Бывают фильмы, после просмотра которых возникает такое ощущение, словно вы прослушали лекцию на тему «Что такое хорошо, а что такое плохо», поскольку, содержание «киношедевра» составляют грамотно изложенные прописные истины.
Так, к примеру, в фильме «Всегда говори «Да» — все миленько, простенько, понятненько — банальная история о том, как депрессивный банковский служащий Карл Ален (Джим Керри) попадается на удочку очередной массовой «технологии осчастливливания», предлагающей в качестве панацеи от всех психологических проблем современности просто говорить всем жизненным ситуациям и возможностям «да». В итоге все заканчивается традиционным хеппи-эндом, любовь побеждает, а над психологом-манипулятором осмелевший главный герой удачно подшучивает в последних кадрах фильма, оставляя всех апологетов учения в буквальном смысле не только без штанов, но и без всех остальных деталей гардероба.
Собственно говоря, на этом можно было бы и завершить наши рассуждения, если бы не одно совпадение — основное заклинание «да-менов» звучит точно так же, как заглавие одной из самых глубоких и страшных книг о человеческой психологии — «Скажи жизни «Да» Виктора Франкла. Единственное различие заключается в том, что в книге имеется еще подзаголовок «Психолог в концлагере».
ЖВАЧКА ДЛЯ МОЗГОВ
Вот тут возникает вопрос: как так получилось, что жизнеутверждающий пафос послевоенного манифеста гуманизма и дешевый рецепт «всеобщего счастья» выражаются буквально одними и теми же словами?
Дело в том, что по мере расширения потока выливаемой на современного человека информации старая добрая идея о «просвещении народных масс» наконец-то достигла своего апогея во многом благодаря использованию современных средств коммуникации. В результате появилось множество «творцов» и «пророков», успешно паразитирующих на адаптации сложных философских конструктов к условиям массового их употребления. А поскольку в ряды потребителей уже давно можно записать большую часть населения планеты, то и формы «оберток» для такого продукта приобрели необычайное разнообразие — от эзотерической попсы Пауло Коэльо до всевозможных «торговцев счастьем и успехом» из рядов всяческих околопсихологических технологий манипуляции сознанием.
Для того чтобы сделать идею понятной всем, т. е. универсальной с точки зрения ее употребления и «переваривания», нужно всего лишь превратить ее в интеллектуальный фастфуд и до предела упростить способ ее передачи. После такой «кулинарной обработки» любая, даже самая замечательная идея превращается в мало похожий на первоисточник суррогат. Технологически этот эффект достигается за счет того, что, во-первых, из процесса восприятия изымается самая ценная его часть — сомнение в истинности высказывания, которое, как известно, и движет европейским разумом со времен античности; во-вторых, используется замечательное свойство человеческой натуры — лень, которая вполне может достигать масштабов интеллектуального самоограничения. Люди не любят рыться в сложных материях самостоятельно, зато с детства обожают пересказы, когда прослушать сказку куда как приятнее, чем попытаться прочитать ее самому.
РЕЦЕПТЫ СЧАСТЬЯ
Мудрость, однако, не подходит для распространения на стадионах просто потому, что постижение большинства истин требует приложения собственных усилий. Так что простота изложения не только не способствует обращению к первоисточнику, но и усиливает иллюзию доступности. Вот и начинают заниматься изучением астрологии и эзотерики домашние хозяйки пенсионного возраста и скучающие жены моряков дальнего плавания, а депрессивные менеджеры средней руки находят утешение в бесконечном повторении простеньких заклинаний либо в костюмированных вечеринках по мотивам новомодных кинофильмов, что, кстати, замечательно проиллюстрировано в фильме на примере туповатого начальника Карла и его окружения. В общем, каждый по-своему борется с ежедневной необходимостью ходить на скучную работу и отрывать свой зад от насиженного дивана.
В чем же корни такого спроса на всевозможные простые рецепты и дешевые истины? Как ни странно, причина видится в общем материальном благополучии и комфорте. На фоне предельного упрощения бытовой стороны человеческого существования в массовом сознании западного человека победу явно одержала вера в то, что существуют такие же простые и удобные рецепты счастливого проживания своей жизни. То есть точно так же, как в любое время дня и ночи можно по телефону или Интернету заказать доставку на дом какой-либо вещи либо продуктов питания, можно заказать себе и простенькое универсальное счастье.
В результате понятие «комфортное существование» распространилось и на такую сферу, как ценности, убеждения и смыслы. Недаром сегодня существует целая индустрия, занимающаяся производством комфортного интеллектуального продукта, то есть такого, который бы, не дай бог, не зацепил, не поранил и не вывел из равновесия налаженную систему принятых в обществе пониманий.
Кстати, результатом такого потребительского отношения к смыслу жизни стала господствующая ныне уникальная по своей оторванности от каких бы то ни было исторических, религиозных и культурных реалий концепция «универсальных человеческих ценностей».
ЖИЗНЕННЫЙ СТУПОР
Но человек так устроен, что не может счастливо прожить жизнь без драм и трагедий, причем в античном их понимании — как самой сути человеческого существования, а не в виде отполированных средствами массовой информации страшилок наподобие репортажей с места очередных природных и военных катаклизмов или обсасывания подробностей чьей-нибудь гибели. Недаром, по статистике, процент суицидов и депрессий в экономически развитых странах намного превышает этот показатель в отсталых и неблагополучных. Получается, что тихая, мирная, скучная жизнь несет в себе ровно столько же опасностей, как и экстремальные условия выживания в концентрационном лагере. Мало того, в обоих случаях мы сталкиваемся с разными сторонами одной и той же проблемы человеческого существования: зачем жить или, говоря другими словами, в чем смысл этой самой жизни. И если Франкл в нечеловеческих условиях концлагеря нашел положительный ответ на этот вопрос в том, что для каждого человека смысл его существования является уникальным и неповторимым, то как быть с этим «проклятым вопросом» представителям цивилизации «простых рецептов» и «универсальных ответов», с детства приученных к потреблению мыслительного фастфуда?
Возвращаясь к фильму, одной из таких универсальных ценностей объявлены пресловутые «возможности», причем понимаются они, да простят нам невольный каламбур, в «обществе равных возможностей» исключительно как набор внешних жизненных событий — приключений, путешествий, развлечений и даже драк с мордобоем. Все равно это намного интереснее, чем ежедневное тупое сидение у телевизора, что, кстати, по результатам попавшихся мне недавно в Интернете свежих психологических исследований, является верным признаком человека несчастливого — счастливые люди, по утверждению того же источника, как правило, читают книжки.
На наше счастье, в список этих самых «возможностей» пока еще попадает любовь, однако и она уже заметно трансформирована привычкой к безболезненному душевному существованию — достаточно напомнить с какими оговорками и приключениями герой Керри соглашается-таки пустить в свою жизнь новую женщину. А уж вопросы из серии: «Нужны ли человеку все предоставляющиеся ему возможности? Сможет ли этот конкретный человек их все переварить и усвоить? Что произойдет после того, как первый интерес будет удовлетворен и перед человеком встанет проблема приспособления к абсолютно новым жизненным реалиям, которые он сам себе сгоряча нагородил, раскрывая для себя этот самый мир возможностей?» — в принципе остаются без универсального ответа.
Так что невзирая на изощренность массовой пропаганды «универсальных ценностей» извечный вопрос — в чем именно должна заключаться жизненная драма современного человека, для того чтобы его жизнь не превратилась в бессмысленную трагедию сидения у телевизора, — по-прежнему остается на совести каждого отдельно взятого индивида.