Все когнитивные ошибки мышления можно назвать психологическими. Но есть целые направления в психологии, которые полностью являются лженаукой. Например, метод расстановок по Хеллингеру или нейролингвистическое программирование.
Любая наука проходит некие этапы становления. Алхимики накопили довольно много данных; часть из них, которую удалось объяснить материалистически и проверить экспериментально, стала основой науки химии. Похожая история происходит сейчас с психологией: мы наблюдаем, как все можно проверять экспериментально. Естественно, зародившись только в конце ХIХ века, психология двигалась на ощупь и многое не объясняла научно.
Но есть ведь наверняка явные антинаучные направления, которые никогда и не станут наукой.
Я заканчивала кафедру высшей нервной деятельности, изучала, как работает мозг. Сейчас поступила в магистратуру ВШЭ, тоже по нейробиологии. Я знаю про многие научные психологические эксперименты, а вот как приходят к расстановке или на чем основан психоанализ – в этих вещах я не специалист. Но я знаю, например, что когнитивно-поведенческая психотерапия показывает достаточно проверяемый экспериментальный эффект. Она хороша и тем, что в ней можно прописать некий алгоритм работы врача с пациентом. А есть вещи значительно более интуитивные, в которых отводится гораздо больше роли личности психолога. Я допускаю, что психотерапия это такая область, в которой даже используя не вполне научно обоснованные методы, врач, тем не менее, может помочь пациенту вследствие своей харизмы. Так же происходит с акупунктурой: есть эксперименты, показывающие, что от некоторых видов боли иглоукалывание помогает. При этом не так важно, в какое место вкалывают иголки. Гораздо важнее, насколько высоко пациент оценивает компетентность врача и насколько ему верит. Если уровень доверия высок, включаются внутренние механизмы, и пациент чувствует улучшение. Вполне естественно, что с психологическими проблемами это тоже должно работать. Известно, что при отказе от курения люди, которые получают психотерапию, бросают курить с гораздо большей эффективностью.
Досье
Ася КАЗАНЦЕВА – научный журналист, популяризатор науки. Автор книг «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» и «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов». Лауреат премии в области научно-популярной литературы «Просветитель».
Дает ли эффект сама психотерапия или то, что человека кто-то поддерживает?
Мы пьем с друзьями на кухне и жалуемся на жизнь. Несмотря на то, что наши приятели не проходили психологических тренингов, это все равно оказывает благотворный эффект. Есть исследования, в которых выяснили, что долгожителями чаще становятся люди общительные, у которых много друзей и знакомых. В течение семидесяти лет в Гарварде изучали уровень счастья у восьмисот человек и выяснили, что он зависит от хороших отношений. Скорей всего дело в гормонах стресса: они угнетают иммунитет, вредны для сердечно-сосудистой системы. Человек, получающий социальную поддержку, в меньшей степени подвержен сильному выбросу гормонов стресса в случае каких-то жизненных неурядиц. Вероятно, психология, даже не обоснованная научно, может играть такую же роль.
Не кажется ли вам, что когнитивная психотерапия – не столько помогающая, сколько «мешающая» профессия. В том смысле, что она мешает людям совершать когнитивные ошибки?
Более благополучным будет то общество, которое совершает меньше когнитивных ошибок. Есть страны, которые на правительственном уровне борются с верой людей в гомеопатию. Например, в Австралии есть такая последовательная позиция по борьбе с медицинской лженаукой. В 2015 году австралийский минздрав выпустил большой обзор о том, что гомеопатия не может работать более эффективно, чем плацебо. Одновременно с этим Австралия известна как страна с высокой продолжительностью жизни. Понятно, что борьба с гомеопатией – не главная причина этого, но логично предположить, что здравомыслящее общество будет более благополучно в силу того, что оно тратит меньше ресурсов на заведомо бесполезные вещи.
Распространено убеждение, что верующие люди в среднем более благополучны и успешны.
