Как в обыкновенной государственной школе можно получить удовольствие от учебы, рассказали заместитель директора школы «Интеллектуал» по учебно-воспитательной работе Марина Лилеева и завуч школы учитель физики Евгений Филатов.
НАША ПСИХОЛОГИЯ: В чем основное отличие вашей школы от других хороших школ?
ЕВГЕНИЙ ФИЛАТОВ: Формула нашей школы «Удовольствие плюс свобода равно успех». Самое главное, чтобы у детей было ощущение свободы, то есть ты можешь упорно учиться, но это вовсе не обязательно. Вот я вижу, что ученик спит на уроках, у него в глазах тоска, как правило, такое бывает в 7–8 классах. Что я должен сделать как учитель? Надавить на ребенка? Или оставить в покое? В любой углубленной школе с жесткой системой ребенок постоянно боится: во-первых, плохих оценок, а во-вторых, что выгонят. Впрочем, эти две угрозы взаимосвязаны и создают высокий уровень тревожности. Поэтому проблема детской тревожности в школе – это, в значительной степени, проблема школьной системы оценивания. Но существует один, на мой взгляд, вполне конструктивный метод оценивания, который условно можно назвать системой позитивного рейтинга. Суть его состоит в следующем: за всякий правильный устный ответ, решенную задачу в классе, выполненное дома задание ставится оценка «отлично», за ошибку не ставится ничего. При этом у всех учеников только «пятерки», но они у всех в разных количествах!
При таком подходе «выгодно» не прогулять, а, наоборот, прийти на урок. Причем на уроке опять же «выгодно» активно работать и совершенно «не выгодно» ничего не делать. При работе над домашним заданием тоже «полезно» сделать больше, чем задано. Одним словом, самолюбие «работает» на учебный процесс. Но оценивание детей по системе позитивного рейтинга требует от учителя выполнять гораздо больший объем работы: тщательный учет всех полученных баллов занимает достаточно много времени, то ли дело – поставил в журнал «лебедя» и забыл!
НП: Как вы снижаете уровень тревожности в вашей школе?
ЕФ: В нашей школе с первого года ее работы сложилась удивительная для меня практика: детей из школы не отчисляли, за некоторым исключением, ни за плохую успеваемость, ни за плохое поведение. Воспитывали, уговаривали, увещевали, но не выгоняли! Практика всех «спецшкол» диаметрально противоположная: не справился – уходи! Освободи место более достойному. Многие лауреаты Нобелевской премии в школе были аутсайдерами (тот же Альберт Эйнштейн, например). Так зачем же таких выгонять? Школа-то для одаренных!
Для того чтобы этот дар увидеть и сохранить, должны быть созданы условия: не страх быть выгнанным должен побуждать ребенка к учебе, а ему нужно создать территорию успеха. Помочь разглядеть талант помогает специальная система при поступлении. Первый этап – это базовая математика: берутся 20 заданий, которые нужно выполнить за 40 минут. Второй этап: дети выбирают два предмета уже по своему усмотрению. Это усложненные задания, цель которых – выявить у детей знания выше основного уровня. Затем следует защита творческой работы на интересную для ребенка тему (например, происхождение денег). Школьник пишет реферат, с приложениями, таблицами, в электронном виде и защищает его перед комиссией. Жюри задает ему вопросы и, если педагоги понимают, что работа содрана из Интернета, начинает копать вглубь и задавать дополнительные вопросы. Ну, и третий этап: поступающие занимаются с преподавателями по всем наукам, и учителя смотрят, насколько ребенок обучаем. Ведь есть дети, которые просто натасканы. После чего баллы, набранные на всех этапах, суммируются, и на педсовете идет обсуждение.
НП: Кто они – одаренные дети и в чем сложность в работе с ними?
ЕФ: Почти 96–98% одаренных детей плохо самоорганизованны и вследствие этого в жизни неуспешны. Во взрослой жизни они могут стать хроническими неудачниками. Для родителя гениальный ребенок – это очень большая проблема, как правило, потому что для того, чтобы он встал на ноги, нужно редкое сочетание дара и самоорганизации.
Многие талантливые дети перестают быть таковыми еще в начальной школе, вдохновить их учиться позднее уже дохлый номер.
Для того чтобы талантливый, но неорганизованный ребенок выбился в люди, ему надо создавать условия, иначе сами выживут единицы, процента два от силы, а остальные пойдут, как говорится, ко дну. Любой обыкновенный социально адаптированный подросток при прочих равных условиях, как правило, оказывается в жизни успешнее одаренного, но слабо саморганизованного ребенка.
Необходимо, прежде всего, дать ощущение удачи (доска почета, медали, олимпиады), чтобы сын или дочь действительно поняли, что они признаны, могут чего-то добиться и как личности оценены по достоинству.
Проблема усугубляется еще и тем, что одаренный ребенок обычно нежелателен в любом учебном заведении, на одаренных детей не рассчитанном. Они раздражают даже очень хороших учителей и всякой «отсебятиной», и слабой самоорганизацией. Да и с одноклассниками у этих «чудиков» все складывается ой как не просто!»
