…В парке развлечений, когда паровозик ухнул в какую-то темную мрачную пещеру, одна посетительница аттракциона приветливо поинтересовалась у своей соседки, увидев, как к той с круглыми глазами прижалась пятилетняя дочка: «А твоя что, боится?» На что маленькая девочка снизу немедленно подала голос: «Моя не боится, моя просто в ужасе!»
Не будем сейчас рассматривать природу страха. Давайте поговорим, как реально с ним работать с точки зрения НЛП. Я знаю людей, которые боялись летать на самолетах, а после нескольких занятий справились с этим. При этом, возможно, у них остались внутренние нерешенные проблемы, но авиатранспортом, по крайней мере, они пользуются.
Страх бывает двух типов. Первый — внешний. Однажды с человеком неожиданно произошло что-то неприятное и болезненное, например, когда он шел по темному двору, на него кто-то напал. В дальнейшем это воспоминание обобщилось, связалось с этим конкретным местом, и, согласно учению Ивана Павлова, у него сформировался условный рефлекс. Конкретное место во дворе теперь ассоциируется с нехорошими эмоциями. Каждый раз, когда он сюда попадает даже днем, у него появляется неприятное ощущение, а вечером, когда сгущается темнота, он боится даже приблизиться к этому месту, просит проводить. Потом включается механизм обобщения — человек начинает бояться всех темных мест. Однажды мою знакомую маленькую девочку кто-то уколол усами, и некоторое время после этого один вид усатого человека вызывал безутешные рыдания. И работа психотерапевта часто заключается как раз в том, чтобы найти первый травмирующий опыт либо другую глубинную причину.
Но работа с такими страхами может совершаться не на уровне поиска причины, а на уровне того, как это событие «отпечаталось» в голове. Обычно это жестко закрепленный паттерн1: увидел темное место — включилась визуальная картинка того, как это когда-то было, «активировалась» память об ощущениях организма, ужас, и, как следствие, крик.
Соответственно, страх имеет смысл только в этой последовательности. И наоборот! Чтобы дестабилизировать цепочку ассоциаций, необходимо эту последовательность нарушить.
Нужно создать комфорт места, не связывать страх со своим опытом. Представьте себе, что человек сидит в шикарном кинозале, одновременно смотрит на себя, который сидит в этом зале, из будки киномеханика, а на экране идут кадры случившегося с первого момента до последнего. А дальше та ваша часть, которая сидит в проекционной, может позволить себе развлечься. Например, сделать нарезку разных кадров. Или пустить пленку задом наперед — сначала он испугался, потом ему стало чуть лучше, потом он увидел темноту, потом ему стало совсем хорошо. Увеличить скорость: все бегают, как в старом немом кино. Мы видим трясущуюся на кровати женщину, которая потом спрыгивает на пол, от нее в страхе убегает задним ходом крыса, а женщина улыбается. Еще и музычку смешную хорошо бы на это наложить!
Чем быстрее и больше раз это прокручивается, тем быстрее условный рефлекс организма «переякоряется». Состояние нивелируется. Все! На уровне физиологии организм перестает бояться.
Есть другого типа страхи, так называемые страхи, навеянные внутренним диалогом, или страхи, «взятые взаймы». Например, человек сидит в аэропорту, прекрасно себя чувствует, но с ним заговаривает попутчик. «Кстати, я очень боюсь летать на самолетах! — Почему? — А вы знаете статистику? Один раз я видел людей с аварийного рейса, они рассказывали, какой это был кошмар. Вы что, не знаете, сейчас все старые самолеты — рухлядь, как летают — неизвестно. Я теперь все время боюсь!»
Не желая испытывать судьбу, Насреддин рванул с дороги в сторону, чтобы спрятаться, но поскользнулся, покатился в грязную канаву и больно стукнулся головой. Когда он очнулся, то увидел, что спешившиеся воины обступили его, и один из них спросил: «Что вы там делаете? Может, мы можем помочь?» Насреддин потер ушибленный затылок и ответил: «Я здесь из-за вас, а вы здесь из-за меня!»