Исследования в разных странах показывают разные результаты. Согласно отдельным экономическим исследованиям, протестанты или иудеи действительно в среднем более богатые люди, чем остальное население страны. Но причина не в религии как таковой, а в сообществе с высокой внутренней связанностью. Члены общины помогают друг другу в бизнесе, могут друг на друга положиться, что снижает риски в инвестировании и т. д. Когда у людей есть прописанная система правил и у них есть сообщество, которое их поддерживает, это действительно может способствовать психологическому комфорту. Людям удобно, когда есть четкие правила, они экономят силу воли. Проще вести себя правильно, когда нет выбора. Сила воли может истощаться, поэтому хорошо делать жизнь понятной, когда не нужно напрягаться каждый момент. Когда люди бросают курить, у них в течение многих месяцев вся сила воли уходит на отказ от табака. В результате случается полный провал во всех рабочих и общественных отношениях, на это просто нет мозговой энергии.
Есть ли какие-то научные методы, помогающие тренировать или экономить силу воли?
У Роя Баумейстера был эксперимент, в котором испытуемых приводили в лабораторию и просили пять минут не думать о белом медведе. После этого им давали эспандер, калиброванный по силе их мышц. Участников эксперимента просили сжимать пружину как можно дольше, оценивали, сколько времени человек выдержит. Выяснилось, что те, кто изначально был истощен тем, чтобы не думать о белом медведе, быстрее сдавались. Затем испытуемых на две недели отпускали, половине из них давали на этот срок какое-нибудь задание по самоконтролю (например, просили следить за осанкой или записывать, что и в каких количествах они едят). Когда участники эксперимента возвращались в лабораторию, задание повторялось: их опять просили не думать о белом медведе, а затем сжимать пружину. Выяснилось, что те, кто в течение двух недель тренировал силу воли, выполнял задания лучше.
А на уровне томографии это видно? Например, если человек тренировался, у него фронтальная кора стала больше или нейроны мозга более активны?
Нейропластичность действительно существует. Известно, что, когда люди учатся жонглировать, у них становится толще кора в тех областях, которые отвечают за координацию между зрением и движениями. Лондонскому таксисту на экзамене нельзя пользоваться GPS, и он должен запомнить 2500 улиц. У тех, кто успешно проходит обучение, на треть увеличивается плотность серого вещества в задней трети гиппокампа, т. е. мозг меняется анатомически. Любое действие становится гораздо проще, если вы его повторяли достаточно долго. Если у вас сформировалась привычка, у вас выросли новые нейронные сети, связи между участками мозга. Кратковременная память – это когда два нейрона, участвующие в выполнении действия, активно настроены на то, чтобы коммуницировать здесь и сейчас.
Вам сказали номер телефона и вы запомнили, отнесли это в рабочую память. В этот момент лучше работает связь между теми нейронами, которые вовлечены в запоминание последовательности цифр. А когда вы телефон помните долго, у вас буквально физически выросли новые связи между теми нейронами, которые отвечают за то, чтобы помнить этот номер. Все обучение – это когда у вас сначала между нейронами какие-то тропинки по траве, а когда вы что-то запомнили твердо, овладели навыком, у вас проторенная разгороженная дорога с разметкой и фонарями. То, насколько легко нам выполнить какое-то действие, это то, насколько легко нервным импульсам перейти от одного нейрона к другому, что зависит от количества анатомических связей между этими двумя нейронами. Есть английские слова, которые мы помним хорошо, dog или cat, а есть слова, которые мы помним смутно, встречали много раз, но точно не помним значение. Про это слово уже есть нейронные связи, которые говорят, что вы его где-то видели, но еще нет сетей, которые точно связывают его с аналогом или, что еще лучше, с английским контекстом.
