Вам понадобятся:
- набор цветного картона;
- макетный нож;
- цветная фотография.
Многие жизненные ситуации, на первый взгляд совершенно ужасные, становятся нормальными и терпимыми, если взглянуть на них под другим углом. Оказавшись в тупике, мы стараемся посоветоваться с искушенным и мудрым человеком, чтобы он помог нам «перескочить» из одной смысловой картинки в другую, тем самым перейти на новый уровень. И в том и в другом случае мы невольно прибегаем к специальной технике — рефреймингу.
Рефрейминг (от английского слова frame — рамка) — это техника, позволяющая «вставить старую картинку в новую рамку» или, наоборот, «вставить в старую рамку новую картинку».
Я не зря выбрала технику рефрейминга для практикума по смехотерапии, так как убеждена: юмор — это смена рамки, позволяющая грустную, нелепую или пугающую ситуацию увидеть в новом ключе, сделать ее смешной. Этим мы и занимались в компании Светланы, Дарьи, Ирины и Антона.
В качестве примера часто приводится рефрейминг, проведенный известным семейным психотерапевтом Вирджинией Сатир. Она работала с банкиром, крайне недовольным упрямством своей дочери. Между терапевтом и клиентом произошел такой диалог:
Терапевт: Вы ведь человек, немало преуспевший в жизни, не так ли?
Клиент: Да.
Т.: И что же, вы все это получили просто так?
К.: Нет, я пробился собственными силами.
Т.: Это значит, что вы довольно упрямы?
К.: Да.
Т.: Значит, вы имеете в себе нечто, позволившее вам достигнуть нынешнего положения и стать хорошим банкиром? И вам приходится иногда отказывать людям в чем-то, что они хотели бы от вас получить, потому что вы знаете, что это могло бы привести к дурным последствиям?
К.: Да.
Т.: Итак, в вас есть нечто достаточно упрямое, и оно действительно защищает вас от серьезной опасности.
К.: Да, конечно. Такие вещи нужно твердо держать в руках.
Т.: Так вот, если вы присмотритесь к вашей дочери, вы заметите, что это вы научили ее упрямству, научили ее, как постоять за себя, и этому нет цены. Вы подарили ей нечто, чего нигде не купишь, что может спасти ей жизнь. Представьте себе, как много может означать это упрямство, если ваша дочь однажды отправится на свидание с мужчиной, имеющим дурные намерения. (1)
Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий
1. Эксперимент
Для начала мы убедились, что рефрейминг работает не только в смысловом поле, но и в поле восприятия. Я подбирала к фотографии на цветочную тему (автор — Михаил Иошпа) разные паспарту — серое, коричневое, голубое, зеленое и розовое, а участники практикума оценивали, какое настроение чувствуется в каждом обрамлении. Выяснилось, что в серой рамке цветок становится унылым, депрессивным. В коричневом паспарту изображение выглядит значительно темнее, чем в голубом. Рамка цвета фуксии сделала изображение жизнерадостным и вызывающим. Зеленый цвет придал картине спокойствие и умиротворенность, приглушив все яркие цвета. Участники отметили, что на восприятие фотографии влияет не только цвет рамки, но и ее толщина. Рамка голубого цвета была настолько толстой, что изображение выглядело в ней неуместно, как будто его случайно поместили в это паспарту — толстая рамка смотрелась неплохо и без фотографии. Серое паспарту, напротив, было слишком тонкое, и его хотелось убрать, так как фотография значительно лучше выглядела без него. Эти наблюдения участников очень важны: иногда, переусердствовав с рефреймингом, можно потерять из виду исходную картинку или, наоборот, сделав слишком слабый рефрейминг, только подчеркнуть неблагополучие.
