КАК ОБЪЯСНИТЬ НЕОБЪЯСНИМОЕ
Эту не удовлетворяющую нас ситуацию нам с детства (с детства человечества и с нашего личного детства) приходится как-то корректировать. Недолюбливаемый современной биологией закон Геккеля («онтогенез есть краткое повторение филогенеза») как будто отыгрывается здесь, на чужой площадке, в полную силу. Непознанные и необъяснимые вещи и явления наши предки легко превращали в забавные, страшные, дружелюбные или опасные, но неизменно диковинные сущности.
Делали они это, несомненно, в интересах целостности наблюдаемого мира и сохранения в нем причинно-следственных связей. Гром гремит, потому что Илья-пророк на колеснице едет. В лесу путает тропинки леший, по небу с фонарем пролетела Баба-яга в ступе, утопленника утащила русалка, а гриву лошади кикиморы заплели…
Ровно то же самое делают сегодня и наши дети. «Кто там стучит? – Бабай за стенкой живет». «Почему занавеска так странно колышется? – Там привидение стоит». Гремучая смесь примитивных пояснений и сладкого метафизического ужаса, ровно как у наших предков. Бывает и в чистом виде плод незамутненной детской фантазии.
Из моей практики. Ребенок пяти лет спросил: «Зачем царапину йодом мажут?» Ему ответили: «Чтоб микробов убить». И больше ничего объяснять не стали. «Отчего же йод щиплет? – подумал ребенок. – Ведь если водой помыть, то больно не будет. Ага! (Непротиворечивая фантазийная картинка начала выстраиваться.) Вода микробов не убивает, а от йода они умирают. Микробы – это что-то живое (раз умирают), такие очень маленькие вредные зверюшки. И вот, когда они умирают, они в последней злобе, своими маленькими зубками вцепляются в руку. Поэтому и больно (картинка достроилась)».
КАКИЕ БЫВАЮТ ФАНТАЗИИ
Детские фантазии, как и фантазии прежде живших людей, условно делятся на охранительные, систематизирующие и украшательные. Пример систематизирующей фантазии – выше, про микробов.
Украшать можно себя, кого-то другого или мир в целом. «Я целое дерево могу вырвать!» – заявляет малыш. Фантазия, вранье, хвастовство? Трудно выбрать. Проще сказать: личное украшательство. В этом же ряду – огромный куст событий от обескураживающей саморекламы какого-нибудь психотерапевта до «омолаживающих» пластических операций. Немножко вранья, немножко фантазии – и вот уже мы сами верим в то, что где-то, когда-то… на Родосе мы так далеко прыгнули! (Помните античную поговорку?)
«Мой папа такой сильный, что однажды поднял автобус!» – здесь немножко охранительных ноток, слышите? «Не тронь меня (если ты вдруг чего нехорошее подумал), у меня – ОЧЕНЬ сильный папа».
«Однажды был такой страшный ветер, что наш автобус полетел над дорогой вместе со всеми пассажирами!» – мир так удивителен, и в нем всегда есть место чуду. А ветер тогда и вправду был сильный. Ну, мог же автобус взаправду полететь! Хоть немножко, низенько, как крокодилы из анекдота…
К помеси систематизирующих и охранительных фантазий я бы отнесла все деления на «плохих» и «хороших». «Хорошие» – это я и все «наши». «Плохие» – все остальные.
«Почему я получил двойку? – А потому что это учительница ко мне придирается».
«Почему наша команда проиграла? – А потому что судья им подсуживал».
«Почему Россию не очень-то любят в мире? – А потому, что она “встает с колен”, а они все хотят, чтобы она там (где, прости господи?) и оставалась».
Ну и остаются фантазии чисто охранительные. «Если я повернусь три раза вокруг себя, то меня сегодня не вызовут». «Если я сейчас скажу, что потерял дневник, то, возможно, двойки из него со временем куда-нибудь денутся». «Если я придумаю себе отдельный мир (ник, страничку “ВКонтакте”), где я принцесса, проблемы из реального мира будут не такими острыми».
Отменить фантазии нельзя, как нельзя и сделать всех кристально честными. Фантазия – древний, заслуженный механизм познания и адаптации к сложности мира. Но человечество с тех пор прошло большой путь, в том числе открыло для себя научное познание.
Сегодня для полноценной адаптации в нашем мире человек должен взрослеть. Поэтому имеет прямой смысл учить детей (и учиться самим) понимать ограниченность применимости фантазий (где они работают, а где нет), а также формировать навык – как отличить фантазии от реальности.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
ФАНТАЗИЙНЫЙ ЩИТ
Фантазии – важный элемент в развитии ребенка, ведь воображение напрямую связано с возможностью создавать что-то новое, необычное. Особенно интенсивно оно развивается в сензитивный период – с 5 до 12 лет. Психологи считают, что успеваемость в школе также зависит от способности ребенка к фантазированию. Воображая, он мысленно выходит за пределы настоящего и представляет ожидаемый результат – вплоть до его осуществления. Помимо познавательно- интеллектуальной функции воображение имеет еще одну, очень важную, – аффективно- защитную. Именно через воображаемые ситуации возможно символическое разрешение конфликтов, снятие напряжения, фантазирование позволяет ребенку пережить тяжелые травмы. Как же развивать воображение? Читайте книги и стихи, рисуйте, лепите, фантазируйте, на что похожи облака, или предлагайте сочинять и разыгрывать различные истории.
кандидат психологических наук