Эвристики, позволяющие избежать искажения при оценке ситуации и принятия решений с учетом их психологического восприятия и часто встречающихся когнитивных искажений.
1. Для принятия правильного решения недостаточно собраться с мыслями, надо еще и разобраться с чувствами. Сначала почувствуйте, какое решение/ответ вам больше нравится/не нравится и учтите это искажение в процессе принятия решений. Чтобы принимать адекватные решения, надо обязательно делать поправку на свою неадекватность.
2. Цену “НЕвыбора”, как правило, не учитывают с ценой “выбора” и поэтому принимают ошибочные решения.
3. Принятие решения — это процесс выбора альтернатив, имеющий своей целью не только максимизацию выгоды, но и минимизацию ущерба, о чем часто забывают.
4. Необходимо учитывать, что достигаемая цель никогда не является конечной. После нее ставится новая цель, и ресурсов на ее достижение должно хватить после того, как будет достигнута предыдущая цель.
5. Наши проблемы зачастую не имеют эффективного решения из-за того, что у нас нет доступного понятийного аппарата, языка описания, феноменологии для их решения. Для решения нерешаемой проблемы попробуйте “выйти в новое измерение из двухмерного в трехмерное”. Чтобы увидеть новые миры, надо сменить старые глаза.
Примеры. До того момента пока не произошел переход с двенадцатеричной системы счисления на десятичную, вычисление процентов было очень сложным искусством, что замедляло торговлю. Пока паук ползает по двухмерному лабиринту, он не видит решения, но если бы он мог подняться над ситуацией — выйти в третье измерение,то легко нашел бы выход.
6. Степень детализации, сложности описания проблемы должны соответствовать цене решения. Не стоит “стрелять из пушки по воробьям”. Цена снижения неопределенности должна соответствовать реальной стоимости затрат на дополнительную информацию.
Точность стоит денег. Зачастую затраты на точность, на более подробное, более сложное описание проблемы, гораздо больше получаемой от этой точности прибыли.
Не стремитесь к оптимальному решению, стремитесь к достаточно хорошему, удовлетворительному.
Берегите силы для новых решений, включайте управляемый пофигизм. Важные решения необходимо визуализировать, прописывать, проговаривать.
7. Несделанный выбор хуже ошибочного. Очень часто неприятные решения оттягиваются и не принимаются, чем еще больше усугубляется ситуация.
8. Избегание риска. Люди склонны избегать риск, затягивая тем самым принятие решения, забывая о том, что даже если мы не выбираем, это уже наш выбор. Психологически для человека боязнь потерь вдвое ценнее приобретения. Принимая решение, стоит это учитывать.
Перспектива потери заставляет человека в гораздо большей степени предпринимать усилия, чем перспектива приобретения при одной и той же стоимости, (например, потерять 1000 евро или приобрести) особенно рискованные действия. При угрозе потери человек склонен идти на гораздо больший риск, чем при перспективе приобретения. Социологические исследования показывают завышенную ценность надежности. Желание исключить все риски приводит к сверхзатратам. Собственно на этих страхах часто и построен страховой бизнес.
9. Суждение по точке отсчета. Выводы о будущем делаются исключительно на основании прошлого. При анализе будущего необходимо учитывать не столько прошлые, сколько настоящие устремления данного момента.
10. Лучше быть неуверенным в себе, чем уверенным, но не в себе. Сверхдоверие к себе особенно свойственно людям с высокой самооценкой, долгое время находящихся на руководящих постах.
11. Не поддавайтесь соблазну реализации первого пришедшего в голову решения. Первое означает привычное, но не оптимальное.
Необходимо учитывать, что мозг тяготеет к выбору уже ранее сделанных приемов, решений; к знакомым ситуациям, тем самым мы субъективно повышаем вероятность их выбора. Ошибка доступности. “…мы принимаем решение на основании наиболее доступной нам информации, предпочитая искать решение «не там, где потеряли, а там, где больше света». Каких слов в русском языке больше — с буквой «н» на первом месте или на третьем? Обычно большинство людей полагает, что слов с «н» на первом месте больше. Очевидной причиной подобного, ошибочного вывода является значительно более эффективный поиск слов в памяти (внутреннем лексиконе) по первой букве. Другой, еще более яркий вариант этого эффекта связан с англоязычной лексикой. Испытуемым предлагалось в серии проб определить, сколько всего слов с некоторыми графическими характеристиками может встретиться в массиве текста, состоящем из 10 000 слов. Оказалось, что испытуемые оценивают число слов с суффиксом ing на конце как примерно в три раза большее, чем число слов с п на предпоследней позиции (!).”
Логинов Н.И., Александрова А.И.
12. Человек не способен ухватить происходящее «на самом деле». Мы можем лишь сконструировать более или менее точную модель происходящего. Вопрос состоит лишь в выборе технологии, конструирующей реальность с приемлемыми энергозатратами и допустимой/необходимой (для эффективного решения поставленной задачи) точностью.
