ДОСЬЕ
Светлана Бронникова – кандидат психологических наук, клинический психолог и психотерапевт, специализирующийся по работе с перееданием, лишним весом, ожирением и расстройствами пищевого поведения. Живет и работает в Нидерландах. Закончила факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Преподавала клиническую психологию и психотерапию в Университете Российской академии образования. В 2002 году координировала проект медико-социально-психологической помощи для наркозависимых переселенцев в Европе (Антверпен, Бельгия). В 2011 году возглавила один из филиалов крупной нидерландской клиники лечения ожирения и расстройств пищевого поведения.
В процессе того же исследования женщинам задавали вопрос, согласились бы они прожить меньше, если бы им взамен гарантировали, что они похудеют до желаемого веса. Они были готовы отдать от трех до пяти лет своей жизни за идеальный вес.
РЕКЛАМНЫЙ ХОД
Американский специалист по расстройствам пищевого поведения, известный исследователь и автор замечательных популярных книжек Синтия Бьюлик заметила как-то, что до 1970-х годов в Америке основная идея рекламы любого товара заключалась в том, что у соседа есть что-то лучшее, чем у тебя. Соседка носит более модное пальто или сосед водит более крутую машину. На этой конкуренции строилась техника продаж. А потом американский мир наводнился людьми с высокой покупательской способностью и реклама перестала работать. Тогда была создана гениальная маркетинговая стратегия всех времен и народов, которая используется до сих пор. Она про то, что с твоим телом что-то не так. Ты недостаточно хорош, чтобы соответствовать определенным стандартам. И это помогает продавать любой товар: лекарства, продукты, косметику и машины… Идея, что с твоим телом что-то не так, порождает огромную телесную тревогу и потребность достичь идеала, сделаться принятым. В результате мы имеем дело с постоянно молодеющей статистикой расстройств пищевого поведения и образа тела – они очень связаны друг с другом. Сегодня девочка 8–10 лет, которая сидит на диете, – не новость, хотя еще каких-то 10–15 лет назад это было немыслимо.
ДИЕТИЧЕСКАЯ СЕКТА
Диетическое поведение – это нарушенное пищевое поведение, спазматическая тревожная реакция на посыл «со мной что-то не так». Навязчивая потребность улучшить и исправить себя. В ней много, по сути, религиозного задора. Антропологи описывают современное сообщество женщин на диете как религиозное сообщество. Там есть понятие греха («ты сорвалась, съела что-то не то»), есть покаяние (можно признаться: «я съела что-то не то»), есть наказание («ты съела что-то не то, а на следующий день должна отработать это в спортзале или голодать»). Эта структура принята в любой конфессии. И так же, как религия объединяет людей неким единым набором ценностей, диеты объединяют женщин и позволяют им разговаривать на одном языке. Если у вас есть группа женщин, которые незнакомы друг с другом, и вам нужно их быстро перезнакомить, вбросьте им тему про похудение. Они тут же станут лучшими подругами.
Тело современного человека перестает быть вместилищем души, инструментом, который позволяет функционально действовать в мире, доходить до своих целей ногами, что-то руками для этих целей делать. Тело становится атрибутом личности. Презентацией того, какой я человек. А в российской культуре особенно распространен стереотип «по одежке встречают». Твоя одежда, твои часы, туфли, брендированная сумка рассказывают об успешности, состоятельности, о том, насколько ты удался. Но сегодня мы от ситуации «встречаем по одежке» перешли на слой глубже: судим о человеке по тому, каким телом он обладает. При этом большим достоинством считается демонстрировать, что это не то тело, которое мне дано по рождению, а что я много тружусь, чтобы получить такое тело. Я работаю над ним, тогда я молодец.
РИТУАЛЫ БЕССМЕРТИЯ
Английский психоаналитик Сюзи Орбах (психоаналитик леди Дианы, лечившая ее, когда та страдала булимией), одна из создательниц компании DOVE, снимающая замечательные ролики про образ тела и про то, как женщинам принимать себя такими, какие они есть, говорила в одном интервью: «Нам транслируют, что, когда я пять раз в неделю хожу в спортзал и сижу на диете, я забочусь о своем теле, а заботиться о своем теле – это естественно и правильно. Если же я толст, неспортивен, да просто ненавижу двигаться, дескать, я не забочусь о себе. А на самом деле в этом посыле содержится идея абсолютного контроля. До тех пор пока я питаюсь здоровой пищей и занимаюсь спортом пять раз в неделю, ничего плохого со мной не случится».
Это род современной магии. Мир настолько нестабилен и угрожающ, что тело становится капищем. Если я буду делать все вышеперечисленное, то я не заболею и вообще не умру. Мало того, что нельзя быть полным и неспортивным, еще и стареть нельзя! Сюзи Орбах вспоминает, что подобная истерия вокруг культа спортивного здорового тела и правильного питания была в Германии в предвоенный период: составляющая концепции «хорошего немца, истинного арийца».