Заметьте: человек лично ничего не испытал и сам всю жизнь летал благополучно. Но он так переживает чужие эмоции, что транслирует их на себя. Страх летать на самолете, хотя вы ни разу не падали и не попадали в нештатную ситуацию, страх преступности, хотя вы ни разу не становились жертвой, страх остаться без работы, хотя вы на прекрасном счету у себя в организации, страх обеднеть, хотя у вас квартира-машина-дача-бонусы, а ваше предприятие процветает.
Почему говорят, что у страха глаза велики? Наше воображение обязательно рисует объект страха громадным, он приобретает размеры больше, чем в реальности.
Для начала предлагаю рассмотреть страх ближе и в воображении сделать его даже меньше, чем он есть. Как только вы представите себе, что он маленький, а вы большой, этот страх исчезает. Попробуйте поиграть — добавьте устрашающему объекту, допустим, суровому директору, который наводит на вас леденящий ужас, зеленые усики, хохолок, тогда из страшного он становится смешным.
Лекарство от «страха взаймы» — рациональная терапия. Первое, что нужно сделать, — почитайте статистику. Очень может оказаться, что жить вообще вредно и опасно! Людей, которые попадают под машины, травятся, погибают от несчастного случая и просто от сердечного приступа, может оказаться гораздо больше, чем пострадавших в авиакатастрофах!
В самолете ваше психологическое состояние находится под вашим контролем. В ваших надежных руках оно точно так же управляемо, как автомобиль, оно может меняться в нужную вам сторону, и в ваших же интересах, чтобы вы были спокойны, уверены в себе и в ситуации.
Представьте этот центр тревоги, который загорается у вас внутри, в виде внутреннего ребенка, который очень боится. Его нужно успокоить, погладить по голове, послать ему добрую фею, магический талисман и сказать уверенным голосом взрослого: «Не бойся, я с тобой! Все будет хорошо!» Поделиться с ним теми свойствами, которых ему не хватает: уверенностью, спокойствием. Мы ведь, как большой магнит, можем притягивать как удачи, так и неудачи. И, успокаиваясь, мы присоединяемся к тем, у кого все сложится благополучно!
Есть еще одна эффективная техника: продолжите ситуацию до хеппи-энда. Один участник нашего тренинга, Виктор, жаловался на непреходящий кошмар: ему все время снилась автокатастрофа, и в момент, когда навстречу неумолимо несся грузовик, он каждый раз в ужасе просыпался. Тогда я ему посоветовала придумать, как этот сон хорошо кончается. Например, за миг до столкновения у его авто, как у машины Джеймса Бонда, выдвигаются крылья, и он взлетает в воздух. Или как грузовик внезапно превращается в облако сверкающих бабочек, которые, порхая, разлетаются в разные стороны. Или: как только момент наступает, свет гаснет и раздавается голос: «Стоп, снято!» Выходит режиссер и говорит: «Спасибо, молодцы! Только вы не очень хорошо сыграли — надо было трястись натуральнее, что-то у вас страх не очень хорошо получался! Кричите во весь голос, чтобы все приходили к вам на помощь!»
Кстати, иногда бояться бывает выгодно. Особенно это свойственно «слабым» женщинам. Понятно, что у девушки, которая боится, много плюсов: все кидаются ей, беззащитной, помогать. Хорошо, если вы различаете для себя игру и правду. А ведь некоторые так привыкают бояться, что, если им не на кого в этот момент опереться, у них может случиться сердечный приступ.
У некоторых страх — это ритуал, чтобы собраться. Если они не потрясутся перед дверью аудитории, они плохо сдадут экзамен.
Но помните: когда включается «центр тревожности», страх-то придуманный, а физиология-то настоящая! Колотится сердце, пот прошибает, какая-то ерунда (мобильник внука не отвечает, а бабушка чего только себе не навоображала) может обернуться серьезным стрессом для организма.
Те страхи, которые у нас внутри, страшнее реальной опасности. Помните Крошку Енота из мультфильма? Самый страшный зверь сидит в пруду. Поэтому в ваших же интересах с ним подружиться!