Помимо нашего сознательного представления о своем теле есть еще и бессознательное — то, какими в глубине души мы себя ощущаем. И этот бессознательный образ тела зачастую сильно искажен. Примером такой крайности может служить анорексичка: она прекрасно видит в зеркале, что уже похудела — дальше некуда, но все равно ощущает себя толстой…
Наш бессознательный образ тела формируется в течение жизни. Если бы ребенок рождался в идеальном мире и за всю жизнь не испытывал никаких негативных переживаний, то его образ тела был бы идеальным, то есть полностью совпадал бы с реальным телом. Но так как мы, как в анекдоте, «не в сказку попали», то под влиянием трудных обстоятельств наш бессознательный образ тела все больше деформируется и отдаляется от реальности.
Например, родители не могут или не хотят уделять ребенку достаточно времени и повторяют ему: «Ну, ты же уже большой, сам справишься…», «Ты у нас такой самостоятельный!» и т. д. Тем самым родители снимают с себя ответственность за ребенка и перекладывают… на него самого! Это не сообразно его возрасту, и у него формируется ложное чувство своей взрослости, самостоятельности, силы. Метафорически говоря, на него взваливают непосильную ношу. А наше Бессознательное живет метафорами, поэтому у такого ребенка в его бессознательном образе тела начинают не по дням, а по часам разрастаться плечи: «Я сильный, я все могу нести!» Вырастая, он идет по жизни с вот такими вот неадекватно широкими плечами (у образа тела, а не у реального тела) и ложным ощущением своей силы. Он будет взваливать на себя лишнюю нагрузку, а так как его плечи (и силы) в действительности от этого всемогущего образа далеки, он не будет справляться, и в результате возникнут переутомление, чувство вины, он может считать себя неудачником…
Самые сильные искажения образа тела формируются в раннем детстве — в дошкольном возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к внешним воздействиям. Именно тогда складывается общий типаж ощущаемого образа тела, а потом лишь добавляются штрихи — при этом с телом реальным этот образ может не иметь ничего общего. Например, внешне очень женственная девушка может обладать маскулинным (мужским) образом тела, или крупный мужчина может в глубине души ощущать себя маленьким и худеньким. Так, режиссер Федерико Феллини удивлялся, что, будучи мужчиной видным, в снах видел себя маленьким и худеньким. Это то, каким ощущает тело наше бессознательное…
Итак, схема такая: сперва некие неблагоприятные обстоятельства формируют искажение образа тела — например, широченные плечи, как в нашем примере. А после этого уже искаженный образ тела начинает вести нас по жизни — как пишет Моше Фельденкрайз, один из классиков телесно-ориентированной психотерапии, «мы живем и действуем в соответствии со своим образом тела». К примеру, искаженные широкие плечи будут побуждать к властности, гиперответственности, контролю…
Переиначивание образа тела, конечно, факт неприятный, однако он открывает огромный диагностический потенциал. По этому бессознательному образу тела можно многое сказать о человеке: определить его психотип, защиты, ресурсы, сильные и слабые стороны, скрытые желания и потребности… То, как он выстраивает отношения, предпочитаемую жизненную стратегию, состояние здоровья, возможный выбор профессии, наиболее трудные периоды в жизни… Думаю, достаточно, хотя можно перечислять и дальше…
«ИНОПЛАНЕТЯНИН»:
образ тела словно растянут, он длинный и узкий.
Не реалист, а мечтатель. Творческая личность, изобретатель, но с проблемами в повседневной жизни справляется плохо. Может разбираться в древнеперуанских культурах доинкского периода, но при этом не знать, как вызвать сантехника из ДЭЗа. К материальным вещам и бытовому комфорту равнодушен, живет в иных мирах — книжных, компьютерных… Этакий гениальный профессор из комедий, который по рассеянности приходит на конференцию в смокинге и тапочках.
Человек этого психотипа избегает людных мест, больших компаний, высокой активности. Одиночка, домосед или «кабинетный ученый». У него небольшой круг общения, но это настоящие друзья, за которых он «в огонь и воду»: «инопланетянин» — верный друг, преданный и порядочный. Трудности в любовных отношениях могут быть связаны с застенчивостью, но если брак заключен, то он будет длительным и благополучным. Этот партнер будет хранить вам верность, только уважайте его право на личную территорию, позволяйте побыть в уединении — его потребность в общении невысока. И пусть вас не пугает его кажущаяся холодность — просто ему трудно показывать свои чувства.
