В сегодняшнем мире старую пословицу «Чем крепче заборы, тем лучше соседи» можно перефразировать иначе: «Чем надежнее настройки конфиденциальности в “Фейсбуке”, тем лучше соседям» – так комментируют результаты своего нового проекта ученые из Университета Канзаса. Бонни Джонсон и Джермейн Хэлегоуа провели тематическое исследование, чтобы понять, могут ли социальные медиа восстановить отношения между соседями.
Большая часть изысканий в области социальных медиа рассказывает об успешных историях соседства, но канзасские ученые увидели совсем другую картину. Они обнаружили, что существует значительное несоответствие между тем, что происходит в общении в «Фейсбуке», и реальными представлениями людей о коммуникации между соседями.
Исследователи изучили один из районов, где расположено более 500 домов, а ассоциация соседей существует с 1970-х годов. И оказалось, что за последние 10 лет количество активных членов организации сократилось со 100 до 10 человек. В надежде исправить ситуацию администрация района зарегистрировала аккаунты в «Фейсбуке» и в «Твиттере», а также воспользовалась сервисом для управления электронными рассылками. Но эти меры не принесли желаемого результата: результатом стали всего лишь пять лайков в «Фейсбуке», три подписчика в «Твиттере» и два новых подписчика на электронную рассылку.
Чтобы узнать причины, по которым люди не захотели присоединиться к виртуальному сообществу района, исследователи отправили более 500 анкет жителям, но назад вернулись только 37 % анкет. В своих ответах люди указали, что для них было бы неудобно, если бы соседи видели детали их частной жизни в «Фейсбуке». И вообще поставили под сомнение необходимость виртуального сообщества, когда соседям гораздо привычнее общаться лицом к лицу.
«Как правило, респонденты считают, что если подружатся со своими соседями в “Фейсбуке”, то откроются для них в новом свете и уже нельзя будет просто так задернуть шторы или построить забор», – комментирует Хэлегоуа. Поэтому такой способ коммуникации подходит далеко не всем. К тому же ученые выяснили еще один интересный факт: рассылки, которые являются дорогостоящими и трудоемкими, – предпочтительный способ коммуникации для тех, кто не заинтересован в жизни ассоциации. А тем, кто хочет участвовать в жизни района, гораздо проще обсудить все вопросы на личной встрече.