Когда эти вещи осознаешь, это очень способствуют пониманию процесса обучения, того, почему на это нужно время и многократное повторение. Когда вы учитесь водить машину, нужно думать каждый раз о том, куда повернуть рычаг переключения передач, а когда вы уже освоили навык, вам не нужно об этом думать. Нервному импульсу гораздо проще пойти определенным образом, чтобы переключить рычаг правильно, чем каким-то новым путем. Для мозга наиболее вероятный путь прохождения нервного импульса между теми нейронами, которые уже много раз пропускали через себя нервный импульс и поэтому вырастили между собой прочные связи. Многократное повторение нужно для того, чтобы дать задание одним и тем же нейронам, чтобы мозг понял, что придется сделать между ними прочную связь. Поэтому заниматься английским эффективнее по пятнадцать минут в день в течение года, чем пойти пять часов поучиться, а потом опять ничего не делать. Так и с любым другим навыком.
Можно ли сказать, что наиболее успешны люди, у которых высокая степень нейропластичности, потому что они более адаптивны? Изменилась окружающая ситуация, и человек уже стал действовать по-другому.
Ну, это немножко разные вещи – умение ориентироваться в новых условиях и способность вырастить себе нейронные связи для того, чтобы справляться с уже знакомыми ситуациями. Скорее здесь речь идет про стрессоустойчивость, ведь стресс – это конкретная гормональная реакция с выбросом адреналина, обычно возникающая при столкновении с чем-то непривычным.
Считается, что люди, которые легче переносят неопределенность, достигают большего успеха.
Некоторая логика в этом есть. Лучший способ бороться со стрессом – не пытаться себя уговаривать: «я не волнуюсь», а сделать саму ситуацию более привычной. Студент-первокурсник сильно боится экзамена, а на четвертом курсе он лишь слегка волнуется, потому что уже много раз сдавал сессию и ничего страшного с ним не случилось.
Есть ли способы повышения нейропластичности?
Если учить двадцатилетних и шестидесятилетних испытуемых жонглировать, у молодых людей мозг будет перестраиваться быстрее на анатомическом уровне. В этом смысле логично, что люди идут получать первое высшее образование сразу после школы. У этого есть минусы, связанные с тем, что они еще не знают, кем хотят стать. Но есть и свои плюсы, потому что мозг формируется в правильном направлении. Первое высшее образование может быть вообще не по будущей профессии, оно должно быть как можно более сложным и фундаментальным. Основная задача здесь в том, чтобы нарастить себе много нейронных связей и наработать навыки работы с информацией.
Что первично в когнитивных искажениях? Ошибки мышления порождают эмоции или эмоциональная реакция искажает мышление? Или эти вещи тесно взаимосвязаны?
Эмоции нарушают способность мыслить логически – это очевидно. У Дэна Ариэли есть исследование, как сексуальное возбуждение влияет на принятие решений, там очень забавно и трогательно: молодых мужчин сначала просили предсказать, как они будут относиться к разным сексуальным нестандартным практикам, таким как секс с двенадцатилетней девочкой, с шестидесятилетней женщиной. Студентов просили оценить, насколько они склонны к не совсем моральному поведению, такому как, например, спаивать женщину или не использовать презерватив из страха, что девушка передумает, пока они за ним сходят. Сначала просили заполнить опросник, представляя, будто они возбуждены. А потом их просили помастурбировать и в возбужденном состоянии заполнить тот же самый опросник. И выяснилось, что результаты отличаются разительно. Все эти хорошие студенты из MIT считали, что они не склонны к нестандартным практикам, что они никогда не будут на женщину давить, что всегда будут использовать презервативы. Но только пока у них холодная голова. А когда посмотрели порно и возбудились, они были уже на все согласны, лишь бы получить секс. И это при том, что состояние сексуального возбуждения – это не что-то необычное для студента. Когда люди пытаются предсказать свои реакции, они сильно переоценивают степень своей будущей рациональности. Эмоции подавляют способность принимать рациональные выборы, это одна из тех вещей, которую желательно учитывать.
Можно ли сказать, что люди, не способные к рациональному мышлению, более эмоциональные? И наоборот: человек, который развил в себе навыки критического мышления, совершает меньше ошибок, но зато не получает спонтанного удовольствия от жизни, не может отдаться эмоциям?