У таких людей глубокий взгляд на жизнь, он проницателен, поэтому возникает своего рода парадокс: «инопланетянин» может не замечать очевидное (не помнить цвет стен на своей кухне), но при этом видеть скрытое (тонко чувствует любую фальшь и ложь).
Замечательно раскрывается в творческих профессиях, но в тех, где не требуется прямых контактов с людьми: писатель, сценарист, композитор… Также его сильная сторона — аналитическое мышление, поэтому он может быть успешным шахматистом, программистом, ученым, стратегом, бизнес-аналитиком…
Пример: инопланетянка Ния из фильма «Через тернии к звездам», ученый — герой фильма «Игры разума».
«ТАНК»:
образ тела невысокий и плотный.
Силен, целеустремлен, умеет настоять на своем. У него много энергии, крепкое здоровье, единственная угроза — гипертония. Он эмоционален, импульсивен, общителен. Профессия обычно связана с большим количеством контактов, но и их может быть мало, поэтому у «танка» еще и широкий круг знакомых. О таких людях говорят «душа компании». Часто они становятся общественными активистами.
«Танк» любит жизнь и умеет ей наслаждаться. Ценит простые земные радости и удовольствия вроде вкусной еды.
У «танка» есть своя четкая система ценностей, которой он придерживается. Это совестливые люди, которые ждут того же и от окружающих, порой, увы, наивно… «Танк» искренне удивляется каждый раз, когда сталкивается с несправедливостью. Это порядочный человек, но порой его установки бывают слишком жесткими: «нормальные девушки не красят ногти в черный цвет» и т. д.
«Танк» — альтруист, он любит людей, старается их радовать. Небезразличен и к проблемам экологии, животного мира… Часто занимается благотворительностью. Из них получаются самые упорные вегетарианцы и борцы за права. «Танк» — совесть общества.
Ему подходит работа, в которой кого-то надо в чем-то убеждать: это могут быть продажи либо организация нового проекта… Хорошо посылать «танка» на переговоры, если компания хочет занять жесткую позицию. «Танк»-женщина часто становится хорошей воспитательницей детского сада или учительницей — для этого ей хватает терпения и настойчивости. «Танк» — ответственный работник, но не амбициозный: его больше интересуют человеческие взаимоотношения, чем карьерные и финансовые успехи. Если хотите удержать его на работе — гладьте по шерстке и говорите, как он ценен и нужен, тогда «танк» будет служить вам верой и правдой долгие годы…
Как партнер «танк» надежен, за ним как за каменной стеной. С таким супругом не страшен никакой кризис. Только не пытайтесь с ним спорить: если он решил, что сковородки в доме должны стоять ручками направо, лучше их так и повернуть, иначе он воспримет это как неуважение к себе лично…
Пример: управдом из «Бриллиантовой руки» в исполнении Нонны Мордюковой.
«УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ»:
тяжелые таз и бедра делают фигуру похожей на пирамиду.
Этого ребенка в детстве душили заботой — и практически задушили. Из своего детства он вынес много подавленного гнева, который не осознает, поэтому ему трудно обращаться со своим гневом и во взрослости, и это мешает. Он может производить впечатление доброго тюфяка, рубахи-парня. Замечательно заботится о других — но боится их обидеть, поэтому не держит удар и порой позволяет с собой плохо обходиться. В детстве это был очень любящий ребенок, который боялся расстроить маму и показать ей свою злость, и перенес эту схему во взрослую жизнь.
Задача «униженного и оскорбленного» — научиться вовремя отслеживать свой гнев и выражать здоровым образом. Привычная модель: он сперва долго терпит, а потом взрывается.
«Униженные и оскорбленные» — хорошие работники, терпеливые. Из них получаются замечательные воспитатели, бухгалтеры. Они исполнительные, но не творческие и не амбициозные, работа для них не так уж важна — семья на первом месте. В глубине души они готовы работать только ради того, чтобы их не ругали. Однако не испытывайте их терпение! Этот работник может терпеть ваши выходки 20 лет, а потом вдруг подать судебный иск.
