США, 2004 г.; режиссер Мартин Скорсезе
Фильм Скорсезе — о трагической судьбе американского бизнесмена, изобретателя и кинорежиссера Говарда Хьюза (Леонардо Ди Каприо).
Человек, достигший большого жизненного успеха, всегда вызывает восхищение. А если он при этом страдает серьезным психическим расстройством, наше восхищение, смешиваясь с удивлением, только возрастает.
Режиссер показывает психическое заболевание таким, каким оно выглядело в реальности. Герой добивается славы и преумножает состояние, несмотря на свои навязчивые фобии, подозрительность и невероятную брезгливость, которая доставляла мучения ему самому.
Так, во время обыска в своем офисе Говард Хьюз переживает не в связи с тем, что сотрудники ФБР могут найти компрометирующие его документы, а из-за того, что «они прикасаются ко всему».
Главный герой, страдающий навязчивой манией чистоты, совершенно искренне заявлял: «Люблю пустыню. Там жарко, но чисто».
Поражает натурализм той части фильма, где Говард Хьюз переносит обострение психоза. Многим зрителям, далеким от психиатрии, эти кадры могут показаться шокирующими. Говард закрывается в личном кинозале. На столе громоздятся бутерброды, а вдоль стены — бутылочки с его мочой. При этом не прекращается демонстрация кинофильмов, а обнаженный герой непрерывно разговаривает сам с собой. Как бы ни была неприглядна эта сцена, она полностью соответствует реальности, которую пережил прототип героя. Биографы Говарда Хьюза описывали его в этот период таким образом: «Волосы у него были спутанными и грязными, к тому же самый богатый человек Америки несколько месяцев не мылся. Совершенно голый, покрытый пролежнями и следами от уколов, он лежал в насквозь пропыленной, заваленной старым хламом комнате и постукивал по журнальному столику десятисантиметровыми, закручивающимися книзу ногтями. На столе лежали шариковая ручка и открытый блокнот: так Говард Хьюз определял политику своей империи, а заодно и Соединенных Штатов».
Что именно послужило причиной заболевания Хьюза? Семь авиакатастроф не могли пройти бесследно для его умственного и физического состояния. развившееся при их лечении пристрастие к морфию и кодеину, что в свою очередь сделало его импотентом?
Фильм заканчивается своеобразно: построив «самый большой самолет в мире», герой, впавший в очередной болезненный приступ, стереотипно повторяет фразу: «Дорога в будущее. Дорога в будущее…»
Художественный фильм, конечно, не лучший материал для диагностики, но, учитывая наличие фобий уже в молодом возрасте, можно предположить, что герой страдал неврозоподобной шизофренией. А травмы и наркомания лишь усугубили его состояние.
Как Говард смог достичь таких успехов при таком тяжелом заболевании? Разумеется, не благодаря ему, а вопреки, так как основными чертами характера Хьюза были трудоголизм, постоянное совершенствование, оптимизм и любовь к риску.
Фильм получил 5 «Оскаров», Кейт Бланшетт – лучшая актриса второго плана.