До сдачи школьных экзаменов остались считаные дни. Это «финишная прямая», на которой старшеклассники начинают бороться за результат на пределе своих сил и возможностей. Уже в мае экзаменационный стресс начинает косить ряды наиболее амбициозных выпускников (и их родителей).
Самые «озабоченные» идут на прием к психологу и просят: «Выпишите мне/моему ребенку какие-нибудь таблеточки, чтобы не волноваться на экзамене». Приходится им снова и снова объяснять, что «таблеточки» – это не к психологу, а к психиатру. Да и тот вряд ли вам их выпишет, потому что от экзаменационной процедуры никто еще с ума не сходил. Мероприятие это малоприятное, стрессогенное, но вполне преодолимое с помощью наших собственных внутренних (психологических) ресурсов.
Психологическая помощь
1. Миф о пилюле
Не надейтесь, что «волшебная таблетка» вам поможет на экзамене! Из своего опыта знаю, что чаще всего просят прописать какие-нибудь сильные успокоительные средства (транквилизаторы) или «что-нибудь, чтобы все вспомнить и хорошо соображать» (ноотропы). Но на самом деле это очень наивный подход.
- Важно понимать, что тревога, которую мы переживаем во время экзамена, активирует нервную систему. Именно беспокойство дает «пинок» нашим памяти и мышлению, мобилизует все наши способности, необходимые для успешной сдачи экзамена. Прием транквилизаторов подавляет эту активацию; человек действительно перестает волноваться, но… начинает хуже вспоминать и хуже соображать!
- Ноотропные препараты имеют неоднозначную медицинскую репутацию, и чаще их рекомендуют не школьникам, а пожилым людям. Кроме того, однократный прием ноотропов обычно ничего не улучшает. Говорить о каком-либо улучшении памяти или интеллектуальных способностей можно только после долгосрочного приема подобных препаратов (кумулятивный эффект).
Здесь же имеет смысл написать пару строк про стимуляторы вроде кофеина. У тревожного человека кофеин лишь усилит это самое состояние (вплоть до паники). Если человек тревожностью не страдает, то кофеин вполне способен «подстегнуть» наши познавательные способности, но лишь на очень ограниченное время (20–30 минут). Возможно, плитка горького шоколада, съеденная перед дверью экзаменационной аудитории, на какое-то время и поможет… Но вот хватит ли ее действия до конца испытания? - Главная ошибка заключается в переносе ответственности. Человек верит, что «таблетка подействует и все будет хорошо»; он надеется на таблетку больше, чем на самого себя. А вдруг в самый ответственный момент препарат не сработает? Или действие окажется не совсем таким, как ожидалось?
2. Напрасный труд
Наиболее частая ошибка старшеклассников (и их родителей) заключается в том, что чем ближе дата экзамена, тем больше времени и сил тратится на подготовку к нему. Мне известны случаи, когда школьники за двое – четверо суток до начала экзамена учились буквально по 14–16 часов в сутки. При этом они жертвовали не только общением с друзьями, прогулками на свежем воздухе и т. п., но даже сном и перерывами на прием пищи. Разумеется, ничем хорошим это не заканчивалось, так как к «часу икс» ребенок был настолько уставшим, что потом вспоминал свое состояние на экзамене как «сонное, тормозное и тупое». И результат тестирования был явно ниже уровня знаний экзаменуемого.
На мой взгляд, ключевая рекомендация для школьников, готовящихся к экзамену, заключается в том, что они должны жить (хотя бы за две – четыре недели до сдачи) в сбалансированном режиме дня. Баланс должен существовать в первую очередь между занятиями и отдыхом.
Если предметно говорить об отдыхе, то вне всякой конкуренции тут на первом месте достаточный (не менее семи – восьми часов) сон. Именно во сне происходит «доусвоение» (структурирование, закрепление в долговременной памяти, интеграция с ранее полученной информацией и т. д.) полученных в течение дня знаний. Сколько бы школьник ни корпел над книгами днем, все это будет бесполезно, если он не будет достаточно высыпаться!
Второй важнейший вид отдыха – двигательная активность на свежем воздухе. Достаточно простой пешей прогулки (хотя бы 30–40 минут в день), но если это будет велосипед, скейт, ролики и т. п., то только лучше! Наш мозг очень чувствителен к нехватке кислорода; а тонус нервной системы напрямую зависит от мышечной активности. Если мозг ежедневно не «выгуливать», то эффективность зубрежки будет в несколько раз ниже.
3. По верхам
Как правильно «зубрить»? Как лучше всего загружать информацию в мозг? В когнитивной психологии есть модели, согласно которым наш мозг работает аналогично кинокамере, запечатлевая любую попадающую в него информацию. Поэтому вот очень простая рекомендация: если школьник хотя бы один раз услышал/прочитал нужные к экзамену сведения, то они у него в голове уже присутствуют. Поэтому если делать выбор между «идеально выучить два раздела учебника» или «бегло пролистать весь учебник», лучше все-таки выбирать второй вариант.
Разумеется, это упрощенная картина. Информацию недостаточно однократно «загрузить» в мозг, ее ведь потом надо оттуда извлечь, желательно без искажений и в достаточном объеме. Информация извлекается из мозга благодаря связям, существующем между различными информационными единицами (фактами, понятиями, наглядными образами и схемами, примерами и др.). Это как клубок – чтобы его размотать, нужно тянуть за «связующую нить».
Вспоминать легко, если знания хранятся в голове не в виде груды разрозненных информационных единиц, а в виде системы взаимосвязанных знаний. Эти связи могут быть самыми разными (у людей разные стратегии обучения и разные способы формирования таких связей), но тут важно, чтобы сам ученик выбрал для себя какой-нибудь способ «связывания» информации и использовал его во время предэкзаменационной зубрежки.
Процесс написания шпаргалок – это активная обработка изучаемой информации (что очень полезно для ее усвоения) плюс «связывание» сведений из учебника с двигательной активностью и зрительным образом. Собственноручно написанный текст лучше воспринимается и запоминается. Кроме того, в отличие от скучного параграфа учебника, текст шпаргалки вы можете оформить по своему усмотрению. Например, включить в него какие-нибудь забавные надписи (а эмоции тоже помогают запоминанию).
Шпаргалка – это информационные связи, которые вы создали самостоятельно и извлечь из памяти которые будет гораздо удобнее, чем просто прочитанные страницы учебника.
Способов выстроить персональную систему знаний (т. е. «связать» запоминаемые единицы информации) множество! Кто-то пишет шпаргалки; кто-то рисует инфографику на всю стену; кто-то создает интеллект-карты (Mind Map); кто-то рифмует ключевые понятия, определения и правила в стихах; кто-то использует мнемотехники (типа «чертогов памяти») и т. п.
У меня на консультации однажды был старшеклассник, который серьезно увлекался танцами. Для него лучшим способом запоминания оказался перевод единиц информации на язык танцевальных движений. Он в буквальном смысле заучивал параграфы учебника в виде отдельных танцев. Способы «связывания» информации могут быть сколь угодно творческими, лишь бы они были понятны и удобны самому школьнику.