем счастливо занималась двадцать лет, родив двух сыновей и двух дочерей.
Но тут обрушилась на Фивы чума – кара Аполлона людям за грехи.
Но за какие? Снова пришлось обращаться к богам в Дельфы, и прорицательница передала их волю: чтобы избавиться от эпидемии, следует покарать убийцу бывшего царя Лая.
Читайте также: Царю Лаю и не снилось… А был ли «эдипов комплекс»?
Но кто же убийца? Начались, выражаясь современным языком, «следственные мероприятия». Разыскали пастухов, которые видели младенца Эдипа, и того стражника из свиты, который сбежал, когда Эдип убивал «старика» на колеснице.
Вот так и получилось, что по незнанию Эдип убил отца и женился на своей матери. Когда правда стала всем известна, его мать и одновременно жена с горя повесилась, а сам Эдип, впав в депрессию, выколол себе глаза. Душераздирающую картину красноречиво описал древнегреческий драматург Софокл (495–406 до н. э.):
С ее одежды царственной сорвав
Наплечную застежку золотую,
Он стал иглу во впадины глазные
Вонзать, крича, что зреть очам не должно
Ни мук его, ни им свершенных зол.
Это яркий и клинически верно описанный приступ ажитированной депрессии. Последующее депрессивное состояние Эдипа протекало длительно. Ослепший, в одиночестве он бродил по дворцу, не желая никого видеть. В конце концов Эдип отправился из Фив в Афины, где ему богом Аполлоном была предсказана смерть.
Услышав первые раскаты грома, Эдип объявил, что они возвещают его кончину, и направился «к спуску в царство теней Аида».
Из такой жуткой трагедии Зигмунд Фрейд и создал свой «эдипов комплекс», в котором сын не убивает отца, а только подсознательно соревнуется с ним, и не совершает – упаси боже! – инцеста с матерью, а только любуется ею как женщиной, пока не появляется у него своя собственная женщина-жена.
Впрочем, в жизни, конечно, случается всякое…
Источники:
- Зелинский Ф.Ф. Психология древнегреческого мифа / Предисловие Гасана Гусейнова. М. : АСТ, 2019.
- Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. Минск : Вышэйшая школа, 1994.
- Софокл. Царь Эдип // Софокл. Трагедии / Пер. с др.-греч. С.В. Шервинского. М. : Художественная литература, 1988. С. 31–95.