2. Тренировка
Затем участники в парах потренировались в искусстве смены рамки. Они по очереди рассказывали друг другу реальные ситуации из своей жизни и подбирали к ним «рамки». Так, к ситуации Светланы о том, что она недовольна глубокой ямой, раскопанной полтора года назад в ее дворе, были подобраны такие варианты:
- да, эта яма не дает тебе удобно припарковаться, зато ты имеешь возможность пройтись пешком, подышать свежим воздухом и оглядеться вокруг;
- благодаря яме ты узнала, какие инстанции отвечают за благоустройство двора, и теперь готова оперативно среагировать, если что-то произойдет;
- борьба с ямой сплотила всех жителей двора — они вместе осаждают управу и добиваются окончания ремонта; смогли бы они так сплотиться, если бы ямы не было?
3. Анализ
После отработки навыка рефрейминга участники поделились друг с другом впечатлениями. В дискуссии мы пришли к выводу, что не всякая смена рамок помогает взглянуть на ситуацию по-новому. Если в попытке переформулировать неприятную ситуацию «клиента» мы лишь приукрашиваем ее, это вызывает у него только раздражение. Представьте, что нам принесли полкило навоза и пожаловались на запах, а мы сбрызнули его духами, посыпали блестками и прикрепили бантик. Это — не рефрейминг, это — декорирование. Навоз не перестанет быть навозом, даже если в его запахе появятся нотки «Шанель». А вот беседа о том, как этот навоз благодаря химическим соединениям, ответственным за запах, обогащает почву для выращивания прекрасных цветов, — это смена рамки. Теперь запах — это маркер присутствия в навозе необходимых для роста веществ, а не причина для жалоб.
В дискуссии с участниками мы обнаружили, как часто, слушая жалобы близких, мы прибегаем к декорированию и как сложно применить рефрейминг так, чтобы действительно произошла смена рамок.
Профессиональные секреты
На мой взгляд, критерием удачно проведенного рефрейминга является юмор: если проблемная ситуация в результате вашего ответа стала комичной, смешной — рефрейминг удался! Юмор — это всегда смена контекста, а самые лучшие анекдоты — примеры нестандартного взгляда на ситуацию. Например:
Тонет корабль. Англичанин с трубкой во рту обращается к капитану:
— Сэр, какая из шлюпок для курящих?
Или:
Английский адмирал и епископ питали острую взаимную неприязнь и пользовались каждым случаем, чтобы поиздеваться друг над другом. Однажды они столкнулись на вокзале.
— Дежурный! — епископ подслеповато прищурился и ткнул толстым пальцем в увешанную орденами грудь адмирала. — Когда уходит поезд на Дувр?
— Через 20 минут, мадам, — ответил адмирал. — Но стоит ли путешествовать в вашем положении?
Израильский психолог Георгий Тамарин раздал тысяче израильских школьников в возрасте от восьми до четырнадцати лет описание Иерихонской битвы из Книги Иисуса Навина (6:15—23): «Иисус сказал народу: «Воскликните, ибо Господь предал вам город! Город будет под заклятием, и все, что в нем, Господу… и все серебро и золото, и сосуды медные и железные да будут святынею Господу и войдут в сокровищницу Господню…» И предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, [все истребили] мечом… город и все, что в нем, сожгли огнем, только серебро и золото и сосуды медные и железные отдали в сокровищницу дома Господня».
Затем Тамарин задал детям простой моральный вопрос: «Как вы думаете, правильно поступили Иисус и сыны Израилевы или нет?» Они могли выбрать: А (абсолютно правильно), В (в чем-то правильно) или С (абсолютно неправильно). Результаты разделились: 66% выбрали полную правоту, 26% — полную неправоту, а гораздо меньшее количество — 8% — оправдали их поведение частично.
Другой группе из 168 израильских школьников дали тот же самый текст из Книги Иисуса Навина, заменив Иисуса на «генерала Лина», а Израиль — на «китайское царство 3000 лет назад». На этот раз результаты эксперимента оказались прямо противоположными. Только 7% участников одобрили поведение генерала Лина, тогда как 75% признали его абсолютно неправильным. (Из книги «Бог как иллюзия» Ричарда Докинза.)