(Сэмюэл Байер, США, 2010)
В моем городе открыли новый кинотеатр. Как и полагается в наше время, ресторанов, боулингов, баров и прочих заведений в нем оказалось больше, чем кинозалов. Но я решил начать с просмотра кинофильма.
Выросший во времена «Весны на Заречной улице», я уже успел привыкнуть к фильмам ужасов, а заголовок «Кошмар на улице Вязов» давно стал нарицательным. Поэтому спокойно занял свое место, не боясь покинуть его в предынфарктном состоянии. И не ошибся.
Психиатру здоровые люди малоинтересны. Психически здоровый? Ну и что? Я и сам, скорее всего, такой же. В этом фильме нет психически больных персонажей. Есть только фантастическая фабула, ночные страхи и кошмарные сновидения. Вот о них и поговорим.
Несколько «страшных моментов» заставили меня вздрогнуть, но у сидящих позади подростков почему-то вызвали взрывы смеха и усиленный хруст попкорна. На протяжении всего сеанса ни одна девушка в зале не вскрикнула, что, сами понимаете, никуда не годится для триллера.
Эффект неожиданности — вот единственное, на чем построены все «ужасы» этой картины. Если к вам подойти сзади в то время, когда вы будете в умиротворенном состоянии в парке грызть семечки, и громко крикнуть в ухо: «У-у-у!», что с вами будет? Вот то-то и оно!
В обычной жизни, как и в «Кошмаре на улице Вязов», сновидение в виде ночного кошмара принимает сюжетную форму, причем в центре событий оказывается сам сновидец. Сюжет развивается в виде преследования, череды несчастных случаев, итогом которых должна стать, как правило, смерть. Но в самый последний момент герой обычно просыпается. Именно этот феномен обыгрывается в фильме.
Если рассматривать «Кошмар на улице Вязов» не как ремейк, а как самостоятельный фильм, все не так уж плохо: подростки бегают и визжат от ужаса, а маньяк Фредди Крюгер, впрочем, без особой изобретательности режет их своими пальцами-ножами.
Но можно поразмышлять и о том, реальны ли наши сны? И да, и нет — это ясно любому. Просто мы стараемся не обращать на них внимания. И в то же время никуда не можем от них деться.
Исследования сна показывают, что примерно три четверти всех сновидений и связанные с ними эмоции несут негативный характер. Расстройства сна представляют собой одно из наиболее часто встречающихся в психиатрической клинике нарушений, которым страдают от 2 до 8% взрослого населения. То, что нам показывают в фильме, внешне (если не принимать во внимание последующие убийства спящих) — типичные кошмарные сновидения, так как отвечают всем диагностическим критериям этого расстройства. Любопытно, что, по мнению некоторых ученых, постоянные кошмары могут свидетельствовать как о предрасположенности к шизофрении, так и о наличии у человека творческого таланта!
Так, известно, что именно приснившиеся ночью страшные сны послужили сюжетом для многих произведений Эдгара По.
Нередко подобные страхи имеют невротическую природу. Но какой-нибудь Фредди Крюгер может присниться и при заболевании, протекающем с высокой температурой, при так называемом лихорадочном делирии.
Так что ничего ненормального у персонажей фильма в их страхе перед Фредди Крюгером нет. Это «здоровый страх», так как причина для него более чем убедительная. Можно, конечно, предположить наличие у главных героев невроза тревожного ожидания, но и он тоже психологически понятен. Практика показывает, что нарушения сна, протекающие в виде кошмарных сновидений, лечатся труднее, чем банальная бессонница. Ночные кошмары могут быть не просто плохим сном. Они могут повлиять на здоровье человека. Те, кто страдают от них, испытывают беспокойство или депрессию, более предрасположены к психическим расстройствам.
Есть и парадоксальная точка зрения, которая свидетельствует о пользе ночных кошмаров. Взрослым они указывают на проблемы с психологическим или физическим здоровьем, а детям помогают привыкать к стрессовым ситуациям. Для последних устрашающее сновидение — своего рода механизм по мощной переработке всего того, что малыш пережил или узнал, а также способ адаптации его к стрессовой ситуации, своего рода подготовка к взрослой жизни.
Для любителей науки добавлю, что в головном мозге имеются две отдельные структуры (их открыл американский нейрофизиолог Хозе Дельгадо), одна из которых запускает реакцию бегства от опасности, а другая — реакцию страха. Причем чувство страха больше локализовано в правом полушарии мозга. Когда человек испытывает избыточное чувство страха, т. е. у него преобладает активность правого полушария, то для восстановления душевного равновесия имеет смысл усилием воли привлечь к дискуссии свое левое, более «разумное», рассудочное полушарие. Это и будет называться рациональной терапией.
В большинстве случаев, не связанных, разумеется, с Фредди Крюгером, этот метод психотерапии оказывается весьма эффективным. В полной мере сказанное можно отнести и к терапии кошмарных сновидений. Следует только помнить, что если кошмары отмечаются регулярно, то, вероятно, вас беспокоит какая-то нерешенная психологическая проблема, возможно даже, на уровне подсознания.
Овидий писал: «Иногда из страха люди становятся храбрыми». Фильм — хорошая иллюстрация этой максимы, и, пожалуй, это его наиболее здравая идея. Впрочем, после того как хорошие ребята победили плохого парня, следует классический прием фильмов ужасов — «зло всегда возвращается», дающий зацепку для продолжения серии.
После просмотра фильма я понял всю уместность расположенных в этом же здании ресторанов. И немедленно пошел в японский…