ЛЮДИ НА КАЧЕЛЯХ
Когда известная в России персона публично говорит, что толстые люди – это памятники собственной лени и невоздержанности, и, будучи главным редактором модного европейского журнала, может вслух произнести: «я ненавижу жирных», это свидетельствует о том, что существует огромный перекос и мы больше не смотрим на тело как на тело.
И это печально, потому что не существует реальности, в которой мы все можем быть худыми, или белокожими, или прямоносыми. Есть генетическая заданность и генетическое разнообразие, благодаря которому люди бывают низкие, высокие и среднего роста. Есть генетически худые, нормально сложенные и полные или ширококостные.
Сейчас эта концепция высмеивается, возвращая нас к идее всемогущества: «Ты просто плохо стараешься! А вот если ты постараешься…» Но почти половина нашего пресловутого веса и сложения – это генетика, победить которую практически невозможно, можно попасть в так называемую ситуацию «йо-йо» – диетических качелей. Когда я буду периодически худеть, изнасиловав себя донельзя, а потом вес будет возвращаться, да еще и с прибытком.
Согласно статистике, не более 5 % людей, которые прибегали к диете (под диетой я понимаю любое ограничение питания, введенные извне правила), являются счастливчиками, которые могут единожды похудеть и более не поправляться. Все остальные поправляются. И к сожалению, популярные представления о диетологии, которые путешествуют из одного гламурного журнала в другой, никак не соответствуют результатам исследований. Диетический бизнес – слишком мощная индустрия, чтобы она позволила признать себя неэффективной, даже если исследования это подтверждают. За нею стоит только в США порядка 70 миллиардов долларов в год. Вдумайтесь в эту цифру. Мы не включаем сюда лечение ожирения, которое все чаще становится хирургическим. И это тоже колоссальные деньги. Очень дорогая операция.
ПРОДАТЬ МЕЧТУ
Диетическая индустрия продает мечту быть худым. Продает даже тем, кто худым органически быть не может, а ответственность возлагает на клиента. Это самый гениальный бизнес, который когда-либо был создан. Если я покупаю компьютерную программу, а она, зараза такая, не работает, я иду к производителю и говорю: «Что ж ты мне тут напрограммировал!» И он исправляет. А если я покупаю диетический план питания, а через некоторое время срываюсь и поправляюсь, человек, который его мне продал, говорит: «Ну что ж ты так! Это неисправность в тебе, это ты виноват, это твоя ответственность». Беспроигрышная для диетической индустрии ситуация.
Но благодаря тому, что исследования накапливаются, информация прорывается, мы начинаем понимать, какая реальность за этим стоит. Например, понимать, что каждая диета включает в себя фазу срыва и набора веса. И если вы посидели на диете и эффективно сбросили вес, а потом сорвались и эффективно набрали вес, то это не вы – безвольная свинья, это было запрограммировано в самом подходе.
МАЛЕНЬКИЕ КРЫСИНЫЕ РАДОСТИ
Крысы очень любят поесть, обожают сладкое и жирное. Одно из самых любимых блюд у крыс в экспериментах, связанных с питанием, – широко известное американское печенье Orio. Когда крысу начинают кормить этим печеньем, уровень дофамина у нее взлетает до небес. Крыса кайфует. Но эффект продолжается в течение нескольких кормежек. Если по-прежнему кормить крысу печеньем, он заметно снижается. О чем это говорит? О том, что, как только мы разрешаем себе есть любимый продукт, уровень удовольствия приходит в норму.
ЛЕГАЛЬНЫЙ УЖИН
Два канадских специалиста по психологии питания предложили участникам эксперимента оценить вкус молочного коктейля и мороженого, а сами втихаря учитывали, сколько люди съели. В этих экспериментах было две группы: худеющие и люди, которые на диете никогда не сидели. Так вот, вторые чем больше выпивали коктейлей, тем меньше съедали мороженого, потому что в них больше не лезло. А первые, сидящие на диете, чем больше выпивали коктейлей, тем больше съедали мороженого. Этот эффект был описан под названием «эффект “последнего ужина”»: «Если я уж все равно нарушил диету и выпил два коктейля, так гуляй рванина – я теперь еще и мороженого наемся! А завтра с новыми силами…»
Но оказывается, это не единственное изменение, которое приносят нам диетические ограничения. Изменения происходят на уровне мозга. Если я ограничиваю себя в тех или иных продуктах, причем неважно в чем, меняется моя мозговая реакция на эти продукты. Дофаминовая система – система вознаграждения мозга – принимается иначе на них реагировать. Продукт только показался в витрине или его пронесли мимо в кафе, где я жую свой капустный лист, а мозг мне тут же сообщает, что этот продукт намного привлекательнее, чем он есть на самом деле или казался мне, когда мне его было можно.
