Хотим мы того или нет, но каждый день, отвечая на вопросы ребенка, мы формируем образ мира, сценарии переживания, страхи, восторги, отказы и желания. Они будут влиять на решения, ощущение счастья или неудовлетворенности от жизни у детей, когда те вырастут.
Когда перед нами ребенок, нам нужно понимать и помнить:
- Что он знает о жизни? – Картинки, слова, истории, сказки, которыми он оперирует.
- Что он говорит? – Детские интерпретации, рассуждения о том, что он видит, как он оценивает поведение своих родителей, друзей, соседей.
- Что он делает? – То, как эти интерпретации влияют на поведение ребенка.
Почему он поступает не так, как мы его учим?
Прежде чем учить своих детей жизни, неплохо было бы научиться осознавать свои собственные представления о жизни.
Проведите экспресс-опрос среди своих знакомых на тему: «Что такое жизнь?» Обнаружится великое разнообразие определений. Это те технологии жизни, которые мы выбираем себе и детям. О них мы сообщаем нашим детям!
ГЛОБАЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖИЗНИ:
«Жизнь – это смена черных и белых полос»
«Борьба за существование»
«Мир»
«Большой путь»
«Божья воля»
«Судьба»
«Жизнь – это большая и трудная дорога»
«Война»
«Страдания»
«Борьба»
ПЕССИМИСТИЧЕСКИЕ, ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ, УГРЮМЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖИЗНИ:
«Жизнь – это тяжкий крест»
«Несправедливость»
«Жизнь прожить – не поле перейти»
«Жизнь – это противостояние смерти»
ГЕДОНИСТИЧЕСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖИЗНИ:
«Жизнь – это песня»
«Тихое озеро»
«Жизнь – это любовь, пока есть любовь, жизнь продолжается»
«Это повод для удовольствия»
«Жизнь – это радость»
ИМПЕРАТИВНЫЕ, УКАЗЫВАЮЩИЕ, КАК СЕБЯ ВЕСТИ:
«Результат собственных усилий»
«Игра случая»
«Труд»
«Знания»
ИМПЕРАТИВНЫЕ, УКАЗЫВАЮЩИЕ, КАК СЕБЯ ВЕСТИ:
«Результат собственных усилий»
«Игра случая»
«Труд»
«Знания»
ЦЕННОСТНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖИЗНИ:
«Семья»
«Дружба»
«Гармоничный союз»
«Любовь и служение людям»
ДИНАМИЧЕСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖИЗНИ:
«Движение»
«Зигзаг»
«Водоворот»
Узнали себя?
Эти определения, которые мы бросаем походя, задают общую интонацию жизни ребенка, его ожиданий и тревог. Они будут влиять на принятие самых судьбоносных решений вашего сына или дочери. Будьте внимательны!
(из книги Ольги Маховской «О чем говорить с ребенком? Инструкция по выживанию для современного российского родителя»)