Американский психолог Дэн Ариели однажды провел любопытный эксперимент1, в котором две группы людей складывали фигурки роботов из конструктора «Лего» за небольшую плату. Всем участникам за первую собранную фигуру давали три доллара, «стоимость» каждой последующей уменьшалась на 30 центов. Решение, когда работа будет остановлена, принимали сами респонденты.
Разница между группами была следующей: в одном случае роботы оставались стоять на столе, а в другом – сразу же разрушались. Вы наверняка догадываетесь, в какой из групп участники бросили сборку после седьмой фигуры, а в какой – продержались до одиннадцатой?
О том, как сильно влияет на мотивацию работников осязаемость результатов их труда, написано множество книг и статей по управлению персоналом. Идея о том, что деятельность, не приносящая плодов в виде признания, статуса или финансового поощрения, приводит к быстрому выгоранию, тоже не нова. Но все эти знания немедленно упираются в «слепое пятно», когда речь заходит о «незаметной» повседневной работе, которая называется репродуктивным трудом.
Напрасный труд
- Продуктивным трудом называют работу, направленную на выпуск товаров, создание творческих произведений или оказание экономически значимых услуг.
- Репродуктивным – деятельность, не имеющую прямой экономической выгоды, но необходимую для нормального функционирования общества: дошкольное и школьное образование, медицину, уход за пожилыми людьми и т. д. Однако гораздо чаще термин «репродуктивный труд» используют в более узком смысле, подразумевая под ним неоплачиваемую «домашнюю» работу по обеспечению быта и взращиванию детей.
Ключевым моментом при обсуждении репродуктивного труда является его «невидимость». Приготовленные обеды съедаются, чистые полы пачкаются (иногда еще до того, как их закончили мыть), успокоенные дети снова находят повод для истерики… Итоги домашней работы можно описать фразой: «весь день крутилась, присесть было некогда – а к вечеру вроде ничего и не сделано».
На самом деле это, конечно, не так – для того, чтобы понять ценность бытовых дел, достаточно на пару дней перестать их делать. Однако тот факт, что результат деятельности нельзя поставить на полку или положить в кошелек, приводит к очень серьезной подмене понятий.
«Домохозяйка – сидит у мужа на шее», «Да она ни дня не работала – все с детьми возилась», «Какой там труд? Три кнопки нажать: на мультиварке, пылесосе да стиральной машинке!» – эти и многие другие цитаты показывают, с каким пренебрежением бытовой труд воспринимается в нашем обществе.
Между тем реальные расчеты2 показывают, что домашнее хозяйство отнимает в среднем около 49 часов в неделю у бездетных супружеских пар и приблизительно 56 – в семьях с детьми, а суммарное время, которое родители уделяют воспитанию и уходу за детьми за неделю, – около 102 часов!
Кстати, о статистике
По данным исследователей из разных стран, во всем мире репродуктивный труд имеет четкую привязку к полу: женщины тратят на него значительно больше времени, чем мужчины. Журналистка Бриджит Шульте приводит3 данные о том, что, несмотря на декларируемое равноправие, даже в прогрессивных государствах соотношение женских и мужских затрат на домашние дела составляет два к одному, а в странах «третьего мира» разница становится уже десятикратной.
Согласно исследованиям российских социологов, в нашей стране женщины уделяют домашним делам, по одним данным, на 16,5, по другим – на 17,5 часов в неделю больше, чем мужчины. Более того, по тем же результатам, большинство мужчин выполняют бытовые обязанности только по выходным, а 25 % мужчин – не выполняют их вовсе, в то время как большая часть женщин занята ими ежедневно.
Даже если каким-то видом репродуктивного труда занимаются оба супруга, в затратах времени вклад женщин оказывается4 в разы больше: например, на покупки у них уходит в среднем 6,86 часа в неделю (против 3,65 часа у мужчин), на приготовление пищи – 8,54 (в то время как у мужчин только 1,93) и т. д.
Распределение «невидимого труда» часто стараются выдать за частное, внутрисемейное дело – мол, супруги сами должны договариваться, кому мыть посуду и кому выносить мусор. Однако неумолимая статистика внятно показывает, что проблема носит системный характер: стереотипы о том, что уборка, стирка и уход за младенцами – это «женское» дело, насквозь пронизывают культуру и формируют совершенно разные ожидания от мужчин и женщин, вступающих в брак.
Считается совершенно нормальной ситуация, когда молодую девушку порицают, например, за неумение готовить: «А как же ты замуж-то выйдешь, такая неумеха?» Юноше в аналогичном случае предлагают совершенно другое решение: «Хватит тебе “Дошираком” питаться, найди себе невесту наконец!»
Под давлением общества, транслирующего установку «На первом месте должна быть семья!», женщины вынуждены сокращать время на выполнение оплачиваемой работы «вне дома», отказываться от командировок, повышения квалификации, а иногда и от продвижения по службе. Теоретическая возможность ухода в декретный отпуск (или частых больничных по уходу за маленькими детьми) часто становится причиной отказа кандидаткам в приеме на работу.
