Работа в психологическом центре дает уникальную возможность наблюдать не только за детьми со схожими психологическими трудностями, но и за их родителями. Подобные наблюдения позволяют выявить интересные тенденции в современном воспитании детей-дошкольников. Тремя такими тенденциями я хочу поделиться.
На мой взгляд, эти тенденции скорее негативные, хотя, возможно, это слишком предвзятое отношение к веяниям нового времени. Впрочем, судите сами.
1. Не играть (или играть очень редко и недолго) с ребенком
К сожалению, сегодня родители все больше пытаются подменить живое общение с ребенком попытками откупиться от него новыми игрушками. Комнаты современных дошколят все больше напоминают склад магазина игрушек. Но посреди этого изобилия по-прежнему сидит плачущий ребенок, который пристает к родителям и требует внимания.
А родители никак не хотят понять, что обладание даже самыми лучшими игрушками никак не научит ребенка взаимодействовать с ними (т.е. играть).
Первоначально ребенок учится игре у взрослых, а чуть позже у сверстников. Именно родители должны организовать и начать игру; наглядно показать, как надо обращаться с игрушками. Первые «схемы игрового взаимодействия» и первые положительные эмоции от игры ребенок получает исключительно с помощью родителей.
Уже в процессе самой игры (когда она будет освоена и станет привычной) инициативу надо незаметно отдавать в руки ребенка. Именно он решает, как будут распределены роли (кто кем будет), как будет разворачиваться игра (сюжет), какими будут правила, чем и когда игра завершится. Постепенно ребенок научится играть самостоятельно, и начнет даже прогонять мешающих ему родителей. Но это произойдет не сразу, и мудрые родители должны «выводить себя из игры» постепенно.
2. Покупать и читать слишком сложные книги
Наверняка вы видели по ТВ какую-нибудь передачу про талантливых детей-дошкольников, где очередной ребенок без запинки перечислял названия нескольких сотен динозавров или опознавал флаги десятков государств. На самом деле ничего выдающегося тут нет, в основе подобных «талантов» простое механическое запоминание, которое практически у всех дошкольников хорошо развито. Достаточно лишь купить ребенку толстую книгу с яркими картинками про динозавров, месяца 2-3 читать только ее, и готова сенсация: «Ребенок-вундеркинд знает всех динозавров!».
Но проблема в том, что сенситивный период (повышенная способность к усвоению и запоминанию новой информации) дошколенку нужен не для того, чтобы зазубривать названия сотен вымерших рептилий. Нужно пополнять словарный запас; нужно расширять представления о различных коммуникативных/социальных ситуациях; нужно осваивать разные стратегии диалога.
Сенситивный период дошкольника должен заполняться знаниями и навыками, которые прежде всего помогут ему в дальнейшей социализации: в общении с незнакомыми взрослыми и со сверстниками, в игре и в обучении, в выражении собственных желаний и эмоций.
Вот чтобы все вышеперечисленное «прокачать», ребенку нужно читать не очередную узко-специализированную энциклопедию, а сказки. Или хотя бы художественные повести современных авторов, соответствующие возрасту ребенка. Даже если родителям эти книги и кажутся слишком примитивными, без такой базы ребенок рискует вырасти «социальным динозавром».
3. В любой непонятной ситуации включать мультики
Сегодня очень популярны родительские форумы и группы в соцсетях, где молодые родители детей-дошкольников пишут о своей нелегкой родительской доле. Про то, как они устают от постоянных детских проблем и капризов. На одном из таких форумов мне попался мем: «В любой непонятной ситуации включай мультики!», и картинка, где неподвижный ребенок смотрит в телевизор, а замученные родители за его спиной наконец-то могут расслабиться.
Действительно, мультфильмы – это безотказное наркотическое средство «выключения» детей-дошкольников, да и школьников. Как и всякий тяжелый наркотик вызывает привыкание с первого раза; с большой скоростью зависимость прогрессирует и требует постоянного увеличения «дозы»; вылечиться от этой зависимости ребенку практически невозможно. Как только ваш ребенок научится пользоваться гаджетами (согласно исследованиям, сегодня это происходит в 5-6 лет), и как только у него появится бесконтрольный доступ к гаджетам (это происходит чуть позже, в 6-8 лет), считайте, что пациент (с компьютерной зависимостью) готов.
Не подумайте, что автор предлагает запретить мультики и сдать все гаджеты в утиль. Важно, чтобы в «непонятных ситуациях» мультики не подменяли собой живого человеческого сочувствия и эмоциональной поддержки со стороны близких людей.
А мультики лучше смотреть не в «непонятных ситуациях», а просто так, для удовольствия. И лучше делать это по расписанию и дозировано (10-15 мин. в день), и вместе со взрослыми, чтобы обсуждать, сопереживать, быть в курсе интересов своего ребенка.