Для начала попробуем определиться с тем, что такое «успех». Вроде бы, все просто – успех это… Дальше следует бесчисленное разнообразие всевозможных «формул», «рецептов» и «моделей», в которых можно завязнуть надолго, если не навсегда. Недаром каждая культура формулирует собственный «шаблон» благополучия, дабы хоть как-то сориентировать страждущих граждан.
Но, если хорошенько подумать, то одно можно сказать с уверенностью: успех – это всегда результат.
А разговор сегодня пойдет о «трех китах» достижения успеха – внутреннем спокойствии, терпении и доверии к себе.
Начнем, пожалуй, со спокойствия
Проведем простенький эксперимент. Попробуйте совершить какое-нибудь очень простое, с детства знакомое действие, к примеру поднести ко рту полную ложку супа. Получилось? А теперь представьте, что то же самое действие вам нужно совершить во время парадного обеда в каком-нибудь знаменитом дворце в присутствии одной-двух коронованных особ. Каково? А теперь вообразите, что от того, насколько успешно вы проделаете это движение, зависит как минимум вся ваша дальнейшая судьба? Все расплескали?
Итак, что же обычно мешает достижению этого самого спокойствия? А много чего – надежды на лучшее будущее, навешенная на нас ответственность, представления о «последнем» или «единственном» шансе, оценивающие взгляды окружающих, желание соответствовать чему-то или чего-то такого, конкретного, добиться «во что бы это ни стало»! Вот и получается, что, с одной стороны, достижение успеха требует от вас особых стараний, а с другой – именно они и могут стать преградой на пути достижения желаемого результата.
Кстати, по воспоминаниям современников, Гете настолько заботился о соблюдении этого самого внутреннего спокойствия, что специально ходил на городскую площадь слушать бой раздражавших его барабанов – до тех пор, пока этот звук не перестал действовать ему на нервы. Говоря современным языком, гениальный поэт, дипломат и царедворец занимался десенсибилизацией, то есть постепенным приучением своего организма к какому-либо неблагоприятному физическому или психологическому воздействию.
Спокойствие, только спокойствие!
Кроме «принудительного» приучения себя к неприятным воздействиям, существуют и другие приемы достижения спокойного состояния. Так, современные фри-дайверы, которые на несколько десятков метров под воду ныряют без аквалангов и минуты по три-четыре оттуда не вылезают, рассказывали, что, если будешь волноваться, то никакого кислорода не хватит: расход его от волнения настолько увеличивается, что все – тю-тю рекорды. Посему все эти архисложные погружения выполняются в состоянии абсолютного спокойствия: они перед погружением медитируют и как-то там специально по йоге дышат. Во-первых, включается весь объем легких, организм переключается в состояние медитации, то есть замедляются все жизненные процессы в организме, активизируется парасимпатическая система организма. Тут дело в самом состоянии, а подготовительных-то упражнений может быть очень много, чтобы весь объем легких воздухом заполнить. Правда, у такого спокойствия и цена соответствующая – пять-шесть лет непрерывных тренировок этого самого дыхания.
Возникает вопрос, а что же простому смертному делать? Который не Гете и не погружается.
А простому смертному остаются малоэффективные игры с самим собой в самовнушение по типу «Я – спокоен! Я абсолютно спокоен!» или сложная, но приносящая куда более действенный результат работа с собственными ценностями, установками и желаниями.
Дальше всех в этом вопросе пошли японские самураи, жизненная философия которых требовала ежесекундной готовности к смерти, в результате чего все остальные треволнения воспринимались ими на фоне такой «абсолютной планки» как незначительные. Недаром наставления Миямото Мусаси пестрят методическими рекомендациями по типу: «Сердце должно быть широким и прямым, не позволяй ему быть даже немного стесненным, не давай ему колебаться, держи его в центре», «Мы не должны позволять сердцу поддаваться влечениям своих тел».
Христианские подвижники тоже, кстати, всю жизнь борются с тем, что они называют «страстями», дабы очистить свой разум для успешного служения Господу.
Для тех же, кому такие варианты «обнуления» кажутся чересчур радикальными, подойдет работа по «заземлению» своего актуального состояния.
Дело в том, что для того, чтобы успокоится, иногда достаточно осознать две вещи: первое – что ставка в вашем стремлении к успеху не настолько высока, как вы себе это придумали. И второе – что последствия проигрыша в реалиях совсем не такие ужасные, как вы себе сгоряча нарисовали. Но это все хорошо выглядит на словах! А вот как это реализовать на практике?
И вот тут к нашему разговору плавно присоединяются две другие обеспечивающие успех составляющие – терпение и доверие к себе, любимому. Или, другими словами, насколько вы умеете управляться со своим внутренним временем, ну и насколько вы сами у себя «в авторитете». А объединяет их специфическое отношение к тому виду деятельности, в котором и добиваются вершин мастерства и выдающихся результатов.
Давно уже замечено, что успех – побочный продукт какого-нибудь дела, желательно – интересного для вас и увлекательного! Музыкант становится выдающимся исполнителем, только если для него процесс исполнения произведения намного важнее оваций зала; бизнесмен по-настоящему успешен, когда само зарабатывание денег для него увлекательнее, чем непосредственный материальный результат; простой работяга – и тот добивается успеха только тогда, когда главное удовольствие он получает от работы, а не от оплаты его труда.
Кстати, рецепт достижения такого состояния давно известен: «Тренировка в тысячу дней известна как упражнение; тренировка в десять тысяч дней – как закалка», или, переводя с японской мудрости на русскую: «Тяжело в учении, легко в бою». Ну или совсем уже по-самурайски, высокопарно: «Если ты считаешь, что во всем мире есть лишь один, способный достичь совершенства, если тренируешься утром и занимаешься днем, непрестанно полируя свое умение, то ты один обретешь свободу и способность творить чудеса…»
И вот тут главное – насчет себя не ошибиться и хорошенько выбрать подходящую только тебе стратегию. Кому-то удобнее думать о достижениях, возможность и приближение успеха его «заводит», он бросается на амбразуру, принимает вызов. А кто-то намного успешнее действует по формуле «поспешишь – людей насмешишь», нарушение которой почти всегда приводит к поражению.
Для первых, несомненно, хороши «три воинских искусства» Александра Васильевича Суворова из «Науки побеждать» – глазомер, быстрота и натиск. А вторым проще и эффективнее будет ориентироваться на стратегию Михаила Илларионовича Кутузова, который предпочитал отступить, заманить, выждать и только потом так уже ударить, чтобы до самого Парижа гнать неприятеля.
Кстати, их японский коллега замечательным образом сочетает в своих рекомендациях черты обеих стратегий: «Быстро ударить важнее, чем быстро отбить», вторит он суворовскому – и тут же поддерживает Михаила Илларионовича: «Упорство означает то, что твой меч трудно отвести, а не то, что ты наступаешь с большой силой». Но самой универсальной, пожалуй, является исходящая от спокойной уверенности в себе, безжалостная рекомендация мастера фехтования на двух мечах: «Что бы ты ни предпринимал, думать следует только о способах его (противника) зарубить». Точнее про пути достижения успеха, пожалуй, и не скажешь.