НП: Как родителям реагировать на плохие оценки детей?
ЕФ: Условно разделить родителей можно на несколько категорий:
порядочные.С этими папами и мамами все более-менее понятно. Они хотят как лучше, но часто получается «как всегда». Прежде всего, потому что у них глубоко в подкорке сидит мысль: «Тройка» – это плохо, а «двойка» – еще хуже». Соответственно, если такое случилось, надо детей ругать! Разумеется, с самыми добрыми намерениями, чтобы дети развивались, были образованнее и культурнее! Происходит же реально следующее: в голове ребенка между ним и взрослыми возникает невидимая линия окопов. Он с одной стороны, взрослые – с другой, и надо вести боевые действия, по крайней мере оборонительные. Понятно, что учитель, поставивший даже «тройку», совершенно честную, – это враг. И относиться к нему нужно соответственно.
Самое умное для родителя – это «сесть с ребенком в одну лодку» и ощутить его проблему как общую семейную, которую надо конструктивно решать. А если речь идет о «тройке» по нелюбимому предмету, – то, может быть, и вообще по этому вопросу сильно не напрягаться. Главное – чтобы у него были и любимые предметы!
занятые. Эти вообще никак и ни на что не реагируют. Единственное, что их напрягает, – это необходимость ходить в школу или что-либо для нее делать. Вот тут они обычно вежливо (а иногда не очень) объясняют, что не придут и не сделают. А скорее всего, уклонятся от каких-либо объяснений: просто не придут и не сделают. Школа для них – камера хранения, в которую они сдали ненужного им ребенка. Давать советы таким – дело пустое. Когда они что-то поймут, все равно будет уже поздно.
потребители. Их задача взять у школы ВСЕ и не дать ей ничего. Поэтому они в случае плохих оценок обычно немедленно появляются в кабинете директора и предъявляют претензии. Школа им сильно задолжала: неправильные учителя, неправильный классный руководитель, неправильный директор. Нет-нет, уходить мы не хотим, но вы сделайте нам красиво. Только сами мы и пальцем не пошевельнем…
Совет таким родителям один: не забывайте, что ваши дети берут пример с вас, и очень скоро вы получите точно такое же потребительское отношение к себе по полной программе.
«сумасшедшие». Смешные родители, и довольно редко встречаются. Такие проявляют гипертрофированную заботу о ребенке, хотя их действия довольно бестолковы. Они целыми днями торчат в школе, дают советы и указания учителям и директору.
«отмороженные». Непорядочные люди любят писать кляузы в инстанции, распространять клевету в Интернете. Мне надолго запомнился один «отмороженный» папа (к слову, проректор одного из московских вузов), который заявил нашему директору так: «Я честный человек. Я вам гадил, гажу и буду гадить!». Он честно держал свое обещание. Лично мне таких родителей немного жаль: их ждет жалкая и мерзкая старость.
НП: Как определить, подходит ли школа ребенку?
ЕФ: Прежде всего, обратите внимание, хочет ли ребенок идти в школу? Если не хочет – надо обязательно выяснить почему. Второй момент: как часто ребенок простужается. А если заболел, то хочет ли побыстрее поправиться? Обычно дети хворают чаще обычного, если в школе им плохо.
В школе ребенку может быть плохо по нескольким причинам: он не справляется с учебой, он ссорится с детьми, ребенок конфликтует со взрослыми. Любая из этих ситуаций в хорошей школе может быть разрешена, но важно вовремя понять, что происходит.
Сергей Степанов,
психолог
Когда великий гуманист Лев Толстой учредил в своем имении школу для крестьянских детей, родители учеников отнеслись к этой инициативе с недоверием, ведь было известно, что граф категорически против порки нерадивых школяров. «А какое же учение без розги?» – недоумевали крестьяне. Многие родители и даже ученые-педагоги по сей день разделяют это мнение дремучих яснополянских мужиков. Хотя еще полвека назад психологи экспериментальным путем доказали: позитивное стимулирование (подкрепление) действует лучше негативного. Иными словами, вознаграждение эффективнее наказания. В современной школе активно внедряется гуманистический подход к обучению, при котором позитивное стимулирование преобладает, а то и вовсе вытесняет негативное. Это, конечно, не бесспорная стратегия, потому что ею легко злоупотребить, ведь избыточной и незаслуженной наградой, похвалой тоже можно нанести вред формирующейся личности. Однако опыт школы «Интеллектуал» свидетельствует: подлинный, не карикатурный гуманизм способен приносить драгоценные плоды. Конечно, в школе для одаренных детей легко уповать на преобладание познавательных мотивов у школьников. Годится ли такой подход обычной массовой школе? Избавив ученика от тревожности, не рискуем ли мы воспитать безмятежного лодыря? Аплодируя успехам отдельной школы, психологом самим рано успокаиваться – безупречный рецепт образования еще не найден.