Пациенты, 2014
Режиссер: Элла Омельченко
В ролях: Павел Баршак, Тимофей Трибунцев, Марьяна Кирсанова
Сразу скажем, что фильм производит неоднозначное впечатление из-за некорректного показа процесса работы как психолога, так и священника. При этом довольно затруднительно понять причину такого «картонного» изображения обоих персонажей.
Если по отношению к психоаналитику все это можно попытаться объяснить данью новообразовавшейся моде – не секрет, что в отечественном кинематографе довольно давно начала прослеживаться тенденция изображать психотерапевтов эдакими комичными бесполезными бездельниками, – то совершенно непонятно, почему и в уста батюшки создателями фильма вложен набор таких банальностей, что невольно подозреваешь, что все это делается с какой-то высшей комической целью.
А так получилась история про то, как профессионально «сгоревший» психоаналитик превратил плохо работающего священника в психологического консультанта.
ПАРАД НАРУШЕНИЙ
Начнем с того, что работу психотерапевта-психоаналитика и душепопечительское служение батюшки, когда оба профессионально заняты своим делом, не имеет смысла сопоставлять, а уж тем более противопоставлять в принципе. Сравнение возможно только тогда, когда они начинают нарушать принципы своей работы. Так, в фильме психоаналитик практически в каждом своем суждении нарушает базовые принципы своей профессии, работая с клиентом в абсолютно директивной манере, раздавая советы, убеждая клиента и навязывая ему свою точку зрения. При этом он еще и берет на себя роль вершителя судеб. То есть у него налицо все признаки профессионального выгорания. Недаром в конце фильма он уходит в жестокий запой. Возможно, в этом и состояла юмористическая задумка создателей фильма. Но демонстрация подобного стиля работы психотерапевта подозрительно совпадает с расхожими суждениями о психологах как о людях, которые мгновенно могут разрешить все ваши про¬блемы с помощью полезных советов и рекомендаций.
НЕМНОГО ПРО ЭТИКУ
Дело в том, что базовым положением большинства направлений психотерапевтической помощи является требование «не навязывать свои ценности и мировоззрение клиенту». Психотерапевт не может внушать, рекомендовать, советовать человеку поменять его веру или жизненные принципы под предлогом того, что они «неправильные». Кроме того, психологическая помощь базируется на универсальности специалиста. Профессионал способен работать практически с любым человеком, требующим психологической поддержки, вне зависимости от пола, национальности и вероисповедания и прочих отличий. Правда, у психотерапевта есть право выбирать клиента и ограничивать оказание помощи определенным кругом психологических проблем. Поэтому у психологов и психотерапевтов, как правило, есть специализация – семейные, детские, кризисные и прочие. Так что читателям стоит запомнить, что «в норме», если психотерапевт начинает соревноваться с батюшкой, значит с психотерапевтом точно что-то не так.
КАКОВ ПОП, ТАКОВ И ПРИХОД
Ситуация со служителем культа, отцом Сергием, пожалуй, показана потоньше. Хотя и он направо и налево раздает абсолютно шаблонные рекомендации, которые соответствуют расхожим представлениям о том, что может посоветовать священнослужитель, но довольно далеки от практики «душепопечения», принятой у толковых служителей культа. Кроме того, батюшка ввязывается в открытую конкуренцию с психоаналитиком. Отец Сергий ведет себя в своих проповедях и наставлениях как плохой психолог, у которого есть готовые рецепты на все случаи жизни. А если жизнь не вписывается в рамки имеющихся советов, тем хуже для жизни!
Дело в том, что в современном мире работа священника превратилось в одну из профессий, в которую порой попадают профнепригодные персонажи. А в таком тонком деле, как верование и служение культу, можно за¬мечательно выучить все ритуалы, но вот с помощью ритуалов веру «выучить» не получится. Она – первична по отношению ко всему остальному в этой профессии. А с верой у батюшки как раз и не складывается, по крайней мере с тем ее уровнем, который может позволять приводить к вере других людей. Недаром Брюсов подлавливает батюшку на элементарных проявлениях эдипального конфликта, и тот практически без сопротивления отказывается от своего сана, переходя в более понятную и подходящую ипостась психологического консультанта.
БЕСПОМОЩНЫЕ ДУШИ
На примере двух других персонажей – Сергея и Леночки – хорошо изучать современное беспомощное состояние человека перед валом рекомендуемых ему способов проживания жизни. Жизненные реалии все усложняются, и мы стали стесняться иметь свою позицию, высказывать свое мнение, пожалуй, еще больше, чем в тоталитарные времена. Просто тогда молчание означало, что ты не разделяешь официальную точку зрения, а сегодня молчание чаще всего свидетельствует об отсутствии собственного мнения как такового.
Человек теряется не только в информационном потоке, но и «по жизни». А как иначе, если сам в себе он не уверен, знает, что все в этом мире сложно, к чьему мнению прислушиваться непонятно. К тому же всегда можно найти про¬тиворечивые мнения, а традиция существования «достоверной информации» или «правильной точки зрения» основательно размывается. Мнение любого человека, даже не обремененного соответствующими знаниями, может объявляться не просто ценным, а еще и заслуживающим внимания. Вот и получается – кто к чему или к кому прилип, тому и верит. Что, собственно, и происходит с нашими героями.
ЖЕРТВЫ ПЛЮРАЛИЗМА
Когда говорят, что современные молодые люди знают не меньше, а часто и больше представителей предыдущего поколения, то первый вопрос, который хочется задать – а про что они больше знают? Про гаджеты, сетевые технологии, новые средства коммуникации и передвижения – вне всякого сомнения. Но странным образом они часто оказываются безграмотными в совершенно обыкновенных вопросах, связанных с отношениями.
При этом наличие не только среднего, но и высшего образования никак не помогает ориентироваться в жизненных вопросах. Наши школы и вузы давно отказались от задачи формирования мировоззрения своих выпускников. Вот и получается, что мы живем в информационном обществе, где есть доступ практически к любой информации. Но у нас полностью отсутствуют критерии отбора и оценки этой самой информации. В результате человек барахтается в ней, как в болоте, и хватается за любое более-менее стройное мировоззрение. Недаром киносценарист Сергей в период расставания с женой ходит на митинги и демонстрации.
МНЕНИЯ ПРАВЯТ МИРОМ
Отдельной проблемой становится всеобщая инфантилизация молодых людей, связанная с отсутствием более-менее рационалистической, уже не говорю научной картины мира. В результате знание о том, что некое явление естественно, не является поводом для проявления терпения и снисходительности. В фильме показано, как Сергей пытается общаться с женой как прежде, без скидки на ее беременность. Для таких людей абсолютно не важно, что говорят, зато очень важным становится то, кто это мнение высказал. Людей «пересаживают» с фактов на персоналии, так что выражение «мнения правят миром» сегодня может быть озвучено как «популярные мнения правят всем, чем угодно».