13. Чтобы добиться решения старой проблемы, необходима коррекция существующей картины мира. Для этого необходима ревизия ее основ с целью выявления противоречий, мешающих решению. Пока не устранены противоречия, приемлемого решения не найти.
На формулирование проблемы, как правило, оказывают определяющее влияние старые решения, которые уже не эффективны, поэтому новая проблема и кажется НЕРЕШАЕМОЙ. Здесь можно немного поразбираться, какие именно характеристики существующих решений не позволяют решить новую проблему. Прямо выписывать в столбик эти свойства и думать над ними.
14. Судьба – это случайный набор событий, на вероятность которых мы можем влиять. Например, пристегиваясь в автомобиле, мы повышаем вероятность выживания и получения меньших травм в случае автокатастрофы, где к автокатастрофе привел случайный набор событий.
Жизнь – игра управляемых вероятностей с неуправляемыми вероятностями.
То есть мы управляем вероятностями последствий тех или иных событий, хотя сами эти события зачастую нами неуправляемы. Крылатые слова Воланда о том, что “да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен”, вводят в заблуждение. Собственно, на то он и дьявол, чтобы сподвигнуть людей на ошибки мышления. В этих деталях он и кроется. Из того, что человек “внезапно смертен” (это неуправляемая вероятность), вовсе не следует бессмысленность управления управляемыми вероятностями. Из того, что человек может внезапно оказаться в автокатастрофе, вовсе не следует, что ремни безопасности будут для него бесполезны, что подтверждено статистикой страховых компаний, а они за правильность прогнозов расплачиваются деньгами. Таким образом, польза управления управляемой вероятностью доказана деньгами.
15. В ситуации неопределенности, особенно когда решения принимаются “в голове”, а не составляются в виде списка, вычислительная мощность мозга уходит не на решение проблем, а на удержание в уме первых 2-3 возможных решений и их последствий. Остальные варианты решений остаются невыясненными, не оцененными по силе и по вероятности последствий их воплощения.
16. Суждение по внешней схожести.
Как только вы узнаете и классифицируете для себя похожий типовой объект, на основании этого узнавания вы присвоите объекту те же свойства, что и оригиналу. Хотя эта похожесть может быть обманчива.
17. Распространенная ошибка – путаница причинно-следственной связи и корреляции. Если Бог сделал тебя идиотом, ты не в состоянии отличить корреляцию от каузации.
Как путается зависимость и корреляция. Пример: из того, что в тюрьмах США сидит непропорционально большой процент черных, вовсе не следует, что в США расизм. Причина криминала – не цвет кожи, а непропорционально большое распространение криминально сподвигающей субкультуры среди населения с черным цветом кожи.
Если у человека в кармане лежит зажигалка, это не является причиной курения. Хотя вероятность того, что человек курит, если у него зажигалка, очень велика.
18. Не поддавайтесь ловушке игрока, “…ловушка игрока — когда в некоторой азартной игре случается полоса невезения, то возникает впечатление, что после очередной неудачи вероятность удачи нарастает и нужно только рискнуть еще один, последний раз. В сочетании с тем обстоятельством, что в негативном эмоциональном контексте мы часто обнаруживаем повышенную готовность к риску (см. ниже в этом подразделе), это может вести к еще более серьезным потерям.”
Логинов Н.И., Александрова А.И.
19. Помните, что любая информация, которую вы получаете, особенно если она эмоционально заряжена, уже влияет на ваше решение. Чем больше такой поток информации, чем сильнее эмоциональное воздействие, тем больше будут подобные искажения. Это хорошо демонстрирует Фрейминг-эффект. При принятии решений учитывайте ореол статуса. Мнения успешных, известных, наделенных статусом красивых людей мы всегда склонны переоценивать (именно поэтому к рекламе привлекают известных персон). Всегда делите такое мнение примерно на 5-10 при учете общего баланса.
20. В условиях неопределенности люди склонны проецировать на будущее свои знакомые страхи и начинают верить в это, как в реальность. В качестве защитной реакции очень умные люди используют изощренную рационализацию. В результате человек опасается не наиболее вероятных угроз, а знакомых.
Помните, что наша картина мира утрамбована нашими психотравмами.
21. При принятии решения учитывайте, какая самооценка вам присуща. Если завышенная, вы будете склонны к преувеличению своих возможностей и будете трактовать ситуацию как более благоприятную; будете меньше учитывать возникающие риски. Если заниженная и тревожная, то вам будет свойственно катастрофическое мышление.
22. Для повышения вероятности правильного выбора заведите себе воображаемого друга, от лица которого вы даете советы сами себе. Это поможет вам разотождествиться и избежать мешающего эмоционального искажения. Чтобы облегчить муки выбора, разотождествитесь с тем, кто выбирает.
