Человек — существо сложное, поэтому, что бы он ни делал, за всем можно разглядеть тайный смысл. Ну, или не очень тайный. В любом случае всякое наше действие — эдакая улика, которая помогает другим понять, что же конкретно ты, Вася Пупкин, представляешь из себя как личность. Но если свои поступки мы можем контролировать, вводя окружающих в заблуждение, то вот с почерком дела обстоят куда сложнее.
А все потому, что в отличие от тех же поступков почерк формируется подсознательными процессами мозга. И уж эти ребята врать то ли не любят, то ли попросту не умеют. Не поэтому ли, начиная с совершенно идентичных прописей в первом классе, каждый в итоге выводит свою манеру письма? У кого-то буквы как солдатики — ровные да стройные, а у кого-то завитушки, узорчики и прочие красивости. В каждой черточке — своя собственная индивидуальность и неповторимость. Кстати, не замечали за собой, как меняется почерк с возрастом? Нетрудно, думаю, догадаться, в чем секрет, верно?
Конечно, любительское толкование, мол, размашистый почерк указывает на широту души, а падающая строка — явный признак заниженной самооценки — это так, детские шалости. Но действительно опытный графолог и впрямь может по письму определить слабые и сильные стороны личности, склонности и таланты, даже уровень IQ и EQ (эмоциональный интеллект). Для этого, правда, недостаточно прочесть несколько книг с подробными иллюстрациями. Этому мастерству учатся в специализированных школах графоанализа, причем довольно долго, но зато и постигаются все тонкости и хитрости этого удивительного искусства.
С другой стороны, как это обычно и бывает с подсознанием, человек может жить себе, «примус починяя» и не имея особого представления о том, что же делается у него в темных закоулках мозга. Тут-то товарищ графолог и пригодится — и никакого гипноза не надо.
Отличный, кстати, помощник в нелегком деле самопознания — рисуночный тест, предложенный еще в начале ХХ века немецким психологом Эриком Вартеггом и довольно популярный сейчас в Европе. У нас он пока мало известен, а в некоторых странах (в той же Германии, например, во Франции и Израиле) нередко используется даже при приеме на работу вместе с анализом почерка.
Собственно тест представляет собой бланк, который состоит из восьми квадратов. Рисующий должен продолжить каждую из восьми картинок. Причем очень важно, какой квадрат в какой последовательности он дорисовывал. Секрет в том, что «отправные рисунки» и порядок их расположения в рамке подобраны таким образом, что каждый символ обращается исключительно к своей сфере влияния. Проще говоря, рисующий невольно рисует то, что его подсознание думает на конкретную тему, будь то самооценка человека или его карьерные амбиции.
Самостоятельно тест Вартегга применять не рекомендуется, хотя и сам по себе он может дать довольно исчерпывающую картину актуальных страхов и тревог человека, его планов и надежд, взаимоотношений с окружающими и самим собой в определенный момент времени. Правда, при этом он не отвечает на вопросы «Почему так происходит?» и «Временны эти трудности или имеют врожденные предпосылки?». Тем не менее по графическим особенностям нажима, по отдельным линиям и штриховке все-таки можно составить некоторое представление о складе личности и характере человека.
телеведущая, «мисс Вселенная»
«Цветок любви»
1-й квадрат
Изображение — типично женское решение. Стоит обратить внимание на характер изображения этого цветка: точка (Эго, Я) является центром небольшой окружности, к которой примыкает множество лепестков. И окружность, и лепестки закрывают центральную точку от внешних воздействий, выступают своего рода щитами, защитными механизмами. Человек закрытый, избирательный скрывает истинные чувства и эмоции.
«Побег от дождя»
8-й квадрат
В рисунке видно желание человека найти убежище, место, где можно скрыться от внешних воздействий, негативного влияния окружающей среды. Необходим отдых, возможность ощутить себя в безопасности. Местоположение квадрата отражает суперактуальность этого намерения на сегодняшний день.
«Кувшин — грация»
2-й квадрат
Кувшин напоминает силуэт человека. Акцент смещен на контур, причем он передан сильным нажимом и зачернениями. Сейчас человек испытывает некоторые трудности в социальной адаптации: его роль в обществе еще до конца не определена, многое отдается имиджу, внешней составляющей, тогда как глубина, сущность остаются скрытыми, неявными. Сильное напряжение в психомоторных проявлениях свидетельствует о неудовлетворенности таким положением вещей.
«На вершине мира»
3-й квадрат
движение по нарастающей продолжено до пределов квадрата, что отражает амбициозность и высокие притязания рисующей. И само название рисунка указывает на то, что перед нами человек, стремящийся реализовываться по полной программе.
«Дом»
6-й квадрат
Типично женское решение. Интересен характер изображения дома: он закрыт от посторонних людей, есть забор.
Существует стремление к интеграции, соединению, выстраиванию личных отношений. Однако эти отношения не предаются широкой огласке, тщательно скрываются даже от близких людей.
«Шпага»
5-й квадрат
Шпага имеет несколько бутафорский вид и не несет в себе мотива агрессии (что часто бывает в рисунках, изображающих оружие). Шпага используется скорее как некоторый атрибут самозащиты. Пересечение двух перпендикулярных прямых указывает на активность, развитую мотивацию преодоления трудностей.
«Точка притяжения»
4-й квадрат
Черный квадрат — точка притяжения элементов-квадратиков разнообразной величины и размеров. Графически линии и штрихи в этом квадрате выполнены схематически, со слабым нажимом. Продолжение и разрастание мотива черного квадрата указывает на разрастающуюся подспудную внутреннюю тревогу и страх. Местоположение квадрата указывает на частичное вытеснение этих состояний из сознания. Человек настраивает себя на более позитивный и оптимистический лад. Однако сам не до конца уверен в этом позитивном настрое.
«Дуэт»
7-й квадрат
Рисунок отражает стремление скрыть свою внутреннюю уязвимость, чувствительность, внешне не показывать ранимость (точки обводятся). Сюжет рисунка указывает на внутреннее стремление к соединению, необходимость быть в паре, бессознательную потребность в безусловном приятии, поддержке со стороны.
Приговор
Чувственная и чувствительная натура, женственность, мягкость, гибкость. При этом закрытая, избирательная, не показывающая свои истинные чувства и эмоции вовне, «себе на уме». Высокие притязания сочетаются с мотивом достижения целей, что свидетельствует об активной самореализации. Однако своего места в жизни человек еще не обрел, нет удовлетворенности и в своем социальном статусе. Бессознательная потребность в безусловном приятии, чувстве опоры и внутренней безопасности.