Однажды Хемингуэй поспорил, что напишет рассказ, состоящий всего из шести слов, способный растрогать любого читателя. Он выиграл спор, оцените мастера: «Продаются детские ботиночки. Неношеные». В нашем обществе появились люди, которые не хотят детей принципиально.
В Интернете так называемые child-freе заметны. Люди, которые выбирают добровольную бездетность, кучкуются в сообщества и обсуждают «сопливых топающих» двухлетних соседей и «бестолковых клуш с круглыми животами»… Недавно одно из таких сообществ в социальной сети закрыли по предписанию прокуратуры. Это связано с «желанием общества защититься».
Начало века в развитых странах ознаменовалось кризисом семьи как социального института и связанным с ним ростом популярности неформальных общественных движений – сторонников отказа от семьи, то есть убежденных одиночек (синглтонов, или family-free) и сторонников отказа от деторождения – чайлд-фри (childfree). В нашей стране эти социокультурные процессы стали заметны, когда выросли и вошли в самостоятельную, взрослую жизнь представители поколения «жесть» – дети, рожденные в перестроечные и послеперестроечные годы. Корни этих явлений связаны с инфантилизацией общества – как гласит народная мудрость, у детей не бывает детей.
Люди, добровольно выбирающие бессемейность и бездетность, еще не избавились от собственного детства и со свойственным ребенку эгоцентризмом предпочитают «жить для себя», не обременяя себя ответственностью за других.
Сами они пытаются это отрицать, выворачивая наизнанку общепринятую мораль.
1.
Первое, самое частое обоснование чайлд-фри своей жизненной позиции в том, что «я живу в свое удовольствие» и «я никому ничего не должен». Ни пожилым родителям, которые переживают из-за отсутствия внуков, – «я ведь и себя самого не просил рожать». Ни обществу – «я ведь работаю, с моей зарплаты платятся налоги, и больше государству я ничего не должен».
2.
Часто чайлд-фри, объясняя свою позицию, ссылаются на героя фильма Бергмана «Земляничная поляна» вперемешку с цитатами Ницше о том, что жизнь есть страдание. Заводить детей – значит обрекать их на страдание. Такие мысли характерны для людей, страдающих от депрессии либо серьезных личностных расстройств. Когда наступает исцеление души, подобные идеи уходят.
3.
Некоторые чайлд-фри не смогли освободиться от «шлейфа» детских психологических травм, и бездетность выполняет функцию психологической защиты. «Не буду заводить ребенка, чтобы не вспоминать о собственном трудном детстве». «Не буду – назло своим родителям». Хотя именно собственное родительство и есть шанс «перерасти» детские проблемы.
4.
«Я просто не люблю детей». Бывает. Но если человек действительно не испытывает теплых чувств к детям, значит у него что-то не в порядке с базовыми инстинктами.
5.
Как известно, чтобы поддержать себя в иллюзорном (невротическом) убеждении, человеку нужно убедить в его истинности кого-нибудь еще либо спрятаться за ширмой групповщины: «Мы все так считаем».
Проблемы общества усугубляет не движение чайлд-фри само по себе, а его радикальная часть, «воинствующая бездетность». С одной стороны, отказ от детей – собственный выбор человека, с другой, когда человек начинает пропагандировать свой «особый» образ жизни и навязывать его другим, явление становится социальным. Подростки весьма восприимчивы к житейской «протестной» идеологии. Это совпадает с возрастной тенденцией, протестом против родителей, стремлением жить иначе, чем они.
Естественно, общество видит в этом угрозу своему будущему и начинает защищаться: в отношении гомосексуализма – запрет пропаганды среди несовершеннолетних, в отношении чайлд-фри – закрытие их сообществ в некоторых социальных сетях.
Фундаментальная причина того, что человек исповедует «бездетные» убеждения (именно исповедует, принимает на веру, поскольку они в своей сути нерациональны) состоит в том, что он не нашел для себя решения главных психологических проблем жизни. А именно конечности своего физического существования, глубинного одиночества и необходимости заботиться о других людях, быть для них нужным. Ибо решение всех этих проблем так или иначе связано с продолжением рода, рождением и воспитанием детей. С тем, чтобы жить не только для себя, но и для других – для близких, для своих детей. Это нужно для того, чтобы человек состоялся как личность.
Задумайтесь – а вы нашли свои собственные решения перечисленных проблем?