23. Метод “прочувственной монетки”. Если у вас есть два варианта A и B, и вы не знаете, как поступить, присвойте варианту А — решку, В — орел. Подбросьте монетку, но не принимайте решение согласно выпавшему варианту.
Не важно, что у вас выпало в результате; просто закройте глаза и почувствуйте, какое отношение вы испытываете к этому варианту.
Сделайте окончательный выбор, руководствуясь вашими чувствами, либо по минимальному отвращению, либо по максимальной симпатии.
Если взвешенный выбор вас не удовлетворяет, перевесьте.
24. Два решающих стула. Поставьте рядом два стула. Первый стул соответствует первому решению, второй — второму. Почувствуйте своей “задницей”, где вам комфортнее/дискомфортнее, и примите решение, исходя из этого, либо по минимальному отвращению, либо по максимальной симпатии.
25. Попробуйте переспать с каждым из ваших выборов, отдавшись им. С кем из них вы получили максимальное удовлетворение?
26. Помните, что правильный выбор всегда более энергозатратен, поэтому по-возможности принимайте важные решения, находясь в ресурсном состоянии.
Помните, что любые решения энергозатратны, даже самые минимальные, поэтому ограничьте или делегируйте принятие не важных решений тому, кому доверяете.
Минимизируйте количество ситуаций, в которых вам необходимо делать выбор. Например, заранее сделайте “капсулу” из одежды, как это делал Стив Джобс, надевая все время черную водолазку. Нет необходимости делать лучший выбор, ограничьтесь достаточно хорошим. Время от времени проводите ревизию этих ситуаций, чтобы не стать
“человеком в футляре”.
27. Привлекайте эксперта.
Мир быстро усложняется, основной компетенцией становится понимание границ своей компетентности. В связи с этим остро стоит вопрос: «Каковы технологии, критерии выбора экспертов?». Предлагаются критерии выбора:
1. Эксперт должен иметь коллегиальные отношения с другими специалистами и быть ими признанным. Одинокий непонятый гений редко бывает экспертом.
2. Эксперт должен иметь легко проверяемую историю успешных консультаций.
3. Эксперт не может быть универсалом.
4. Эксперт должен полагаться не столько на интуицию, сколько на верифицированные цифры и факты, логическое, критическое (постоянно проверяемое), системное мышление.
28. Заглядывайте за горизонт, проводите мысленно эксперименты. Мысленно переносите последствия вашего выбора на месяц, год, 10 лет вперед и посмотрите из этого будущего на ваш сегодняшний выбор, что вы будете чувствовать по отношению к этому выбору/НЕвыбору.
29. Матрица Эйзенхауэра:
1. срочно и важно (нужно выполнить немедленно);
2. важно, но не срочно (запланировать выполнение позже); большинство дел относится именно к такой категории;
3. срочно, но не важно (поручить кому-то ещё);
4. не срочно и не важно (задания, от выполнения которых можно отказаться).
30. Помните, что любой ваш выбор имеет также цену отказа от альтернативы выбора. Например, если вы выбрали хранить деньги в банке, вы, например, одновременно лишили себя инвестиций в недвижимость. Мы часто не осознаем выбор упущенных альтернатив. Рискуйте только тогда, когда риск невелик, а выгоды от него очень большие. Только рассматривайте выгоды не сиюминутные, а за все время существования последствий. Постоянно реализуйте в своей жизни малорискованный выбор. Это даст вам больше шансов. Встаньте в поток событий, где у вас есть выбор и играйте по-маленькому. Когда-нибудь, исходя из теории вероятности, вам выпадет шанс, и вы выиграете много.
31. Гиперболическое обесценивание. Чем дальше последствия нашего решения, тем нам меньше кажется его цена. Наше восприятие работает линейно, а последствия растут по экспоненте. Учитывайте это искажение и вносите поправочный коэффициент в цену отдаленного последствия.
32. Плохие решения принимаются легко, хорошие – трудно. Хорошие решения часто кажутся контринтуитивными.
33. Составьте перечень (чек-лист) наиболее присущих вам слабостей, когнитивных искажений и отслеживайте их влияние при принятии решения. Например, доверчивость к симпатичным людям, преклонение перед мнением старших. Пройдитесь по этому списку и проверьте, не поддались ли вы своим слабостям при принятии решения.
Вышеперечисленные эвристики безусловно могут быть полезны для принятия решений. Однако каждый раз надо обращать внимание на контекст ситуации. Одна и та же эвристика будет правильна в одном контексте и неправильна в другом. Эвристики помогут вам сэкономить время, ментальную энергию и более глубоко обдумать стоящую перед вами проблему.
Технологии для принятия решений с учетом их веса и вероятности возникновения их последствий. Эта техника поможет вам более точно принимать и оценивать решение.