Мы в отношении пропаганды здорового питания делаем все неправильно. Нужно категорически запретить есть брокколи! Нужно сообщить, что сырая морковка – страшно вредный продукт. Тогда людям будет казаться, что брокколи и морковка – это амброзия.
ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ
Ученые проанализировали диеты и показатели физической активности на примере значительной выборки – 36 400 американцев с 1971 по 2008 годы и 14 419 человек с 1988 по 2006 годы. Затем сравнили людей одного и того же возраста в разные годы по количеству потребляемой пищи, уровню физической активности и индексу массы тела. Выяснилось, что персонаж, скажем, из 2006 года, употребляя одинаковое количество пищи по калорийности и составу (макронутриенты, протеины, витамины), тренируясь то же количество времени, все равно уступал человеку своего возраста из 1988 года по индексу массы тела (на 2,3 больше). Иными словами, сегодня все мы на 10 % тяжелее поколения восьмидесятых, несмотря на одинаковые диеты и планы тренировок.
С чем это связано? Дженифер Кук, профессор кинезиологии и медицины Университета Йорк в Торонто, руководитель исследовательской группы, называет три причины происходящего. Взрослым стало сложнее оставаться худыми, во-первых, из-за воздействия химических веществ. Пестициды, антипирены и даже вещества в составе упаковки продуктов могут влиять на гормональные процессы. Во-вторых, из-за большей доступности лекарств, в том числе антидепрессантов, которые многих полнят. Третья причина тотального увеличения веса – изменение микрофлоры кишечника. Уже известно, что некоторые виды кишечных бактерий ведут к увеличению веса и даже ожирению.
Источник: theatlantic.com
Когда я занимаюсь с людьми обучением интуитивному питанию, мы проходим фазу «легализации». Называем продукты, которые именно тебе кажутся наиболее запретными, и просим купить большой запас, чтобы они внезапно не кончились. И на протяжении какого-то времени есть их, сколько захочется. Когда человек начинает этот эксперимент, ему страшно. А через некоторое время обнаруживают, что это не так уж и вкусно.
ВРОЖДЕННЫЙ ВЕС
Оптимальный вес, или сет-пойнт (от англ. weight set point), – это не одна-единственная цифра (60 кг, 85 кг и т. п.), а некий диапазон (скажем, 60–65 кг). У здорового взрослого человека вес может колебаться в этих пределах – например, в связи с бОльшим потреблением воды, у женщин – на разных стадиях цикла и т. п. Данный вес называется оптимальным потому, что максимальный уровень здоровья можно поддерживать только с этим диапазоном веса. Именно поэтому организм «сопротивляется» попыткам этот вес изменить.
ГОНКА БЕЗ ПРИЗА
В гонке за идеальным телом нет никакого приза. Гонка бесконечна, а цена, которую люди платят, колоссальна.
Хорошая новость заключается в том, что существует физиологический сет-пойнт веса. Это генетически запрограммированный диапазон, в рамках которого мы находимся большую часть жизни в том случае, если не сидим на диете. Сет-пойнт чуть-чуть повышается при рождении детей. Прибавить килограмма два с каждым ребенком – нормально. Но любое ограничение или похудение ниже физиологической нормы сразу смещает сет-пойнт выше.
Нужно оглянуться назад и понять, есть ли такая композиция тела, в которой тебе комфортно, в которой ты не болеешь, можешь убирать листья на даче, играть с детьми, делать что-то обычное радостно. И сколько нужно усилий, чтобы в этом весе быть. Если все усилия уходят на то, чтобы поддерживать определенную форму тела, это расстройство, с этим что-то не так.
Остается всего лишь примириться с тем, что твое тело не соответствует заданным стандартам красоты. Но в природе практически не существует тел, которые им соответствуют. И это хорошая новость.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
ИДЕАЛ КАК ДИАГНОЗ
Гонка за идеальным телом – универсальный ход для отыгрывания психологических сценариев. И призы, на мой взгляд, здесь все же есть. Например, мазохистические личности, навязывая себе страдания, справляются с тревожностью. Люди, склонные к идеализации, мирятся с собой, только постоянно самосовершенствуясь. Обсессивно-компульсивные индивидуумы живут в сценариях, расчетах, алгоритмах. А как виртуозно их можно реализовать в «рецептах» питания! Механизм критической оценки личности формируется в детстве, когда мы очень зависимы от взрослых, не способных порой обеспечить атмосферу безопасности и согласия. Ребенок обращает негативные чувства к родителю против себя. «Если бы я не был таким плохим – все было бы иначе» – такая установка закрепляется и проявляется в бесконечных вариантах. Так что если забота о питании – это ваш способ заслужить любовь – вопрос точно не только к диетологу. Менять нужно многое.
психолог