Ложное предназначение
Сторонники «традиционных семейных ценностей» часто заявляют, что выполнение репродуктивного труда – это истинное «предназначение» женщины, а значит, требовать его разделения с супругом, а уж тем более – подсчитывать его стоимость в финансовом эквиваленте – недостойно «правильной» жены и матери. Вознаграждением для нее является сама возможность заботиться о муже и детях, а сам процесс ухода за домом и домочадцами должен выполняться со смиренным удовольствием.
Между тем еще со времен античности до нас дошло предание о Сизифе – царе, которого боги наказали за попытку обмануть смерть. Он обречен вечно закатывать на гору тяжелый камень, который за несколько шагов до вершины всегда срывается вниз, и всю работу приходится выполнять заново. Выражение «сизифов труд» до сих пор используется для определения бессмысленной и бесплодной деятельности. Очень напоминает бесконечность и безрезультатность домашней работы, верно?
Надо отметить, что мужчины, разумеется, тоже могут испытывать подобные чувства – скажем, во время срочной службы исполнение приказов «копать от забора и до обеда» вызывает закономерное раздражение. Тем не менее, даже наличие подобного опыта зачастую не мешает им верить в то, что женщины как-то особенно «настроены» на домашнюю рутину, и саботировать бытовые обязанности в собственной семье.
Однако древнегреческому герою, по крайней мере, не предъявляли требований катить свой камень, испытывая от этого безусловное счастье – а от современных женщин требуют5 именно этого. Вполне логично, что у «хранительниц очага» возникает неизбежный диссонанс: вместо обещанного умиротворения почему-то наступает выгорание и ощущение бессмысленности собственной жизни. Особенно тяжелой ситуация становится, когда женщина оказывается в зависимом состоянии из-за наличия маленького ребенка, невозможности найти работу, семейного насилия и т. д.
Выгорание на ниве репродуктивного труда становится причиной хронического стресса, астении, психогенной депрессии, тревожно-фобических расстройств и т. д. Механизм их возникновения примерно такой: из-за усвоенного стереотипа «нужно быть хорошей девочкой» женщина выполняет огромный объем бытовых дел, обычно совмещая его с оплачиваемой работой или с уходом за младенцем.
Учитывая отсутствие видимых результатов ее усилий, мотивация к домашнему труду (даже если в первое время он совершался по собственному желанию) постепенно переходит из категории «я хочу» в категорию «я должна». При этом реальные чувства – гнев, обида, раздражение – маркируются как «неправильные», «неженственные» и долгое время подавляются. Рано или поздно сдерживать их лавину становится невозможно – и накопившиеся эмоции неизбежно «ломают» психику, проявляясь в виде тех или иных нарушений.
Сбросить камень
Заниматься репродуктивным трудом, безусловно, необходимо: без него качество жизни семьи (да и отдельно живущего человека) снизится до нуля, а универсальных роботов-домохозяев еще, к сожалению, не изобрели. Что же делать, чтобы не чувствовать себя при этом Сизифом, в бесконечный раз поднимающим свой камень в гору?
Рецепт одновременно сложен и прост. Домашние обязанности должны делиться между членами семьи так, чтобы каждый мог заниматься не только ими, но и творческим, продуктивным делом, а также имел достаточно времени на сон и отдых.
Если есть финансовая возможность, самые утомительные занятия можно отдать на аутсорс: пользоваться услугами клинеров и нянь, покупать готовую еду и т. п. И разумеется, при распределении бытовой нагрузки следует руководствоваться реальными возможностями партнеров, а не замшелыми постулатами о «вековых традициях».
Безусловно, счастливых семейных пар, где каждый уважает труд другого и сам честно вкладывается в уют и заботу о домочадцах, не так уж мало. Грустно то, что на фоне общих тенденций и транслируемых отовсюду традиционалистских «скреп» они выглядят редкими исключениями. Доживем ли мы до времени, когда равноправное распределение репродуктивного труда будет нормой? Хочется верить, что доживем…
Источники:
- Ariely D. TED Talk: What makes us feel good about our work? URL: ted.com/talks/dan_ariely_what_makes_us_feel_good_about_our_work ↩
- Макаренцева А. О., Бирюкова С. С., Третьякова Е. А. Представления мужчин и женщин о затратах времени на работу по дому // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 2. С. 97–114. URL: cyberleninka.ru/article/v/predstavleniya-muzhchin-i-zhenschin-o-zatratah-vremeni-na-rabotu-po-domu ↩
- Шульте Б. Мне некогда! В поисках свободного времени в эпоху всеобщего цейтнота. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. URL: litres.ru/bridzhid-shulte/mne-nekogda-v-poiskah-svobodnogo-vremeni-v-epohu-vseobschego-ceytnota/ ↩
- Евстифеева Г. Г. Гендерная структура домашнего труда в городской семье // Регионология. 2013. № 1 (82). С. 93–96. URL: cyberleninka.ru/article/n/gendernaya-strukturadomashnego-truda-v-gorodskoy-semie ↩
- Юрьев С. Истинное предназначение женщины, приносящее удачу и счастье // Настоящая психология. Гармоничное саморазвитие. Персональный блог Сергея Юрьева. URL: sergeiyurev.com/istinnoe-prednaznachenie-zhenshhiny/ ↩