ЭФФЕКТ «ПОПСЫ»
Слово «популярность» произошло от латинского populus – «народ». Есть мнение, что это понятие уходит корнями в название идейно-политического течения популяров в поздней Римской республике конца II–I веков до н. э. Это течение противостояло оптиматам и отражало интересы плебса, прежде всего сельского. В дальнейшем заимствование этого слова английским языком произошло из латыни в 1490 году. Popularity тогда значило «принадлежащее людям».
В русском языке у слова «популярный» есть два значения: общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения («популярная психология») и пользующийся широкой известностью («популярный психолог»). Однако популярность нельзя просто отождествлять с известностью или доступностью для восприятия, хотя это, несомненно, ее составляющие.
Известность (от слова «весть») – это всего лишь некая информация, получившая широкое распространение. Раньше известность на самом деле была тождественна популярности, поскольку известная персона должна была обладать выдающимися качествами, которые увековечивались в ее высказываниях и героических поступках, а степень знаменитости определялась по частоте цитирования и количеству пересказов происходящего. Благодаря современным информационным PR-технологиям, создать информационный повод и максимально распространить информацию легко. Бренд или имя можно сделать легко узнаваемым, он будет у всех «на слуху». Но сделает ли его это популярным? Вовсе не обязательно. Просто создается «эффект узнавания».
Вторая непременная составляющая популярности – доступность, легкость восприятия той информации, которую преподносит человек или явление. Вспоминая доктора Комаровского – по сути это обычный доктор-педиатр, но разговаривающий с родителями на понятном им языке. Никаких сложных терминов, медицинских тайн и снобизма. Наоборот – развенчивание мифов и страхов, разъяснение непонятных диагнозов и назначений.
Но у доступности есть и обратная сторона – то, что в обществе называют «попсовостью». Предполагается, что слушать популярную музыку, читать популярные книги, интересоваться популярной психо¬логией могут только интеллектуально не очень состоятельные люди, нуждающиеся в «доступной плебсу» информации. На самом деле любое востребованное явление является популярным в более или менее широком сообществе. Как только это сообщество становится достаточно широким – оно приобретает статус «попсы», пока оно относит себя в разряд избранных – это «высокое» искусство.
НАРОД ДЛЯ КУМИРА ИЛИ КУМИР ДЛЯ НАРОДА?
Любое социальное явление в чем-то необходимо самому обществу. Исходя из определения самого явления популярности, она призвана удовлетворять интересы и потребности «народа». Несмотря на то, что, на первый взгляд, бонусы от собственной популярности получает сам кумир, при более детальном рассмотрении оказывается, что он является лишь средством удовлетворения эмоциональных и материальных нужд своих почитателей.
В результате различных исторических, политических, экономических событий в обществе накапливается критическая масса напряжения, которое нужно «разрядить». Популярность отдельных людей и явлений справляется с этим как нельзя лучше. Таким образом происходит «разрядка» – снятие социального напряжения за счет удовлетворения актуальных потребностей – в снятии с себя ответственности и избавлении от чувства вины, в освобождении от агрессии, в возможности справиться со страхами, в любви и принятии.
Роль такой «разрядки» можно проследить по популярному направлению в музыке, киноискусстве. Хиппи с идеологией свободы и любви в период пуританства протестантских церквей позволяли реализовать подавленное сексуальное влечение, засилье боевиков в девяностые, годы беззакония, помогало справиться со страхом и накопленной агрессией, а повальная увлеченность бразильскими сериалами позволяла погружаться в мир достатка и любовных интриг, отвлекая от пустоты и бедности собственной жизни.
Обществу также необходимы «кумиры» для удовлетворения чувства принадлежности к социальной группе. Проще всего справляться с экзистенциальным одиночеством, объединяясь в любви к какому-нибудь объекту. Это снижает уровень тревоги, страха, напряжения, создает иллюзию общности с другими людьми.
Кроме того, популярность отвлекает «народ» от осознания реальных нужд и поиска виновных. Почему в современной России так популярны экстрасенсы? Казалось бы, век высоких технологий, искусственного интеллекта, достижений науки – и в то же время все больше возникает потребности верить в темные силы, порчу и сглаз. Таким неприхотливым способом люди пытаются справиться со страхом перед будущим, найти виновного в своих проблемах – болезнях, безденежье, конфликтах – и «исправить» свое положение при помощи магии. Иллюзия того, что в жизни «все наладилось» после магического ритуала, в некотором смысле «оздоравливает» общество, снижая уровень напряжения в нем.
СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ…
Естественно, популярность возникает не только благодаря потребности общества, тут важно и желание самого «кумира». Стать популярными (востребованными) стремятся люди, заинтересованные в самоактуализации, а также те, у кого есть нарциссическая потребность быть отраженными. О потребности быть отраженным писал Хайнц Кохут, называя ее нормальной архаической потребностью человека. Детям необходимо, чтобы один из родителей или оба показывали им, какие они особенные, замечательные и желанные, какое это удовольствие видеть их рядом. Фрустрация потребности быть отраженным имеет следующие последствия: человек будет постоянно искать в отношениях с другими людьми зеркального подтверждения своей силы, могущества, ума, красоты и так далее, причем эта потребность будет ненасыщаемой.
Исходя из того, какая потребность лежала в основе популярности человека, можно предположить, какими последствиями обернется для него такая востребованность обществом. Если популярность стала «побочным эффектом» в процессе самоактуализации человека и самореализации в своем призвании (а так бывает часто в результате эффекта «горячего сердца»), то сам «кумир» воспринимает ее как подтверждение выполнения своего предназначения. Это позволяет ему искать новые возможности и пути развития, популярность такого специалиста мало подвержена временным и общественно-политическим факторам.
Если за счет популярности происходит удовлетворение нарциссической потребности быть отраженным, то такая ситуация может стать причиной разрушения личности. Поскольку эта потребность ненасыщаема, то постоянно присутствует страх утратить популярность, что приводит к нарастанию напряжения, постоянному поиску информационных поводов, примитивности творчества (для расширения аудитории) либо, наоборот, объявления его «уделом избранных». Однако все эти приемы неуклонно приводят к снижению популярности, оставляя бывшего «кумира» порой в разрушенном состоянии.
В ТЕНИ ЗВЕЗДЫ
Аудитория обычно много знает о звездах, но мало – про тех, кто находится в их тени. Обычно это сиблинги. К сожалению, популярность нельзя разделить поровну между братом и сестрой, если кто-то из них стал известным. Более того, в отношении второго обычно работает правило «тени». То есть ему гораздо сложнее стать популярным, чем если бы он не имел известного родственника. Почему так происходит?
Существует миф о том, что талант достается только одному ребенку в семье. Несмотря на большое количество фактов (семей, в которых оба ребенка талантливы), опровергающих эту теорию, в массовом восприятии срабатывает стереотип «генетической концентрации» – о том, что концентрация выдающихся способностей всего рода может принадлежать только одному наследнику. В результате срабатывания этой установки искажается восприятие сиблинга звезды. При сравнении популярного и непопулярного родственника первый всегда воспринимается как более харизматичный, привлекательный, эрудированный. На публике сиблинги знаменитостей держатся более скованно и неуверенно на фоне блистающих родственников. Это только усиливает эффект различия, хотя ничего не говорит об их качествах.
В то же время неуверенность братьев и сестер знаменитостей обусловлена постоянным сравнением своего уровня социального успеха с уровнем успеха своего сиблинга. Вне зависимости от возраста в случае успеха одного из сиблингов «оживает» конкуренция за «любовь матери», роль которой выполняет уже «любовь мира». Второй оказывается пораженным в этой борьбе, а первый – доказывает, что он сильнее в этой конкуренции. Несомненно, такое положение вещей может оказаться травматичным для брата или сестры звезды.
В ПОИСКАХ ПРИЗНАНИЯ
Очевидно, что стать популярным может далеко не каждый. Несмотря на то, что курсы по пикапу, тренинги личностного роста и школы достигаторов массово штампуют инструкции по «обретению популярности», заветной востребованностью обладают единицы.
Казалось бы – найди ту самую потребность в обществе, предложи товар попроще и подоступнее – получи прибыль. Ан нет. Из сотен психологов популярными становятся единицы. Из тысячи художников лишь некоторые видят аншлаги на своих выставках. На пробы регулярно приходят тысячи актеров и певцов. Сотни непрочитанных книг пылятся на складах. И вроде бы они все про одно, и голоса похожи, и техника исполнения на одном уровне. Но один становится звездой, а другие остаются отверженными.
Секретом популярности является искренность в своем желании удовлетворить потребности другого. С таким же успехом это правило работает и в отношении искренности относительно дела, которым занимается человек. Известно, что постоянно поддерживать мотивацию развития можно только по отношению к тому делу, которое вызывает интерес и воспринимается как способ самоактуализации. В противном случае эффективность деятельности имеет лишь кратковременный эффект, а соответственно, и популярность быстро угасает.
Так можно ли научиться популярности? И главное – стоит ли?
Анализируя советы и уроки по обретению популярности, можно выделить несколько основных: быть оптимистичным, уважать мнение окружающих, искренне интересоваться другими людьми, поддерживать и помогать другим, проявлять гибкость и верить в себя. Только можно ли этому просто научить?
Есть лишь один универсальный урок, приписываемый Альберту Эйнштейну: «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл!»