Уолтер Мишел еще в семидесятые годы проводил «маршмеллоу-тест». Он давал четырех-шестилетним детям пастилу и говорил, что уйдет на пятнадцать минут и, если за это время дети не съедят лакомство, получат еще. У детей, которые дождались, впоследствии оказалась лучше успеваемость. В 2011 году ученые снова собрали этих испытуемых, им было уже за сорок. Участников поместили в томограф и попросили нажимать или не нажимать кнопку в зависимости от того, какое лицо они видят – мужское или женское. Обнаружилось, что люди, которые сорок лет назад не дождались возвращения Мишела, чаще неправильно нажимают на кнопку. Им сложнее удерживаться от соблазна нажать на кнопку, когда им кажется, что ответ верный, хотя на самом деле он неправильный. Кроме того, работа мозга тоже отличалась: у людей, которые и пастилу дождались, и тест выполняли правильно, была более активна фронтальная кора, в которой, как мы думаем (с определенной долей условности), находится сила воли. У людей, которые не дожидались маршмеллоу и неверно нажимали на кнопку, была более активна лимбическая система, в том числе зона, связанная с удовольствием, с ожиданием вознаграждения. С одной стороны, способность противодействовать своим импульсам благоприятствует жизненному успеху и логике принятия правильных решений. С другой стороны, не до конца понятно, счастлив ли при этом человек. Может быть, наоборот, счастливее те, кто поддается своим импульсам? А еще есть связь между силой воли и продолжительностью жизни. Сегодня люди умирают от диабета, от ишемической болезни сердца, от инсульта, то есть от тех заболеваний, которые в огромной степени зависят от образа жизни, от того, курит ли человек, двигается ли он, объедается ли он чем-то неполезным. Как счастье связано с силой воли? Я думаю, здесь велика роль индивидуальных факторов: от чего человек в конечном счете будет счастливее – от того, что он закончил проект, или когда он бросил его и пошел рыбачить.
Вечная проблема: совершать над собой насилие или нет. Выбор первой стратегии даст больший социальный успех, с другой стороны это лишает спонтанности.
В эволюции не бывает однозначно полезных или вредных мутаций. Все зависит от контекста. Способность не умереть от оспы была важной пятьдесят лет назад, она давала большое эволюционное преимущество. Но когда инфекцию победили, набор генов, способствующий устойчивости к оспе, стал совершенно бесполезен. И точно так же с выбором между абсолютно рациональным и абсолютно иррациональным мышлением. Рациональность порой принимает уродливые формы. В гитлеровской Германии было очень много чудовищно здравомыслящих людей, напрочь лишенных способности к эмпатии и к морально-нравственным нормам. Современное западное общество поощряет рациональность, она способствует и финансовому успеху, и продолжительности жизни, но можно представить себе какое-то общество, в котором могут быть другие приоритеты. Когда наступит материальное изобилие, когда всю работу будут делать роботы, наверное тогда будут более успешны люди с интуитивным мышлением, они будут порождать новые произведения искусства.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Многогранная профессия
Я считаю, что так акцентировать внимание на биохимической психотерапии невозможно. Нельзя психотерапию заменять препаратами и лечить депрессию без психолога! Последствия единственные – привыкание к препаратам. Люди идут на консультацию к психологам-практикам из-за недоверия к миру, из-за одиночества, из-за отсутствия поддержки. А лекарство не сможет заменить человеческое общение никогда. Есть методы, которые относятся к краткосрочным, и именно они открывают многие психологические понятия, которыми пользуются в различных других подходах психотерапевты и психологи. Более того, многие психологические подходы противоречат друг другу, однако они существуют и имеют действенный характер работы. Профессионал должен выбрать для себя специализацию и подход, в котором он работает, а клиент выбирает для себя подходящего специалиста с той методикой, которая ему подходит и близка эмоционально. На мой взгляд, не стоит свято верить в психокоррекционную помощь препаратов и делать выводы о “лженаучности” того или иного метода.
психолог, психодиагност