Главные персонажи знаменитого в России романа «Евгений Онегин» Александра Пушкина на слуху и стали почти нарицательными. Кто больше нравится читателям и самому Александру Пушкину – Татьяна Ларина или ее красавица-сестра Ольга? Какими средствами поэт достигает своей цели, представляя Татьяну столь пленительной и привлекательной?
Татьяна Ларина – близкий и почти родной нам женский образ. Поэтому психиатрический взгляд на этот персонаж может несколько шокировать не только пушкинистов, но и читателей. Психологи ограничиваются только такими ее характеристиками, как «крайняя чувствительность, впечатлительность, с одной стороны, и импульсивность – с другой».
Давайте вместе перечитаем строки, характеризующие героиню, с особым вниманием:
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела…
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей…
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход…
В привычный час пробуждена
Вставала при свечах она…
Три признака шизоидного расстройства личности
После этих строк, если бы статья была предназначена для психиатров, можно было бы поставить точку.
Международная классификация болезней утверждает, что для установления диагноза шизоидного расстройства личности достаточно трех признаков из перечисленных:
- большая часть времени уделяется фантазиям и интроспекции;
- почти неизменное предпочтение уединенной деятельности;
- отсутствие близких друзей или доверительных связей даже среди родных;
- нечуткость к превалирующим социальным нормам и условиям.
Секрет притягательности Татьяны Лариной
Диагностический вывод напрашивается сам собой. Но пленительный образ Татьяны, сформированный со времен школы, не позволяет сразу составить окончательное мнение о типе ее личности. В чем же дело?
Стоит предположить, что именно в этой пленительности кроется ненормальность, и все встает на свои места.
Остается только спорить, является ли это эволюцией приобретенного в раннем детстве заострения характерологических качеств или последующей компенсацией шизоидного расстройства личности.
Уже первый и весьма подробный портрет Татьяны в «Евгении Онегине», нарисованный Пушкиным, свидетельствует о наличии явных шизоидных черт личности.
«Я к вам пишу – чего же боле?»
Таким образом, драматичный финал романа был во многом предопределен психопатологическими особенностями личности героини. Несчастна ли Татьяна? Она замужем за нелюбимым человеком, а счастье с Онегиным для нее недоступно в принципе. Но такое предположение верно лишь отчасти.
Любая личность, в том числе и психопатическая, претерпевает с возрастом динамику.
Княгиня с годами начинает жить в полной гармонии с окружающим светским обществом. Она понимает, что человек состоявшийся лучше подходит для роли мужа, чем человек ищущий, который «не создан для блаженства».
Философ и психолог В. П. Руднев отмечает характерное для Татьяны Лариной совмещение шизоидного и истерического поведения. На истерический тип характера, по его мнению, указывает «совершенно не реалистический факт написания русской девушкой-дворянкой любовного письма мужчине в начале 1820-х годов.
Именно попустительское нежелание считаться с этикетом и полное эгоцентризма нежелание хоть как-то разобраться в личностных особенностях человека, которого она полюбила, побуждает Татьяну к истерическому поступку написания письма».
Письму предшествует «почти истерический припадок»:
И вдруг недвижны очи клонит…
Дыханье замерло в устах…
Я плакать, я рыдать готова!..
Но когда Онегин уезжает, Татьяна поступает не как инфантильная истеричка. Она не застывает в истерической обездвиженности и не носится в истерическом возбуждении.
Татьяна идет в дом Онегина, читает книги, которые интересовали Евгения, и начинает лучше понимать свой «эротический объект».
В ней просыпается шизоидная часть личности.
Предположительный диагноз
В случае Татьяны Лариной можно предполагать сочетание шизоидного расстройства личности с примесью истерических черт.
Источники:
- Теплов Б. М. Заметки психолога при чтении художественной литературы // Теплов Б. М. Избранные труды: в 2 т. Т. 1. М. : Педагогика, 1985. С. 306–312.
- Руднев В. П. Введение в шизореальность. М. : Аграф, 2011.
- Пушкин А. С. Евгений Онегин // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 9 т. Т. 3. М. : Правда, 1954. С. 3–164.
6 комментариев
Доктор, Вы молодец! Вся ваша серия статей о литературных персонажах очень-очень интересна! Позвольте поблагодарить и пожелать дальнейших успехов.
Молодец. Барби! Давно говорю: образование – мать ума… Тебе, милая, явно не хватает ни того, ни другого… Позор!
Этот анализ вызывает чувство протеста: мне хочется получить психологическую характеристику героев романа, в том числе их характерологию, но этого нельзя делать не учитывая нравственный конфликт героев и культурный контекст. Надо учитывать и нравы среды как провинциальной, так и великосветской, а они в некотором конфликте. Надо и учитывать романтическую литературу, на которой они воспитаны, и даже некоторую разницу их литературных увлечений. Надо также хорошо знать обыкновения тогдашней любовной интриги (половой охоты), а мы и обыкновения современной любовной интриги толком не знаем. Надо учитывать и столкновение обычаев этой интриги с нравственным идеалом. Это было и тогда и есть сейчас. И наконец, надо точно знать позицию автора, а заодно решить: мы рассматриваем психологию и конфликт конкретных людей самих по себе или психологический и нравственный конфликт в представлении/замысле Пушкина? Во, как всё сложно, на мой непросвещённый взгляд. Кстати Руднева я читал, по моему кокетливая шизо-бредятина и более ничего. А что писал Теплов, пока не знаю.
Боюсь подумать, что выйдет, если нашим психиатрам выдать на диагностику Анну Каренину, Тараса Бульбу, Наташу Ростову, Павку Корчагина… Не литература, а “маленькая психиатрическая больница” доктора Бильжо выйдет. Все-таки профессиональную деформацию надо контролировать, особенно если сам вроде как спец по деформациям. А то сапожник без сапог выходит. Складывается впечатление, что абсолютно корректно отлаженный интеллект киборга медицинской специализации судит живых людей. Смешно и жалко. “На истерический тип характера, по его мнению, указывает «совершенно не реалистический факт написания русской девушкой-дворянкой любовного письма мужчине в начале 1820-х годов”. Серьезно? А между тем, с личностью прототипа Татьяны, Натальи Апухтиной (в замужествах Фонвизиной, Пущиной), связывали и такую легенду. Скорее всего, именно легенду. Но одним из ее действующих лиц был Жанно Пущин, и эта легенда вполне могла впечатлить его друга поэта не меньше, чем реальная история Наташи-Тани, которая любила человека малодостойного и вышла замуж за достойного, генерала, без трепетной любви, но с глубоким уважением. Кстати, даже боюсь подумать, что психиатры навесят на жен декабристов: ради химер бросили детей, ломанулись в Сибирь за уголовниками мужьями (понятия “политический” в России еще не существовало, как и романтического ореола, с этим связанного), лишившись всех титулов, прав состояния и сословия. Психушка по ним плачет – любой киборг-психиатр это в два счета докажет. А уж какие признания в любви писала Ивану Пущину в Сибирь 50-летняя Таня-Наташа. Психиатры, не читайте – удавитесь. От зависти.
Во, я тоже это самое шизоидное создание. наконец-то узнала свой диагноз
“Дураки запросто вламываются туда,куда боятся ступить ангелы”-англ.пословица.