Они преданные и верные супруги, родители — терпеливые и заботливые. Только не злоупотребляйте их добротой и не садитесь на шею.
Пример: герои Андрея Мягкова в «Служебном романе» и «Жестоком романсе».
«НАСТОЯЩИЙ ПОЛКОВНИК» ИЛИ «ГЕНЕРАЛЬША»:
широченные плечи делают фигуру похожей на пирамиду.
Любит покомандовать и, надо отдать должное, умеет это делать. В детстве такому ребенку было небезопасно — часто его предоставляли самому себе либо жестко контролировали. Обе системы воспитания порождают борца.
Это прирожденный лидер, беспощадный в борьбе за власть, но заботливый по отношению к тем, в ком он не видит конкурента. Он самостоятелен и независим, отлично умеет организовать себя и других, нередко делает головокружительную карьеру. Таким ребенком родители гордятся: он успевает во все кружки и секции, помогает по дому, приносит пятерки… Дальше он сам поступает в институт, хорошо зарабатывает, рано покупает машину (кстати, «полковники» и «генеральши» — лучшие водители, ответственные, с быстрой реакцией, не теряющиеся ни в какой ситуации). Но то напряжение, ценой которого даются успехи, дает о себе знать уже после 30 — бессонница, раздражительность, могут быть проблемы с сердцем, а также с шейным и плечевым отделами, что приводит к мигреням.
Эти люди незаменимы в экстренных ситуациях — сохраняют хладнокровие, умеют брать на себя ответственность и принимать решения. Признают свои ошибки и учатся на них. Трудности их не сгибают, а закаляют. Это прирожденные спорщики — они умеют отстаивать свою позицию, но иногда делают это просто ради процесса борьбы.
Они часто становятся военными или открывают свой бизнес, но могут стать хирургами, режиссерами, дирижерами… Остро чувствуют конкуренцию, не любят соперников и борются с ними жестко.
В семье для них также важно быть первым. Если партнер его лидерство признает, то он будет носить его на руках и сдувать пылинки, в противном случае начнется битва в духе «в конце останется только один». При этом они легко поддаются манипуляциям: «Конечно, все будет так, как ты захочешь! А ты ведь просишь, чтобы это было так-то и так-то, правда?..»
Пример: капитан Смоллетт из мультфильма «Остров сокровищ», Маргарита Павловна из «Покровских ворот».
«ОРЕЛ-МУЖЧИНА» ИЛИ «ПРИНЦЕССА»:
тонкая талия, инфантильная фигурка у женщин и раздутый торс у мужчин.
Такой ребенок напитан любовью, обычно сильная связь с родителем противоположного пола сохраняется и во взрослости. Это дает уверенность в себе, умение себя ценить, не бояться новых начинаний, но может создавать завышенные ожидания по отношению к другим людям и жизни.
Родители верили в успешность ребенка, и это создало хороший фундамент для взрослой жизни. Мир ведь соответствует нашим ожиданиям: вырастая, такой ребенок ждет, что мир будет также любить его, и действительно — им рады… Уже в школе они «любимчики», потом «счастливчики» и «везунчики» — им достается лучшее, даже случайно. Они легко могут выиграть в лотерею. Однако не стоит везением злоупотреблять.
При хорошем раскладе они готовы передавать ту любовь, которой они напитались в детстве, дальше, другим людям. Например, через творчество. При плохом — становятся эгоистами, замыкаются в своем мирке, берут, а не дают — как стареющая поп-звезда, перебирающая вырезки из пожелтевших газет со своими портретами… Они театральны, склонны к некоторой демонстративности и нарциссизму.
Повышенная потребность во внимании заставляет выбирать ту сферу деятельности, где это реализуется. Этот психотип может стремиться на сцену или киноэкран либо стать гидом, лектором…
Семейная жизнь налаживается вместе с приходом зрелости — поначалу они могут быть излишне требовательными к партнеру или ждать идеал. Однако если их ожидания становятся реалистичными, а эгоистические побуждения сдерживаются, то такие партнеры могут быть теплыми, любящими, щедрыми. Только помните об их повышенной потребности во внимании.
Пример: певица Антонина Царькова из фильма «Ликвидация», Казанова.