КОРПОРАЦИЯ «СВЯТЫЕ МОТОРЫ»
Режиссер Леос Каракс, 2012
18+
Главный герой перевоплощается в разных персонажей, и с ним происходят невероятные истории. Загадочные, трогательные, отвратительные, грустные… И все это – одновременно. Каждый раз у него есть определенная цель. Со стороны она неясна, и его поведение кажется странным. Но для него самого все действия логичны и понятны. Так, в одном из эпизодов он превращается в невероятно отвратительного бродягу и похищает модель прямо с фотосъемки. Он смотрит на нее снизу вверх, ожидая ее реакции: маленькое чудовище, пожирающее все подряд, и высокая недоступная красавица. И вместо ужаса получает принятие: он засыпает, положив голову ей на колени, а она его убаюкивает. Это символизирует один из этапов контакта матери и маленького ребенка, который идеализирует мать, ее тело, обожает ее и боится отвержения, надеясь на безусловную материнскую любовь.
Наше поведение, слова, совершаемые выборы кому-то кажутся непонятными и случайными. Иногда даже нам самим! И все это – пока мы испытываем иллюзию, что сознательно управляем своей жизнью. В действительности нами движет бессознательное. И есть ли у нас сознательный выбор – спорный вопрос. У бессознательного есть своя логика, цели и задачи. Действия человека никогда не бывают алогичными – если понимать, что творится в его внутреннем мире. Есть такая психологическая присказка: «Наших партнеров и нашу профессию выбирают наши проблемы». Мы подвержены влиянию неосознаваемых импульсов больше, чем нам кажется. Но с бессознательным можно договариваться, лучше его понимать – расширяя границы осознаваемой области. Как понять, почему вы сделали тот или иной выбор, совершили непонятный (на первый взгляд) поступок?
Возьмите лист бумаги и запишите вверху то действие, истинные причины которого хотите исследовать. Задайтесь вопросом: «И что тогда?» Ниже напишите ответ, который пришел вам в голову. Снова задайте вопрос: «И что тогда?» И напишите в следующей строке ответ. Продолжайте эту цепочку до тех пор, пока вам не станет понятно – во имя чего на самом деле вы совершили (или регулярно совершаете) этот поступок. Так, может оказаться, что за регулярными опозданиями на работу стоит желание оттуда уволиться, курение – продолжающийся подростковый бунт против родителей, а надетый наизнанку свитер помог привлечь внимание.
У авторов получился довольно странный и непонятный фильм. Но реальная жизнь еще непонятней.
В ДРУГОЙ СТРАНЕ
Режиссер Хон Сан Су, 2012
16+
Юная кореянка предается фантазиям. Она хочет написать сценарий, и в ее голове рождаются истории о трех женщинах. У них разные характеры и судьбы: кто-то в разводе, кто-то в неудачном браке. Но каждую из них девочка наделяет именем Анна, и все Анны оказываются в одном и том же месте – приморском отеле, встречаются с одними и теми же персонажами. Анны разные, каждая выдает свою модель поведения, и в соответствии с этим мир по-разному на них реагирует.
Эти Анны – порождение фантазии девочки, части ее внутреннего мира. И точно так же в каждом из нас живут какой-то своей жизнью субличности – «под-личности», «внутренние личности». Именно они заставляют нас вести себя противоречиво, неожиданно выдавать несвойственные нам реакции. В субличности самой по себе нет ничего плохого или опасного. Опасно, если она выходит из-под контроля и устраивает внутреннюю революцию, захватив власть и поглотив саму личность. Чтобы этого не произошло, лучше со своими субличностями познакомиться. Если мы осознаем субличность – мы ей владеем. Если мы не догадываемся о ее существовании – можем попасть под ее власть. Субличность образуется вокруг нереализованной потребности. Чтобы лучше понять потребность, надо исследовать саму субличность. Все Анны в фильме – состоявшиеся женщины, пользующиеся успехом у мужчин, общительные. А какие субличности сидят внутри вас?
БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ
Режиссер Майк Ньюэлл, 2012
18+
Британский режиссер Майк Ньюэлл, взявшись за экранизацию известного романа Чарльза Диккенса «Большие надежды», продолжает тему о том, что характер человека определяется лишь генами и мыслями, которые во младенчестве ребенку внушают его родители или опекуны. В отличие от романов Джоан Роулинг, где все делятся на темных и светлых волшебников, диккенсовский мир намного проще и практичнее – здесь есть только богатые и бедные. Первые – в основном плохие, вторые – преимущественно хорошие. Майк Ньюэлл рассказывает нам историю главного героя – бедного, но благородного мальчика Пипа (Джереми Ирвин), сосредотачиваясь исключительно на его отношениях с героиней – Эстеллой (Холлидей Грейнджер). Пип воспитывается в семье своей взбалмошной сестры и ее мужа кузнеца. Эстелла – красивая девочка, благородна, но, к сожалению для Пипа, вообще не способна на любовь. Ее воспитала мисс Хэвишем, абсолютно убежденная в том, что все мужчины – сволочи. Девочка, надо сказать, уроки усвоила и вышла по расчету за самого богатого молодого человека Лондона. Тем временем на Пипа свалилось нежданное богатство от тайного благодетеля. Но новая жизнь продлится недолго. Бедные вновь станут благородными, а богатые останутся подлецами. Ну и любовь, конечно, прорвется сквозь сословные противоречия.
КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ
Режиссеры Гари Труздейл, Кирк Уайз, 1991, 3D – 2012
0+
Всем известная история одной «папиной дочки», которая все-таки вышла замуж, и довольно удачно, что в такой семье приключается редко. В психоанализе есть понятие «инцеста» как реальной сексуальной связи между кровными родственниками; и есть представление об «инцестуозности». Инцестуозность – скрытая, неосознаваемая сексуализация контакта между родственниками. Ведь для нашей бессознательной животной части непонятно, почему с родственником нельзя вступать в интимную связь – у животных это практикуется довольно часто. Возможное сексуальное влечение к родственнику сталкивается с впитанными с детства запретами на инцест, поэтому вытесняется – начинает отрицаться, игнорироваться. Тогда и возникает инцестуозность: на физическом уровне инцеста нет, а на психологическом – есть.
«Маменькин сынок» бессознательно влюблен в свою мать, а «папина дочка» – в отца. Такие устойчивые союзы держатся годами и десятилетиями, «детки» живут с родителями, жалуясь на то, что «не везет в любви». А на самом деле они бессознательно уже находятся в браке – со своим родителем! «Папина дочка» сравнивает с отцом всех своих поклонников. И, конечно, они в этой конкуренции проигрывают. На фоне идеализированного образа отца любой муж окажется «чудовищем». И задача девушки – увидеть в нем реального человека.